Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Центр дополнительного образования как система внеучебной деятельности

01.04.2011 981 3023
Бурлакова Татьяна Ивановна
Бурлакова Татьяна Ивановна, руководитель Центра доп. образования

Мезенский педагогический колледж

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного, образования детей способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.

Дополнительное образование  – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека и государства.


Дополнительное образование нельзя рассматривать как  придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности учащихся. В науке дополнительное образование рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России».


Современная система дополнительного образования предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.


Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности обучающихся, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.


При организации системы дополнительного образования  в образовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:

1. Свободный выбор учащимися  видов и сфер деятельности.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности студента.

3. Возможность свободного самоопределения и самореализации.

4. Единство обучения, воспитания, развития.

5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.


Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования  которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и студента, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.


 Перемены, происходящие во всех сферах жизни общества, поставили перед образовательными учреждениями новые задачи, изменили, ориентацию их деятельности, в центре которой - создание развивающейся личности и условий её реализации.


Цель дополнительного образования – развитие мотивации студентов к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся.


Рост интереса у молодёжи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению знаний, профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками. Решая задачи всестороннего развития личности будущего педагога , в 2000 г. в Мезенском педагогическом колледже открылся Центр дополнительного образования. Решением проблемы развития мотивации личности к творчеству, освоению дополнительных квалификаций в подготовке будущих учителей и воспитателей, реализацией авторских  программ занимается Центр  «Истоки».


 Преподаватели нашего учебного заведения стремятся создать оптимальные  условия для развития личности обучающихся, оказать помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении  широкого круга дополнительных квалификаций.


В Центре, в свободное от учёбы время, обучаются студенты 1-4 курсов. По окончании обучения учащиеся получают удостоверение с указанной дополнительной творческой квалификацией.


Центр дополнительного образования «ИСТОКИ» включает следующие студии:

- Хореографический ансамбль «Престиж»

-Театральный коллектив «Вдохновение»

-Вокальный ансамбль «Физкульт – ура!» (юноши)

-Вокальный ансамбль «Элегия» (девушки)

-Вокальный ансамбль «Мелодия души» (девушки)

-Студия сольного пения «Музыкальный меридиан»

-Педагогический отряд «Радуга»

- Студия «Лепка керамических изделий»

-Студия «Декоративно- прикладного искусства»

-Студия бумагопластики

-Студия тестопластики

-Музей колледжа «Филин»


Занимаясь в Центре, студенты участвуют во Всероссийских конкурсах, Фестивалях, областных выставках и смотрах художественной самодеятельности.

В апреле 2009г. хореографический ансамбль «Престиж» стал победителем Всероссийского фестиваля ансамблей песни и пляски и хореографических ансамблей в г. Брянске. Театральный коллектив «Вдохновение» является лауреатом Всероссийского фестиваля «Рождественская ёлка - казачий круг».

Педагогический отряд «Радуга» активно планирует и осуществляет свою деятельность, организована «Школа вожатых», студенты активно участвуют в областных акциях: «Я выбираю жизнь»; «Детям счастливое детство»; «Солнечный круг»; «Я гражданин России». Таким образом, у педотрядовцев формируется активная жизненная позиция. Ежегодно мы принимаем участие в проведении учебно-методических семинаров «Новые технологии в сфере молодёжного детского отдыха и досуга» в рамках Российских ярмарок молодёжный инициатив.


Ежегодно преподавателями и студентами колледжа разрабатываются новые материалы по работе с детьми в ДОЛ. Куратором педотряда разработаны авторские программы летнего отдыха в ДОЛ: «Береднеевград» -патриотического направления, которая апробирована в 2007 году в ДОЛ «Небо Москвы» и награждена грамотой Управления общего и профессионального образования администрации Орловской области, советом по координации научной деятельности вузов при администрации Орловской области. В 2008 году написана программа «Дети +TV»,в 2009 программа «Театральная фантазия», за апробирование этой программы выражена благодарность администрацией ДОЛ «Фрегат» Московской обл., пос. Горки. В 2009 году все методические материалы по летнему отдыху собраны в сборник «Вожатый - профессия-птица» и выпущены в помощь студентам и педагогам.


Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с группой обучающихся во внеурочным время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности,  общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь их реализовать.


Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения студентов имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимые дела, трудовые акции).  В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов учащихся, способствовать решению задач нравственного воспитания. 

Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием , когда дело касается создания условий для развития творческих интересов студентов и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса.


Следует помнить о том, что дополнительное образование  предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний. В условиях образовательного учреждения дополнительное образование дает студенту реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение учащимся такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование  увеличивает пространство, в котором обучаемые могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Центр дополнительного образования представляет собой гибкую, оптимально организованную систему внеурочной деятельности, благодаря которой современный студент широко реализует свой творческий потенциал и овладевает дополнительными знаниями по выбранному направлению деятельности.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*