Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНа любом современном уроке английского языка нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем же его актуальность?
Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Обращаясь к истории проблемного обучения, можно выделить несколько периодов его становления. На протяжении нескольких столетий проблему активизации обучения путем использования различных методов и средств пытались решить такие педагоги как Сократ (основоположник майевтики), Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев. В конце 19 – начале 20 веков формируется исследовательский метод обучения, основанный на приемах развития познавательной самостоятельности обучающихся, нашедшей отражение в работах А.Я. Герда, А.П. Тинкевича, В.В. Половцева, Б.Е. Райкова. В отечественной педагогике второй половины 20 века различные подходы к организации проблемного обучения освещены в работах А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, Т.И. Ильина, А.В. Брушлинского и др.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов обучающихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у обучающихся возникает постоянная потребность в овладении новыми способами действий, умениями и навыками.
Целевые ориентации
Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
Развитие творческого и интеллектуального потенциала обучающегося.
Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.
Этапы постановки и решения проблемы
Проблемную ситуацию можно создавать на различных этапах урока: закрепление, актуализация знаний и др.
Этап первый. Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию. Преподаватель ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию. Определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям обучающихся. Студенты выявляют противоречие или ранее неизвестное в предложенном задании. Например,
Прочитайте следующий текст и поставьте подчеркнутые слова в скобках в соответствующие места в каждом абзаце. Подчеркнутые слова стоят в правильном порядке согласно тексту. В некоторых местах необходимо изменить пунктуацию. Какая цель каждого абзаца?
The advantages and disadvantages of travelling by TRAIN
1 Travelling by train has many advantages. there are no stressful traffic jams, and trains are fast and comfortable. You can use the time in different ways. You can just sit and read, or watch the world go by. You can work, or you can have a meal or a snack in the buffet car. (First of all, Also, for example,)
2 Travelling by train also has some disadvantages. It is expensive and the trains are sometimes crowded and delayed. You have to travel at certain times and trains cannot take you from door to door. You need a bus or a taxi to take you to the railway station. (However, For one thing, What is more, for example,)
3 I prefer travelling by train to travelling by car. I feel more relaxed when I reach my destination. (Despite the disadvantages, because …).
Этап второй. Анализ проблемной ситуации. Преподаватель организует работу по актуализации знаний, определению области знания и незнания обучающихся, подводит к формулировке проблемы. Студенты высказывают различные мнения по обнаруженному противоречию, выявляют область недостающего знания, формулируют выявленную проблему, определяют потребность в новом знании, способе действия. Например,
Первый абзац несет в себе информацию о преимуществах путешествия на поезде. Во втором абзаце говорится о недостатках путешествия на поезде. А в третьем – мои предпочтения путешествия на поезде несмотря на многие недостатки.
Этап третий. Поиск решения проблемы. Преподаватель организует поисковую, исследовательскую деятельность обучающихся. Студенты осуществляют отбор гипотез, выбирают метод решения проблемы. Например,
Догадавшись значение слов advantages, disadvantages и поняв, о чем идет речь в тексте, ребята по смыслу вставляют подчеркнутые слова в текст.
Этап четвертый. Решение проблемы. Преподаватель координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность. Обучающиеся осуществляют решение проблемы с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме (буквенной, графической).
На этом этапе недостающие знания, обучающиеся восполняют с помощью учебника. Например,
Этап пятый. Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий. Преподаватель подбирает соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляет действия контроля и оценки. Обучающиеся выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку. Например,
Переведя и зачитав перевод, необходимо заполнить таблицу или кратко в виде схемы выписать преимущества и недостатки путешествия на поезде.
На различных этапах проблемных ситуаций можно использовать различные задания.
Например, составлять задания по нахождению общих признаков, отличий. На заключительном этапе урока хорошо применять различные тесты. Вот такие:
Узнай животных по описанию или Узнай морское животное по описанию. Например,
It’s very long. It doesn’t have any legs. It eats small animals. It can be very dangerous (a snake).
It can swim in the water and walk on land. It has a very big mouth and big teeth (a crocodile).
Структура проблемного урока - универсальна и подходит для внедрения в педагогическую практику преподавателя не только английского языка, но и любого предмета.
Следует отметить еще один важный момент: проблемная ситуация на уроке – это еще и решение эмоционально-положительного комфорта в обучении, с которым связан интерес и увлеченность обсуждаемой темой или проблемой.
Выбирая способ решения, а затем, решая проблему самостоятельно, обучающийся становится в позицию субъекта обучения и, как результат, у него образуются новые знания, к пониманию которых он пришел сам.
Проблемный метод позволяет помочь обучающимся концентрировать внимание на учебном материале, удерживать внимание на уроке более продолжительное время, увеличить долю самостоятельности.
Следует отметить, что результатом применения данного метода в образовательном процессе стало более увлеченное выполнение учебных заданий, прослеживается формирование таких навыков, как наблюдать, также развиваются и коммуникативные навыки. Обучающиеся стали чаще обращаться к справочной и энциклопедической литературе, что играет важную роль в формировании самостоятельности при усвоении знаний.
Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка способствует формированию познавательной самостоятельности обучающихся начальных курсов.
Оригинал работы:
Актуальность проблемного обучения на уроках английского языка
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.