Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности работы куратора с группами нового набора

28.03.2012 2380 6383
Гольцова Наталья Владимировна, преподаватель психологии

Биробиджанский медицинский колледж
«В воспитании нет ничего ничтожного».

Н.И. Пирогов


Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя.
А. Острогорский

 

«Куратор» (от лат. curator) — тот, кто наблюдает за ходом определённой работы или иным процессом. В современном мире слово куратор используется во многих областях деятельности:  куратор академической группы (он же  Тьютор).


Работа куратора на первом курсе учреждений среднего профессионального образования сложна и кропотлива. В течении года предстоит сформировать коллектив группы, изучить личность каждого обучаемого, обеспечить его индивидуальное развитие.


 Цели  куратора:

  • помочь студенту преодолеть трудный жизненный период и содействовать его адаптации в колледже;
  • содействие гармоничному многостороннему саморазвитию каждого    студента группы;
  • контроль и поддержка учебной  деятельности студенческой группы.

Для ведения успешной работы со студентами куратор должен быть корректен, толерантен (терпим) и эмоционально устойчив. Он должен быть готов к первоначальному недоверию со стороны студента и уметь это недоверие преодолеть. Куратор должен занимать активную педагогическую позицию. Поэтому, зачастую педагогу необходимо первым идти на контакт и самому стараться вовлечь студента в разного рода мероприятия или студенческие инициативы. С другой стороны, не стоит быть слишком навязчивым и излишне опекать студентов, т.к. студенчество - это особое социально-духовное состояние молодого человека, и слишком сильное посягательство на его свободу может иметь негативные последствия.


Не стоит во главу угла ставить только учебные достижения студентов, главным является нравственные качества личности и любовь к людям, что очень важно для будущей профессии медработника. Великий Альберт Энштейн говорил: «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мускулы, но нет лица».


В работе куратора очень важным является планирование. Для себя я составила следующий план, причем работа над каждым пунктом не заканчивается с началом следующего, а идет параллельно.

 

План работы.

 

1. Заочное знакомство с группой.

Заочное знакомство с группой началось до начала учебного года, когда из приемной комиссии была получена личная информация о студентах группы.

 

2. Знакомство с колледжем.

Знакомство студентов с колледжем (историей, традициями, требованиями к студентам, администрацией и т.д.) началось с 1 сентября и продолжалось весь семестр. (Мероприятия: сентябрь- экскурсия по колледжу, октябрь – кураторский час «История развития Биробиджанского медицинского колледжа», на организационных кураторских часах знакомство с уставом колледжа, расписанием занятий, традициями).

 

3. Знакомство в группе

Изначально, конечно, это осознание принадлежности к группе. Был проведен кураторский час «Давайте познакомимся!», «Сердцу милый край». Исследование личностных особенностей студентов группы осуществлялось посредством диагностического инструментария (анкетирование, тестирование, беседы по «душам», наблюдение, ценными являются мнения преподавателей ведущих текущие дисциплины). Значимо общение с родителями.  Благодаря этому  сформировалось наиболее полное представление о группе в целом, внутригрупповых тенденциях, особенностях межличностного взаимодействия студентов.

 

4. Выбор актива группы.

В актив группы входят: староста, профорг, физорг, редколлегия, бригадиры подгрупп.


Куратор сам должен организовать проведение выборов актива. До того как проводить выборы, необходимо ознакомить студентов с правами и полномочиями представителей актива. Нельзя допускать, чтобы кандидатуру выбирали против его желания, а также, чтобы студенты равнодушно относились к выбору активистов. Следует предупредить студентов о том, что актив всегда можно переизбрать, и периодически члены актива группы должны отчитываться о проделанной работе.


Задача куратора во время выборов актива группы состоит в том, чтобы настроить студентов на серьёзное отношение к происходящему и не влиять на принятие решений (даже если будет казаться, что выбор сделан неверным). У нас в группе выбор актива проходил сложно из-за общей пассивности, но, в общем-то, с этой задачей мы всё-таки справились и студенты сами определились со своим выбором.

 

5. Деятельность куратора по адаптации студентов нового набора.

