Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учимся и дерзаем! Опыт работы руководителя кружка по инфекционным болезням

24.01.2017 855 1663
Ульянова Нина Михайловна
Ульянова Нина Михайловна, преподаватель

Кисловодский медицинский колледж Минздрава России

Подготовка медицинских работников среднего звена компетентных, а значит, конкурентно способных на рынке труда, не возможна без личностно-ориентированного подхода, направленного на активизацию стремления обучающихся к повышению его профессиональной и социальной позиции, стремления готовить себя к предстоящей профессиональной медицинской деятельности.

Включение студентов в различные виды учебной деятельности позволяет повысить их познавательную активность, реализовать связь теории с практикой, побуждает студентов к самостоятельной продуктивной деятельности.

Медицинская наука постоянно развивается, мы видим её достижения и внедрение их в практику здравоохранения.

Учитывая это, каждый медицинский работник должен повышать свои профессиональные знания на протяжении всей производственной деятельности. Для этого уже во время учебы в колледже необходимо сформировать у студента мотивацию в расширении профессиональных знаний, научить его поиску, анализу, осмыслению и обобщению необходимой информации.

Формирование потребности к творческой, исследовательской и поисковой деятельности у студентов нашего колледжа проводится не только во время занятий, но и во вне учебное время.

Человек и возбудители инфекционных заболеваний тысячелетия тесно связаны между собой. За это время человечеству удалось полностью избавиться только от одной особо опасной инфекции – натуральной оспы, прекратив циркуляцию возбудителя путем тотальной вакцинации населения всех стран мира. Возможность полного избавления человечества от инфекционных заболеваний на современном этапе развития общества невозможна. Наоборот, открываются новые возбудители инфекционных болезней, один из них вирус иммунодефицита человека. Среди «возвращающихся» инфекций необходимо отметить туберкулез, дифтерию, корь, холеру, малярию и др.

В мире ежегодно инфекционные и паразитарные заболевания становятся причиной смерти сотен тысяч людей, у многих переболевших остаются неизлечимые осложнения.

В 2015 г. в Российской Федерации зарегистрировано 32 млн. 956 тыс. 389 случаев инфекционных и паразитарных заболеваний, что на 4,1 % выше показателя 2014 г. (31 млн. 602 тыс. 103 случая). Несмотря на то, что в последние годы наметилась тенденция к снижению заболеваемости туберкулезом, на сегодняшний день туберкулез сохраняет за собой статус одной из социально значимых для Российской Федерации инфекций. В 2015 г. зарегистрировано более 83,8 тыс. впервые выявленных случаев активного туберкулеза, показатель заболеваемости составил 57,39 на 100 тыс. Туберкулез входит в 8 основных причин смерти в РФ.

С целью расширения профессиональных знаний студентов по актуальным вопросам инфекционных болезней, эпидемиологии и микробиологии в нашем колледже в сентябре 2014 года создан студенческий кружок по инфекционным заболеваниям, эпидемиологии и микробиологии.

В учебно-исследовательской работе участвуют студенты специальностей «Лечебное дело» и «Сестринское дело» (10 – 12 человек).

Цель организации кружка – углубленное изучение отдельных актуальных инфекционных заболеваний, новых выявляемых возбудителей, развитие познавательной и интеллектуальной активности студентов.

Цели учебно-исследовательской работы - обеспечение всестороннего и гармонического развития студентов:

-воспитание чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга;

-воспитание культуры поведения и общения, инициативности и коммуникативности;

-овладение методами познания и аналитического мышления,

-развитие внимания, памяти, восприятия, воображения, речи;

-формирование способности к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов и навыков обработки информации с помощью информационных технологий.

Творческая деятельность студентов заключается в анализе полученной информации, использовании её для выводов по теме исследования, планировании дальнейшей деятельности. При подготовке сообщений, докладов и презентаций студенты учатся анализировать информацию, выделять в ней главное, делать выводы.

