Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплинам образовательной отрасли

26.01.2017 683 1243
Волобуев  Анатолий Валентинович
Волобуев Анатолий Валентинович, преподаватель

Ейский медицинский колледж

Анализ содержания среднего профессионального образования, которое определяется на основе федеральных государственных образовательных стандартов, свидетельствует о смещении акцента в обучении с преподавания на учение, более того, все большее значение приобретает вопрос относительно организации самостоятельной работы студентов, которая является  составным  элементом основных  профессиональных образовательных программ в среднем профессиональном образовании и предусматривает развитие способности студентов к самообразованию, саморазвитию, что напрямую связано с формированием общих  (ключевых) компетенций выпускников профессиональных образовательных организаций.

Теперь важным является не использование ранее приобретенных знаний, а генерация и применение новых идей. Это приводит к появлению новых требований к подготовке кадров в среднем профессиональном образовании: обладание высокой компетентностью, умение постоянно пополнять свое  образование,  творчески  мыслить.

От того, как специалист будет проявлять инициативу, решать нестандартные задачи, планировать и прогнозировать  результаты своей  самостоятельной деятельности, зависит  его  профессиональный  рост, социальная востребованность, и в конечном итоге его конкурентоспособность.

Традиционная образовательная стратегия перестала соответствовать требования рынка, времени, запросов государства и общества. Изменение этих требований обусловлено изменением темпов жизни, наращиванием технологических новшеств. Формируется общемировое информационное поле.

Информатизация как процесс охватила все сферы деятельности человечества. Представителем времени становится специалист, овладевший необходимым объемом теоретических знаний, системой умений самостоятельной учебной и профессиональной деятельности, готовый в любой момент повысить квалификацию или даже переквалифицироваться.       

К специалистам применимы такие характеристики как компетентность и мобильность. Одной из основных идей становится идея непрерывного образования в течении всей жизни. Для того чтобы это было возможным, необходима сильная субъектная позиция обучающихся, наличие приобретенных и развитых компетенций, в том числе и образовательных как условий готовности и желания выполнять определенные действия. Таким образом, в России в разных вузах реализуются, как деятельностный, так и традиционный подходы.

Компетенции и компетентность представляют собой взаимоподчиненные компоненты активности субъекта. Компетенция выступает как потенциальная активность, готовность и стремление к определенному виду деятельности – это тот потенциал компетентности, который может быть реализован в определенной сфере деятельности, должен стать действенным с помощью механизмов самоорганизации, саморегуляции.

Компетентностная модель специалиста создает предпосылки для ориентации на цели – перспективные векторы развития: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности.

Реализация компетентностного подхода в полной мере возможна при использовании модульно-рейтинговой технология обучения и контроля самостоятельной работы.

Современные стандарты и требования к высшему образованию формулируются на основе приоритетного национального проекта «Образование», который получил свой старт в 2005 году. Данный проект призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которого станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

В проекте выделяется 2 основных опоры развития: выявление и поддержка талантливой молодежи, внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов. Отвечая времени, подразумевается информатизация образования, поддержка инновационных программ.  В связи с этим, парадигма знаний сменяется парадигмой компетенций. На первый план выходят задачи выявления и передачи современных способов организации мыслительной работы человека. Нынешние требования говорят о практикоориентированном обучении. Только в процессе личной активности и выполнения операций деятельности студент также учится рефлексии и формированию новых целей. Текущие задачи образования способствуют повышению доли самостоятельной работы студентов и ориентируют на воспитание конкурентоспособных специалистов.

Самостоятельная работа студентов рассматривается не только как специфическая форма специально организованной учебной деятельности, но и как составная часть учебно-профессиональной деятельности, имеющей соответствующую мотивацию, цель, предмет, условия, механизмы реализации.

Поскольку самостоятельная работа студентов должна занимать значительное время в его подготовке как специалиста, то он может научиться при определенной ее организации анализировать проблемные ситуации, формулировать задачу, находить и обосновывать алгоритм ее решения, реализовывать ее, проверять правильность полученных результатов.

На сегодняшний день педагоги  сталкиваются с противоречием. В большинстве своем они работают в традиционной образовательной системе. С другой стороны, модернизация среднего образования, проводимая в стране в последние годы, предлагает новые стандарты и правила образования.

В настоящее время наблюдается низкая активность и заинтересованность студентов в собственном образовании, что сказывается на качестве их подготовки. Увеличение доли самостоятельной работы необходимо, как для личностного, так и для профессионального роста.

