Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Павлова Антонина Ивановна об организации системы научно-методической работы

06.02.2017 269 459
Павлова Антонина Ивановна
Павлова Антонина Ивановна, заведующий методическим кабинетом

Мезенский педагогический колледж

В последнее время в образовании особое внимание уделяется не только помощи студентам, но и профессиональному росту преподавательского состава. Одно из таких направлений – система научно-методической работы, которая направлена на развитие профессионально-педагогического мастерства преподавателей, их готовности к реализации компетентностного подхода в подготовке современного специалиста. И в справочнике «Информио» была размещена работа заведующей методическим кабинетом Мезенского педагогического колледжа Павловой Антонины Ивановны, посвященная данной теме – «Роль научно-методической службы колледжа в развитии творческого потенциала педагогических кадров». Автор данной публикации рассказал, почему важно уделять внимание данной теме и как организована научно-методическая работа в Мезенском педагогическом колледже.

 

– Как в вашем колледже организована система научно-методической работы, на что она направлена и почему важна для учебного заведения?

 

– Научно-методической работа, организованная в соответствии с современными требованиями, является гарантом развития любой профессиональной образовательной организации. Сложившаяся в колледже система научно-методической работы направлена на развитие профессионально-педагогического мастерства преподавателей, их готовности к реализации компетентностного подхода в подготовке современного специалиста, а в целом – на повышение эффективности образовательной деятельности колледжа.

 

Система научно-методической работы педагогического коллектива организуется методической службой колледжа в соответствии со следующими основными направлениями:

 

- научная и инновационная деятельность преподавателей (организация участия педагогов в конференциях, региональных инновационных площадках, конкурсах, вебинарах, курсах повышения квалификации или переподготовки и др.);

- учебно-методическая работа (методическое сопровождение образовательного процесса в колледже, выпуск сборников, методических рекомендаций для студентов, проведение недели кафедр и др.);

- организация и руководство научно-исследовательской работой студентов (организация участия студентов в конференциях, конкурсах, олимпиадах и др.).

 

Деятельность методической службы колледжа направлена прежде всего на интеграцию усилий администрации, методистов, преподавателей, психологов, социальных педагогов, представителей работодателей, других специалистов, участвующих в методическом сопровождении образовательного процесса. Методическая служба содействует системе внутриколледжного управления в организации, совершенствовании, развитии методической работы, направленной на развитие профессионального мастерства педагогов. Организационным ядром модели является методический кабинет колледжа – центр инновационной, творческой, методической деятельности педагогов, их общения и саморазвития, социально-психолого-педагогической деятельности.

 

– Какие подходы используете в работе научно-методической службы?

 

– В работе методической службы большую роль играет индивидуальный подход к каждому педагогу. Это проявляется в таких формах работы, как проведение индивидуальных консультаций для педагогов по методическим вопросам, изучение, обобщение, распространение результативного педагогического опыта работы, подготовка статей и сборников для публикаций, оказание помощи в создании персональных сайтов и страниц на образовательных порталах в сети Интернет, организация работы проектно-исследовательских групп педагогов по актуальным направлениям работы.

 

Работа каждого педагога находят отражение в рейтинге профессиональной деятельности преподавателя по итогам отчетного периода. Большое внимание уделяется организации работы предметных кафедр, что также способствует повышению эффективности работы. Заведующие кафедрами составляют план работы на каждый период, отчеты о проделанной работе. В течение учебного года проходят недели кафедры. Педагоги определяют единую методическую тему. Каждый преподаватель проводит открытое учебное занятие, внеучебное мероприятие, организует олимпиады, конкурсы среди студентов.

 

– Какова роль научно-методической службы колледжа в развитии творческого потенциала педагогических кадров? И почему так важно развивать творческий потенциал педагогического состава?

 

Развитие творческого потенциала педагогического коллектива является залогом творческого, инновационного развития колледжа. Моделирование индивидуальных и коллективных образовательных перспектив как способов саморазвития и развития образовательных траекторий личности является важным направлением работы методической службы.

 

Наличие в профессиональной образовательной организации развивающегося педагогического коллектива в настоящее время рассматривается как необходимая гарантия, условие и средство для более эффективного и надежного обеспечения режима развития. Работа в этом направлении позволяет учреждению соответствовать современным требованиям, предъявляемым в настоящее время к профессиональным образовательным организациям. Большую роль научно-методическая служба колледжа играет в развитии мотивации членов педагогического коллектива к творческой деятельности, в формировании готовности преподавателей к инновационной работе.