Адаптация первокурсника в колледже – первая, наиважнейшая задача куратора. В колледже студенты сталкиваются с рядом проблем, разрешение которых без должной организации и управления со стороны педагогов может привести к стрессам, неуспеваемости и значительному ухудшению здоровья.


Адаптироваться нужно:

Во-первых, к учебному процессу, который во многом отличается от школьного.  

Во-вторых, к новому коллективу. Определить «свое место под солнцем, завоевать авторитет и уважение однокурсников».

В-третьих, к новым условиям жизни: самостоятельной организации учебы, быта, свободного времени.

В-четвертых, к новым отношениям с родителями, т.к. подросток становится постепенно независимой личностью.


Причины трудностей адаптационного периода.

- отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного, рабочего коллектива;

- неопределенность мотивов выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;

- неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения деятельности;

- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

- отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с книгой;

- слабая база знаний из школьной программы.

Эти трудности различны по происхождению. Одни объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, недостатками воспитания в семье и школе.


Адаптационные мероприятия.

Успешный ход адаптации невозможен без глубокого изучения индивидуальных особенностей личности. Это возможно, если студентов привлекать к различным видам деятельности:

- дежурство;

- генеральная уборка, субботник;

- подготовка кураторских часов;

- разовые поручения;

- участие в мероприятиях колледжа, общежития;

- просто беседы «по душам» и др..


Имеет значение установление контакта с родителями. В связи с этим помимо общения вынужденного с родителями проблемных студентов, проводилась работа по подготовке к родительскому собранию. Для этого родителям каждого студента было отправлено письмо, где помимо краткой информации о достижениях их студента, были даны контактные телефоны куратора и администрации колледжа, для получения текущей информации об успеваемости, посещаемости и общественной активности их ребёнка.


Куратор осуществляет контроль посещаемости занятий и академической успеваемости студентов. В случае проблем куратор проводит со студентом:

- разъяснительную беседу с целью выяснения причин низкой успеваемости или  пропусков занятий;

- ежемесячный контроль успеваемости, посещаемости, студентам, имеющим отработки готовится индивидуальная мини-выписка их задолженностей;

- извещение родителей о проблемах их студентов;

- при необходимости проблемные студенты направляются на заседания кураторов колледжа при заведующей отделением, совет по профилактике правонарушений или студсовет.


Куратору необходимо также координировать свою работу с педагогами общежития, в котором проживают студенты. Посещение общежития проводится систематически – не реже 2 раз в месяц, а в первый год обучения намного чаще.

В общежитии куратор:

- изучает наличие и содержание проблем студента;

- знакомится с организацией его быта;

- вырабатывает с воспитателем общую стратегию работы с проблемными студентами, проживающими в общежитии.

 

6. Помощь студентам в учебе, самореализации.

Конечно, есть студенты, которые легко и свободно вписываются в систему требований норм и социальных отношений колледжа, но большинство подвержены дезадаптации, т.е. студент становится невнимательным, менее ответственным, хуже учится по сравнению со средней школой, появляется чувство неуверенности. Поэтому куратору необходимо помочь студенту проявить себя, найти своё место в группе, в макро среде колледжа, общественных отношениях.


Очень важно вовремя замечать достижения и успехи студентов. Это сближает и укрепляет доверие между куратором и студентами. По итогам семестра родителям студентов отправляются благодарственные письма. 

  

Особо хочется отметить! На первом курсе у студентов должно формироваться целостное отношение к будущей профессии, уважительное отношение к колледжу, педагогическому коллективу, корпоративная культура. Необходимо помнить, что одна из главных целей социально-педагогического процесса состоит в том, чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, способного в будущем самостоятельно разрешать возникающие перед ним проблемы. Поэтому, контроль и наблюдение за общественной и учебной  жизнью студентов, должен идти по убывающей – с каждым курсом  все менее и менее заметными, давая простор целенаправленной активности молодого человека.


В заключении хочется сказать, что одним из главных правил, которым должен руководствоваться куратор группы в работе со студентами, является принцип «Не навреди».




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*