Формирование у студентов навыков познавательной самостоятельности становится одной из приоритетных задач профессионального образования. Поэтому задача педагогов заключается в создании условий для видения студентами перспектив своей профессии. Сформированностьобщеучебных умений и навыков студентов является фундаментом для успешности дальнейшего освоения специальности.

Помимо лекционной формы преподавания используются семинары, практические и лабораторные занятия, тесты с само- и взаимоконтролем, ситуационные задачи и т.д. Они способствуют активизации самостоятельной деятельности студентов за счет закрепления и проверки уровня усвоения учебного материала в процессе диалогического, межличностного общения педагога и учащихся.

Самостоятельная работа имеет несколько компонентов, реализация которых позволит говорить о сформированности тех или иных компетенций у студентов.

Исполнительный компонент требует от студента определенного уровня базисных знаний и умений; развитие способности к анализу, синтезу, сравнению, абстракции, обобщению; навыков работы с информацией (быстрота чтения при сохранении высокой степени понимания текста, умений конспектировать, составлять тезисы, доклады и т.п.).

Рефлексивный компонент предполагает наличие умения определять границы известного и неизвестного с целью получения недостающей информации, критичность к действиям и умениям, способность соотнесения знаний о своих возможностях и возможных преобразованиях в предметном мире и самом себе с требованиями деятельности и решаемыми при этом задачами.

Организационный компонент включает в себя следующие умения: определение объема выполняемой работы, выделение этапов работы: постановка цели и задачи на каждом этапе деятельности, распределение времени при выполнении задания, организации рабочего пространства, привлечение дополнительных средств для самостоятельного выполнения задания. Кроме того, данный компонент предполагает определенный уровень сформированности умения управлять собой.

Контрольный компонент включает в себя способность оценивать качество, как конечного продукта, так и отдельных этапов самостоятельной работы, умение выбрать адекватные формы и методы оценки.

С точки зрения А. А. Вербицкого, самостоятельная работа студентов представляет собой форму учебной деятельности, направленной на эффективное усвоение объективированного опыта человечества, на развитие и совершенствование познавательной сферы будущего специалиста. Данное определение отражает сущность контекстного подхода, выработанного А.А. Вербицким, согласно которому высшее образование на всех его этапах должно быть максимально профессионализированным. Этот подход тоже опирается на понятие деятельности, в соответствии с которым, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной деятельности субъекта. Основными принципами контекстного обучения являются: активность личности, проблемность, постепенное последовательное моделирование в формах учебной деятельности элементов деятельности профессиональной. В представленных определениях четко прослеживается деятельностный компонент с точки зрения педагогической психологии.

Самостоятельная работа студента, с одной стороны, направлена на закрепление изученного материала учебной дисциплины, на который опирается новый учебный материал, запланированный для теоретического изучения на аудиторных занятиях, с другой, - на осмысление структуры и логики нового учебного материала – результата этих занятий, последующее его углубление до уровня его применения на практических занятиях, что обеспечивает фиксацию знаний в долговременной, логической памяти и формирует систему профессиональных знаний. Итоговым результатом использования самостоятельной работы студентов является культура учебной деятельности, переходящая в культуру профессиональной деятельности специалиста. Понимание СРС как процесса усвоения знаний, формирования профессиональной культуры и качеств специалиста довольно четко характеризует цель и содержание. Характеристикой уровня культуры учебной деятельности студента и ее развития в профессиональной деятельности студента как формирующегося специалиста является наличие творчества в деятельности и, в частности, самостоятельной работе.

Самостоятельная работа студентов является одним из важнейших и наиболее эффективных элементов обучения в колледже.

Она делится на аудиторную и внеаудиторную. К традиционным аудиторным видам самостоятельной работы относят выполнение лабораторных работ, контрольных и самостоятельных работ, написание контрольных и т.п. К внеаудиторным видам самостоятельной работы относят подготовку к аудиторным занятиям (выполнение домашних заданий, подготовку теоретических вопросов к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям), выполнение курсовых и дипломных работ, подготовку к сдаче зачетов и экзаменов и т.п.

И в заключении можно сделать вывод, что самостоятельная работа является одной из форм организации учебной деятельности обучающихся, которая способствует развитию самостоятельности и активности, а также стимулирует развитие творческих способностей студентов. И как говорил известный педагог Л. Г. Вяткин - самостоятельной работой является такая учебная деятельность, при которой в условиях систематического уменьшения прямой помощи преподавателя обучающиеся выполняют задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, навыков, умений и формированию познавательной самостоятельности как черты личности.

 

Оригинал работы:

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплинам образовательной отрасли




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*