Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Технология модульного обучения

03.02.2017 561 798
Асташина Тамара Анатольевна
Асташина Тамара Анатольевна, преподаватель

Черемховский медицинский техникум

В настоящее время меняются цели и содержание образования, выпускается большое количество педагогической литературы, появляются новые средства и технологии обучения ,но какие бы не свершались реформы и модернизации. Урок остается вечной и главной формой обучения.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик Между ними (всегда) - океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Перед Учителем - живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, которых необходимо научить, воспитать, привить ценностные отношения к жизни.

Прав был Антон Семенович Макаренко, который сказал:»Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, но всегда по логике моральной проповеди».

Тема моей статьи : «Реализация технологии модульного обучения».

Технология - совокупность выбранных методов и приемов, применяемых для достижения поставленных дидактических целей.

Модуль – это целевой функциональный  узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая  цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объем  знаний, но и на уровень его усвоения.

Информационный блок - это именованный объект или функционально завершенный элемент содержания обучения в который закладывается одна или несколько самостоятельных целей.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному  обучению, интегрируя в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике нашего времени. Термин «модуль» - пришел в педагогику из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую к различным информационным системам и структурам.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью (или с определенной дозой помощи) должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать.

Каждому учащемуся вначале надо представлять всю модульную программу, разработанную на определенный  этап обучения.

При модульном обучении наименьшей единицей  содержания  обучения считают определенную тему или фрагмент темы, отвечающий конкретной дидактической цели и называемый учебный элемент модуля, т.е. модуль, имеет определенную структуру.

При изучении предмета «Общая и неорганическая  химия» в группах «Фармация» разработала структурную схему обучающего  модуля, в виде четырех учебных элементов: нахождение элемента в природе, применение элемента в народном хозяйстве и медицине, физические и химические свойства элемента, соединения элементов.

Учебный элемент – объект (предмет) или процесс (явление действительности), метод, способ и т.д. введенный в учебный процесс. Технология модульного обучения включает разные типы уроков: 

  1. Информацию (изложение нового материала преподавателем).
  2. Учебную деятельность обучающихся с использованием различных методов (комбинированные уроки).
  3. Закрепление изученного материала (семинар).
  4. Оценка знаний обучающихся и внесение коррективов в образовательный процесс.
  5. Контроль знаний обучающихся и внесение коррективов в образовательный процесс.
  6. Итоговый контроль.

Блок- схема(11 часов)

2 ,     2,    2,    2,     3.

И/ И /И / И/ У/ У /У / У /К /К /К .

«И» -информация.

«У» -усвоение.

«К» -контроль.

Темп деятельности у каждого ученика свой ,а по данной технологии ученик может самостоятельно регулировать скорость изученного материала в зависимости от своих возможностей и желаний.

Модули можно разделить на 3 этапа:

  1. Познавательные, которые используются при изучении основ наук.
  2. Операционные - для формирования и развития способов деятельности .
  3. Смешанные (для школы).

Ведущим принципом модульного обучения является принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей.

При модульной технологии рекомендуется использовать несколько правил:

  1. Перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений  учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.
  2. При обнаружении пробелов в знаниях учащихся необходимо провести соответствующую коррекцию.
  3. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т.д.).

Важным критерием построения модуля является структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие,  понимание, осмысление, применение, обобщение, систематизация.

Принципы модульного обучения:

  1. Материал излагается укрупненными блоками (несокращаемый минимум) от общего к частному (на первых уроках идет передача самого главного, значимого в виде схемы ,таблице, на последующих уроках идет его углубление).
  2. Многократный повтор изучаемого материала от 6 до 10 раз.
  3. Учебный материал изучается самостоятельно (или с определенной дозой помощи).
  4. Большая индивидуальная работа с учащимися.
  5. Принцип свободы выбора программы «А Б С».
  6. Принцип развивающего обучения.
  7. Принцип обратной связи.

Модули позволяют перевести обучение на субъект - субъектную основу индивидуализировать работу с отдельными  учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.

Типовая схема основных этапов модульного обучения:

  1. Проверка итогов предыдущей работы
  2. Презентация нового материала
  3. Изучение нового материала под руководством учителя
  4. Практика под руководством учителя
  5. Независимая самостоятельная практика обучаемых.
  6. Самоконтроль и самооценка результатов работы
  7. Подведение итогов занятия
  8. Определение домашнего задания
  9. Специальное повторение
  10. Контроль за знаниями учащихся

 Структура обучающего процесса

ДЕЛАЙ  ----  ПОЙМЕШЬ ------ ЗАПОМНИШЬ

Модуль - как опорный конспект, на уроках используется элементы генетической связи изученного материала, затрагивая основной закон природы:

Развития природы от простого к сложному.

Никак не могу закончить  поставить точку в своем выступлении.

Рождаются строчки.

Я однажды прочла у поэта,

Что травинка сложнее ракеты.

Есть кислоты и щелочи, атомы,  цепи,

И валентность, и газ я держу на примете

Только опыт ,друзья, ни один не удался

По созданию травинки. Вопросом остался.

Может кем-то из вас мой решится вопрос?

Но вот двор мой опять весь травою зарос.

Список литературы

  1. Учебное пособие «Дидактика» П.Ю. Цявичене, С.Я.Батышев, К.Я. Вазина, Н.Н. Суртаева, Т.Н.Шамова.
  2. Научно-практический журнал «Завуч» №5, 2013 г. Статья: «Технология модульного обучения»
  3. Интернет ресурсы.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Технология модульного обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*