Задачи учебно-исследовательской деятельности кружка:

  1. Расширить теоретический кругозор и эрудицию студентов.
  2. Научить студентов методам исследовательской работы: постановке целей и задач, методам исследования, поиску и обработке материала, анализу полученной информации, подведению итогов исследования.
  3. Отработать навыки публичных выступлений, сформировать потребность в творчестве.

4.Обеспечить участие членов кружка в открытых заседаниях кружка, студенческих, научно – практических конференциях, содействие в публикации результатов исследовательских работ.

Этапы учебно-исследовательской деятельности кружка:

  1. Знакомство студентов с целями и задачами кружковой учебно-исследовательской работы, составление плана и графика работы, обсуждение и утверждение темы учебно-исследовательской работы.
  2. Обучение студентов методам и способам ведения исследования.
  3. Обучение студентов основам статистической обработки данных.
  4. Проведение студентами учебно-исследовательской работы по утвержденной теме.
  5. Выступление с результатами учебно-исследовательской работы на открытых заседаниях кружка, на студенческих и научно - практических конференциях, публикации материалов исследования.

Руководитель кружка организует безопасную деятельность студентов во внеурочное время: во время проведения занятий и других мероприятий, отвечает за жизнь и здоровье студентов.

В первый год работы кружка были разработана эмблема кружка, приобретены красочные футболки для выступлений на студенческих конференциях.

В начале учебного года на организационном заседании кружка обсуждается тема исследовательской работы, цели, задачи и методы исследования. Составляется ежемесячный план работы, выбирается староста кружка. Ведётся учетно-отчетная документация о работе кружка: план работы, журнал учета заседаний, отчет о работе.

При выборе темы исследовательской работы руководствуемся практическими и исследовательскими интересами студентов, учитывая при этом актуальность, новизну и практическую значимость темы исследования.

Направления учебно-исследовательской деятельности кружка:

В рамках работы кружка студенты под моим руководством работали над исследовательскими работами по темам:

В 2014 - 2015 учебном году - «Болезнь, вызванная вирусом Эбола (БВВЭ)»,

В 2015 – 2016 учебном году - «Новые мегавирусы и связанные с ними заболевания».

Ставились задачи сбора информации по исследуемой проблеме из различных источников (периодическая и научная медицинская литература, публикации в средствах массовой информации, интернет – ресурсы, сообщения телевидения), её анализа и систематизации, обработки данных с помощью информационных технологий.

При этом применялись теоретические методы исследования – методы анализа и синтеза, методы статистической обработки заболеваемости.

С помощью современных информационных технологий и ресурсов сети Интернет была организована совместная исследовательскую деятельность студентов и преподавателя – руководителя кружка.

Проводился оперативный обмен информацией, идеями по интересующим участников исследовательской работы вопросам, что расширяло кругозор студентов, развивало коммуникативные навыки, культуру общения.

Результаты проводимой работы по сбору информации, её анализ, оформление материалов обсуждалось и на ежемесячных заседаниях кружка. Мною оказывается консультативная помощь студентам в оформлении выступления, доклада, наглядного материала к выступлению.

Оформление материалов исследования и выводов по итогам исследовательской работы проводили в виде доклада с мультимедийной презентацией, в которой использовались так же видеоматериалы и репортажи корреспондентов Российского телевидения.

Вначале материалы доклада предоставляются и обсуждаются на заседании кружка, а затем, итоговый доклад представляется на открытых заседаниях кружка и  конференциях разного уровня.

Конференция является одним из вариантов самостоятельной работы студентов и хорошим стимулом для творческой активности. Участие в конференциях способствует не только глубокому освоению материала, но и приобретению навыков публичных выступлений, умению строить монологическое высказывание.

По теме исследования «Болезнь, вызванная вирусом Эбола» проведено в колледже две студенческие конференции.

Проведено тренировочное занятие с членами кружка по работе в очаге БВВЭ.

Итоги исследовательской работы по теме «Новые мегавирусы и связанные с ними заболевания» в виде доклада с мультимедийной презентацией были представлены на открытом заседании кружка в присутствии руководства и студентов колледжа. Затем был проведен разбор оформления результатов исследования со старшим методистом.

