Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Влияние оздоровительного массажа на физическое развитие детей первого года жизни

10.02.2017 373 601
Твердохлебова Оксана Юрьевна
Твердохлебова Оксана Юрьевна, преподаватель

Диденко Ольга Владимировна
Диденко Ольга Владимировна, студентка

Медицинский колледж имени В.М. Бехтерева

Как лечебное, расслабляющее и стимулирующее средство воздействия на анализаторы организма массаж известен в истории еще с древних времен. Первобытные люди поглаживали, растирали и разминали своих малышей чисто инстинктивно. Мамы видели, что их крохи перестают плакать, чувствуют облегчение при различных недугах, из вялых становятся более энергичными и игривыми. В Индии и Китае массаж выполняли священнослужители. Следует отметить, что в этих странах существовали специальные школы, в которых обучали приемам массажа. Массаж в примитивном варианте широко применяли и в Америке, и в Африке. Имеются сведения о том, что много веков назад массаж как лечебное средство был известен народам, живущим на островах Тихого океана.

Обеспечение гармоничного развития детей и достижение оптимального уровня здоровья — основная цель профилактической педиатрии. Для детей первого года жизни реализация программы повышения уровня здоровья составляет основу развития. Необходимо отметить, что каждый третий ребенок уже с периода новорожденности имеет различные отклонения в состоянии здоровья.

В первый год жизни двигательная активность играет роль основного средства общения организма с внешней средой. Ранний контакт с ней быстрее и качественнее адаптирует ребенка. Ведущая роль в развитии детского организма в первый год жизни принадлежит центральной нервной системе. С одной стороны, она связывает воедино все внутренние органы и регулирует протекающие в них процессы, с другой, она выступает в качестве посредника между организмом в целом и внешней средой. 

К моменту рождения самым развитым у ребенка оказывается спинной мозг, о чем свидетельствуют простейшие рефлекторные движения. Что касается головного мозга, то его относительная масса достаточно велика. В первый год жизни происходит формирование нервных клеток внутри каждого слоя коры обоих полушарий. 

В основе поведения каждого человека лежат условные и безусловные (врожденные) рефлексы. Новорожденный обладает только безусловными рефлексами (сосательным, оборонительным и др.), а условные у него начинают формироваться с конца первого месяца жизни по мере развития спинного мозга и подкорковых отделов мозга. В выработке положительных или отрицательных условных рефлексов у маленьких детей важное место занимают и органы чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Как известно, они представляют собой периферические отделы анализаторов, передающих в центральную нервную систему раздражения из внешней среды.

В основе механизмов, направляющих развитие организма, лежит движение или двигательная активность. Чтобы организм малыша мог в дальнейшем активно сопротивляться инфекциям, быстро реагировать на изменения в окружающей среде, необходимо чтобы в 1 год у него правильно и в срок сформировались двигательные навыки, не было мышечных зажимов. Тонус в правой и левой половине тела должен быть одинаков. Тогда в головном мозге ребенка складывается правильная картина мира, окружающего пространства.

Детский массаж выделяется как особый вид массажа, так как способствует не только оздоровлению или лечению ребёнка, но и более быстрому и гармоничному его психофизическому развитию.

Все вышеизложенное послужило основанием для проведения настоящего исследования, определило цель и задачи данной работы.

Цель настоящей работы - исследовать влияние оздоровительного массажа на физическое развитие детей первого года жизни.

Объект исследования - дети первого года жизни.

Предмет исследования - оздоровительный массаж.

Рабочая гипотеза: практика применения оздоровительного массажа способствует более раннему физическому развитию детей первого года жизни.

 Задачи:

  • Изучить научную литературу по вопросам влияния оздоровительного массажа на физическое развитие детей первого года жизни;
  • Изучить особенности работы массажного кабинета в детской поликлинике;
  • Изучить состояние здоровья детей первого года жизни до начала исследования в экспериментальной группе;
  • Проанализировать полученные данные в ходе исследования в экспериментальной группе;
  • Определить влияние оздоровительного массажа на физическое развитие детей первого года жизни.

Исследовательская часть:

Практическая часть дипломной работы проводилась на базе Городской поликлиники № 3 Детского поликлинического отделения № 5.

Для исследования  были использованы следующие материалы: 

  1. Медицинская документация: медицинские карточки детей первого года жизни;
  2. Материальная база массажных кабинетов;
  3. Анкеты родителей экспериментальной группы детей.

В исследовании применялся общетеоретический метод, суть которого состояла в анализе медицинской литературы по вопросам применения оздоровительного массажа среди группы детей первого года жизни.

Статистический метод явился базовым для обработки данных измерений во всех областях исследования. Данный метод был применен для обработки статистических данных.

Аналитический метод использовался при обработке результатов медицинских карточек детей первого года жизни и по поставленной цели и задачам данного практического исследования.

В исследовании был применен социологический метод, суть которого состояла в проведении анкетирования родителей детей, наблюдающихся в Детском поликлиническом отделении № 5 Василеостровского района.

Выводы:

  1. В первый год жизни детей в физическом развитии имеются проблемы неврологического и хирургического характера, связанные с особенностями течения беременности матери и ходом родовой деятельности.
  2. Применение массажных процедур на первом году жизни снижает количество осложнений, связанных с физическим развитием детей.
  3. Массаж оказывает положительное влияние на физическое развитие детей, не имеет побочных действий и обладает наиболее естественно-биологическим и оздоравливающим воздействием.
  4. При назначении массажных процедур амбулаторно имеются проблемы, связанные с длительностью ожидания начала курса, а так же время процедуры не всегда соответствует стандарту.
  5. Из-за загруженности специалистов по массажу в поликлинике, родителям довольно часто приходится долго, по несколько недель, ожидать наступление своей очереди.

Практические рекомендации:

Результаты, полученные в ходе практической части исследования, итоги обобщения и основные выводы позволяют рекомендовать:

  1. Уделять более пристальное внимание вопросу применения оздоровительного массажа детям первого года жизни в детской поликлинике.
  2. Необходимо увеличить количество штатных амбулаторных единиц медицинских сестер по массажу.
  3. Организовать в поликлинике дополнительный массажный кабинет с целью сокращения длительности ожидания начала курса массажа.
  4. Повысить качество массажных услуг методом коррекции продолжительности сеанса массажа.

 

Список литературы:

 

  1. Sevilİnal, Suzan Yıldız // HealthMED, Volume 6. - - Number 2. С. 24-26
  2. Абрашина Н. А. Лечебный и профилактический массаж для детей с нарушениями развития. М.: Флинта, 2014. – 200 с.
  3. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека: Учебник для студентов вузов, обучающихся по медицинским и биологическим специальностям. М.: РУДН, 2013. – 408 с.
  4. Апарин В.Е., Короткое Б.Н., Короткое А.Б., Короткова С.Б. -Лечебная физкультура и массаж как основные средства реабилитации детей с заболеваниями органов дыхания // Массаж. Эстетика тела. – 2012. - №1 (6). С. 33-35
  5. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. – 266 с.
  6. Баранов А. А., Щеплягина Л. А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). М.: 2014. – 415 с.
  7. Безруких М. М. Физиология роста и развития детей и подростков / М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. – М.: Союз педиатров России, 2000. – С. 229–238.
  8. Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж. М.: Советский спорт, 2001. – 271 с.
  9. Белоголовский Г. Г. Пособие по массажу. М., 2014.

 

Оригинал работы:

Влияние оздоровительного массажа на физическое развитие детей первого года жизни




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*