 

Инновационная работа – важное направление деятельности Мезенского педагогического колледжа. Сущность инновационной работы заключается в поиске новых подходов к подготовке будущих специалистов, поэтому нововведения в практике образовательного процесса затрагивают процессы обучения и воспитания. Готовность педагога к новшествам – важный фактор развития инновационной работы в профессиональной образовательной организации. Организационно-содержательной основой инновационной деятельности в колледже является методическая система, ориентированная на совершенствование профессионально-методической компетентности педагогов, формирование их готовности к реализации компетентностного подхода в образовательном процессе. Координация инновационной работы осуществляется через деятельность кафедр, творческих, проблемных, проектно-исследовательских групп педагогов, постоянно действующего методического семинара. Деятельность методического кабинета направлена на координацию инновационной работы, подготовку материалов, статей, методических рекомендаций, отражающих ход, результаты, опыт работы педагогов. На заседаниях методического совета заслушиваются вопросы качества работы кафедр, организации и проведении методических недель в рамках работы школы педагогического мастерства. С целью активного включения в инновационную деятельность педагогов колледжа была организована работа творческих групп по темам: «Управление самостоятельной работой студентов»; «Повышение ИКТ-компетентности»; «Реализация компетентностного подхода на учебных занятиях и во внеурочной деятельности».

 

Определение главной проблемы образовательного процесса позволяет на основе полученных результатов вырабатывать проектные идеи программы развития на ближайший период, а также формировать и развивать инновационный потенциал педагогического коллектива. Основная цель Программы на 2017 – 2021 г.г.: создание практико-ориентированной образовательной среды в БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж» для подготовки конкурентоспособных и профессионально компетентных специалистов, готовых к эффективной работе, постоянному профессиональному росту и мобильности. Программа рассчитана на 5 лет и подразумевает принятие новых локальных актов, корректировки имеющихся.

 

Повышение квалификации – необходимое условие роста профессионального мастерства педагогов. Составлен перспективный план курсов повышения квалификации и курсов переподготовки, которые проходят в различных формах (очной, очно-заочной, дистанционной).

 

В период межкурсовой подготовки педагоги работают по индивидуальному плану профессионального развития, представляют результаты исследований на заседаниях кафедр, методическом, педагогическом советах, конференциях, большое внимание уделяют освоению современных педагогических технологий, направленных на формирование у обучающихся исследовательских компетенций. Большую помощь педагогам в освоении информационно-коммуникационных технологий оказывают преподаватели информатики колледжа, проводя практические занятия в рамках ежегодной методической недели. Все мероприятия сопровождаются выставками научно-методической литературы, методических разработок, проектно-исследовательских работ студентов. педагоги принимают активное участие в семинарах: «Реализация компетентностного подхода в обучении на современном уроке», «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания» и др. В колледже ежегодно выпускаются сборники, методические рекомендации в помощь студентам, преподавателям по актуальным вопросам образования. Так, в 2015-2016 учебном году выпущено более 50 таких сборников. В рамках школы педагогического мастерства во время методических недель кафедр рассматриваются актуальные вопросы обучения.

 

– Можете подвести какой-то итог по работе научно-методической службы в вашем колледже и дать краткие рекомендации на тему: «что нужно соблюсти, чтобы эффективно организовывать работу научно-методической службы»?

 

– Итогом работы можно считать результаты экспертизы, проведенной работниками Департамента образования Орловской области, которой подверглись все учреждения системы среднего профессионального образования Орловского региона. В ходе экспертизы оценивалась образовательная деятельность, сайты, воспитательная работа, производственная деятельность в аспекте трудоустройства и востребованности выпускников колледжа, научно-методическая работа, учебно-исследовательская работа студентов и так далее. Мезенский педагогический колледж занял 1-е место в рейтинге по итогам данной экспертизы (По результатам независимого рейтинга "Информио" Мезенский педагогический колледж занимает 1-е место в Центральном федеральном округе среди организаций СПО). В достижении этого успеха немаловажную роль сыграла система научно-методической работы в колледже. Эффективность работы во многом зависит от неравнодушного отношения к тому, что делает каждый из нас на своем рабочем месте.

 

 

Юля Григорович

Пресс-служба "Информио"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*