Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности воспитания детей дошкольного возраста в Псковской губернии в конце XIX – начале XX вв

29.03.2012 1128 4303
Наталья Александровна Козлова


Рассматривая становление дошкольного воспитания в России, можно отметить, что в провинциальных областях и губерниях страны по сравнению с Санкт-Петербургом и Москвой детские сады появлялись значительно позднее, а их распространение происходило очень медленно. Первые детские сады были частными и платными их посещали дети зажиточных родителей. А для сирот открывались приюты за счет благотворительных обществ. Упоминание о первых детских садах в Москве и Санкт-Петербурге относится ко 2-ой половине XIXв., даже в начале XX в. не во всех губернских центрах, при наличии сиротских приютов, имелись детские сады. Не было их и в Псковской губернии. Воспитание подрастающего поколения  проходило преимущественно в семье.


Традиционная крестьянская семья была полифункциональным социальным институтом. Она выполняла не только собственно семейные функции – брак, воспитание детей, родственная общность, единство имущества и бюджета, - но являлась первичным производственным коллективом, а также религиозно-обрядовой единицей. Функции семьи определяли ее состав, внутреннюю структуру, взаимоотношения членов, распорядок жизни.


Сами крестьяне Псковской губернии считали семьей группу людей, связанных узами родства и свойства и живущих одним двором и общим хозяйством.

Численность крестьянской семьи несколько различалась. По данным конца XIX века в Псковской губернии средний размер крестьянской семьи, пользующейся надельной общинной землей, составлял 6,5 человек (самые малочисленные семьи – в Порховском уезде – 5,9 человек; самые многочисленные – в Островском – 7,2 человека). По сравнению с другими губерниями этот показатель был довольно высоким. Семьи так называемых пустошников, купивших свою землю и ведущих собственными рабочими силами самостоятельное хозяйство на этой земле, были, как правило, более многочисленными. Их средний размер на тот же период – 6,7 человек.[1]


Во второй половине XIX – начале XX вв. самым распространенном типом семьи на Псковщине стала малая семья, состоящая из родителей, их неженатых сыновей и незамужних дочерей. [3] Количество детей могло быть разным от 4 до 13 человек. Редкий случай, когда вообще не было детей.


К малолетним детям (блазень – маленький ребенок, глупый, несмышленыш, шалун) [2] крестьяне относились довольно равнодушно. Отец начинал замечать детей лишь с тех пор, как они становились способны к какой-нибудь деятельности.


Воспитание и обучение детей губернии шло на основе традиционного мировоззрения и жизненного уклада. Необходимо отметить постепенное и последовательное включение детей в трудовую, обрядовую, культурную жизнь общины. Формирование представлений о мире (природе, человеке, животных, птицах и др.) происходило, с одной стороны, на основе реальных знаний и опыта, передаваемого взрослыми подрастающему поколению, а с другой – через мифологическое мировосприятие и образное преломление явлений окружающего мира, что находит отражение в фольклорных текстах.


В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скороговорки, загадки, сказки, колыбельные песни, былички, страшилки, и т.д.).


Основная цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. Уже с пяти-шести лет дети втягивались в трудовую жизнь семьи и играли в ней с возрастом все большую и большую роль. Дети и подростки пасли скот, гусей, рубили хряпу (кормовая трава для скота), кормили домашних птиц, пололи, иногда бороновали. В летнее время, когда все работники и работницы уходили в поле, дети оставались сторожами в доме. Мальчики обычно помогали в работах отцу, девочки – матери. Обычное наказание детей за непослушание – порка.


Дети активно помогали взрослым и в домашних делах: возили воду, ухаживали за скотом; девочки постарше нянчили своих младших братьев и сестер.

Родители стремились не просто включать детей в трудовую жизнь семьи, а прививать интерес к труду, поощрять их за хорошо выполненную работу. 

Как правило, дети копировали взрослую жизнь, воспроизводя в игровой форме обряды семейного цикла. Девочки сами шили кукол из тряпок, изготавливали им одежду. Когда играли с куклами, укладывали их спать и пели колыбельные песни; «выдавали кукол замуж», «ходили в гости».


Дети и подростки также непосредственно участвовали в календарных и свадебных обрядах.


Несмотря на то, что семейное воспитание было преобладающим, Псковская губерния не осталась в стороне от становления светской системы детского призрения. Становление образовательного попечительства в Псковской губернии, как и в целом по России, было связано с деятельностью Ведомства детских приютов, которое являлось структурным подразделением Ведомства Учреждений Императрицы Марии. Комитет главного попечительства детских приютов был образован в 1838 г., а на местах сложилась государственная сеть дошкольных детских учреждений с разветвленной системой, включавшая в себя 2 Совета, 33 губернских попечительства, 68 приютов, при которых действовало 15 сиротских отделений.


В Псковской губернии с 1840 по 1917 гг. действовало Псковское губернское попечительство детских приютов, в ведении, которого состояло 4 учреждения: Псковский приют Святой Ольги (открыт 11 июля 1844 г.), Торопецкий приют Святой Ольги (открыт 11 июля 1860 г.), Холмский Кушевелевский приют (открыт 1 января 1867 г.) и Порховский (открыт 1896 г.). Первым председателем Псковского попечительства стал Ф.Ф. Бартоломей, а его супруга Е.М. Бартоломей заняла должность попечительницы. Заложенная ими практика стала затем традицией: губернскую благотворительность в области детского призрения возглавляли губернатор с супругой. [4]


11 июля 1844 года в зимнем кафедральном Благовещенском соборе, архиепископ Псковский и Лифляндский Нафанаил 1-ый Павловский, в присутствии всего губернского начальства отслужил божественную литургию, приурочив тем самым открытие приюта ко дню памяти Святой Ольги.