Данная исследовательская работа отмечена грамотой на IV-ой Всероссийской научно – практической конференции с международным участием «Беликовские чтения», проходившей 1 – 2 декабря 2015 года в г. Пятигорске на базе Пятигорского медико-фармацевтического института-филиала ФГБ ОУ «Волгоградский государственный медицинский университет».

Для развития у студентов умения анализировать собранный материал, способности его краткого, но информативного изложения и привлечения интереса других студентов колледжа к актуальным вопросам инфекционных болезней, эпидемиологии и микробиологии членами кружка проводится выпуск красочно оформленных информационных бюллетеней по темам исследования. За два года выпущено 6 информационных бюллетеней по темам исследовательских работ.

Для учебно-исследовательской работы кружка на 2016 – 2017 учебный год выбрана лихорадка Зика с учетом регистрации эпидемического уровня заболеваемости ею в странах Южной Америки и Карибского региона и выноса заболеваний в страны Европы, Азии  и Российскую Федерацию.

В октябре выпущен информационный бюллетень о лихорадке Зика, в котором дана характеристика заболевания, изложены материалы по ареалу распространения в странах, где существует интенсивная трансмиссивная передача вируса, отражён вынос инфекции в другие страны мира. Представлены мероприятия по предупреждению заноса инфекции в РФ, её профилактики на территории согласно принятым инструктивно-нормативным документам Роспотребнадзора.

В ноябре проведено открытое заседание кружка, на котором присутствовало руководство колледжа и студенты разных отделений и курсов. Был апробирован доклад по теме учебно-исследовательской работы, который затем был делегирован на V-ой Всероссийскую научно – практическую конференцию с международным участием «Беликовские чтения», проходившую 6-7 декабря 2016 года в г. Пятигорске.

Представленный доклад с интересом был выслушан участниками предметной секции. Отмечена актуальность темы исследования, новизна работы, чёткое изложение материала, использование в презентации различных способов представления материала включая видео вставки, практическое значение её результатов.

Студенты получили сертификаты участника конференции, руководитель кружка - благодарственное письмо.

Работа по теме исследования в данном учебном году продолжается.

Видя успехи в исследовательской работе, члены кружка предложили расширить учебно-исследовательскую деятельность в текущем учебном году и вернуться к темам исследований предыдущих 2 лет: «Болезнь, вызванная вирусом Эбола», «Новые мегавирусы и связанные с ними заболевания». Я поддержала инициативу студентов и было решено продолжить исследования по этим темам, подвести итоги учебно-исследовательских работ в виде докладов с мультимедийной презентацией, выпустить два информационных бюллетеня и принять участие в конференциях различного уровня.

Работа над материалами исследования, наши дискуссии при их обсуждении, выступления на открытых заседаниях кружка, конференциях фиксируются фото и видео съёмками, составляются коллажи и фотоальбомы. Материалы размещаются на сайте колледжа. Итоги  учебно-исследовательских работ кружка освещаются в студенческой газете колледжа.

По материалам учебно-исследовательской работы членами кружка проводятся акции в школах города.

Исследовательская работа студентов в кружке выявила их творческий потенциал, научила умению работы в команде, умению представления результатов учебно-исследовательской работы и способствует формированию самостоятельности и ответственного подхода к работе.

Она побуждает студентов к целенаправленному овладению знаниями и умениями, необходимыми в будущей профессиональной деятельности, а значит, обеспечивает здравоохранение высококвалифицированными и мотивированными кадрами.

Учебно-исследовательская работа студентов в кружке по инфекционным болезням, эпидемиологии и микробиологии является одним из видов их профессиональной ориентации и позволяет осознанно выбрать как направление специализации, так и тематику выпускной квалификационной (дипломной) работы.

 

Оригинал работы:

Учимся и дерзаем! Опыт работы руководителя кружка по инфекционным болезням




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*