Руководство приютом в первые годы своего существования проводилось на общественных началах, созданным для этих целей местным попечительством. Первой попечительницей приюта была назначена Елена Михайловна Бартоломей /супруга губернатора/, а директором - правитель канцелярии губернатора Константин Иванович Пинабела. С 1858 по 1859 гг. попечительницей приюта была Варвара Степановна Перовская /мать Софьи Перовской/, супруга вице-губернатора Льва Перовского.


При открытии, в приют было принято 40 детей, из них 31 девочка и 9 мальчиков. Однако с 1863 года, в приют принимались только девочки. На тот момент пенсионерки жили в приюте до 12 лет. А остальные, приходящие дети могли посещать приют до 16 лет. По существу они только ночевали у родителей, а весь день они проводили в приюте, где они получали еду и образование.


Основной задачей руководства приюта, помимо воспитания воспитанниц, было изыскание денежных средств на содержание приюта. Помимо акций по сбору частных пожертвований, проводились концерты, благотворительные спектакли, который приносили доход в размере 200-300 рублей, проводились также и лотереи, вещи для которых жертвовались Псковичами. С конца 1872 года, у приюта появились постоянные жертвователи, которые обязывались ежегодно вносить сумму в размере не менее 100 рублей и получали взамен звание почетных членов попечительства. [4]


11 июля 1860 г. был открыт еще один детский приют Святой Ольги в уездном городе Торопце (6 декабря 1860 г. началось обучение). Детский приют был открыт на завещанный для этой цели статским советником В.Л. Нефедьевым капитал. Размещался приют на втором этаже каменного двухэтажного дома, который также принадлежал ему. В приюте воспитывались исключительно одни девочки в возрасте от 3 до 12 лет. Приют существовал на проценты с основного капитала учредителя, и с капитала, который образовался от лотереи и пожертвований частных лиц. Все капиталы хранились в Псковском Губернском Попечительстве детских приютов. Местная Уездная Земская Управа ежегодно выделяла на содержание приюта 300 рублей, также Торопецкое Городское Общество отпускало средства для содержания 4 воспитанниц.


В 1905 году в приюте содержалось 11 девочек, на полном содержании, и 37 девочек приходящих. Из приходящих, 17 девочек обучались за плату, которая составляла 12 рублей в год.


Воспитанницы по окончании курса обучения передавались на попечение родителей или заменяющих их лиц.


1 января 1867 года открыт Холмский "Кушелевский" детский приют, на средства, пожертвованные холмским помещиком, майором от кавалерии в отставке Лукою Ивановичем Кушелевым. Приют располагался в двух деревянных 2-х этажных домах. Цель приюта «благотворительная, для воспитания детей обоего пола, оставшихся беспризрения за смертью родителей». На момент открытия в приют прибыло 21 ребенок, из них 8 мальчиков и 13 девочек.          


Существовал детский приют и в Порхове, открытый в 1896 году, с основным капиталом в размере 4000 рублей.  При открытии, в приют было принято 20 детей [4].


В учебном процессе приютов применялись различные методики, так, к примеру, обучение грамоте организовывалось по методу Ушинского, правописанию по методу Некрасова, Закону Божьему – Чальцова, арифметике – по методу Евтушевского. Учебный процесс шел согласно утвержденной Министерством Народного Просвещения программе для народных начальных училищ. Основное внимание при обучении отводилось формированию и развитию у воспитанниц навыков ведения домашнего хозяйства. [5]


Смотрительницы приютов проходили обязательную подготовку в Санкт-Петербургском образцовом приюте, учителя подвергались проверке IVотделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии, и лишь после этого они получали право на службу и занятие соответствующих должностей. [6]

Мы можем отметить, что воспитание детей Псковской губернии конца XIX– начала XX века, всех возрастов преимущественно осуществлялось внутри семьи и общины, согласно жизненному укладу и традиционному мировоззрению. Основным направлением воспитания была подготовка ребенка к вступлению во взрослую жизнь, приобщение его к труду. Дети  активно включался в трудовую деятельность, сначала как помощники, а к 11-12 годам – в качестве полноценного работника. Воспитание  шло на основе реальных знаний и опыта, передаваемого взрослыми подрастающему поколению.


Учреждения же благотворительных обществ Псковской губернии – детские приюты – стали первыми, питомцами которых были и дети дошкольного возраста. Но эти учреждения нельзя назвать дошкольными,  во-первых, основная цель их деятельности заключалась в призрении малолетних. Во-вторых, дети, содержавшиеся в приютах, были разного возраста, принадлежали к разным социальным слоям общества.

 

Список литературы

1. Псковская губерния. (Свод данных оценочно-статистического исследования). – Т. 9. Погубернский свод. – Псков, 1912. – С. 20-21.

2. Псковский областной словарь – Вып. 2. – Л., 1973. С. 35.

3. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. – Т. 3. Озерная область. – СПб, 1900. – С. 116.

4. ГАПО, ф. 62, оп. 2, д. 49, л. 3,9, 21-23; д. 19 л. 61, 66

5. ГАПО, ф.62, оп. 2, д. 1, л. 12

6. ГАПО, ф. 62, оп. 1, д. 62-а




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*