Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Технология организации групповых проблемных дискуссий

23.01.2017 1148 1871
Межина Наталья Флюровна
Межина Наталья Флюровна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

Одним из компонентов технологии развивающего обучения является особым образом организованное общение. Такой формой общения может быть учебная дискуссия. Учебная дискуссия являет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истин, причем каждый из присутствующих по-своему участвует в организации этого обмена идеями. Важно, что организуется поиск нового знания - оценки, ориентира для последующей самостоятельной работы.

Дискуссия уступает по эффективности изложению, передаче информации, но продуктивна при этом для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентации. Среди факторов углублённого усвоения материала в ходе дискуссии выделяются следующие:

-обмен информацией;

-стимулирование разных подходов к одному и тому же предмету, явлению;

-сосуществование несовпадающих мнений и предложений;

-возможность отвергать любое из высказываемых мнений;

-побуждение участников к поиску группового соглашения.

Дадим характеристику следующим видам дискуссий:

«Круглый стол» - беседа, в которой на равных участвуют все участники небольшой группы обучающихся. Происходит обмен мнениями как между ними, так и с остальной частью группы.

«Заседание экспертной группы» - обычно группа обучающихся с заранее назначенным председателем вначале обсуждает проблему в группе, а затем излагает свои позиции всей группе. При этом каждый участник выступает с кратким сообщением по проблеме обсуждения.

«Форум» — обсуждение, похожее на «заседание экспертной группы», в ходе которой эта группа обменивается мнениями со всей группой.

«Судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное слушание дела.

«Дебаты» - формализованное обсуждение, построенное на заранее фиксированных выступлениях участников двух соперничающих групп (команд). Обсуждение начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется участникам для вопросов и комментариев и др. [6]

Рассмотрим этап подготовки дискуссии, создания временных групп:

Среднее число участников групп - 6 человек. Разбивка студентов на группы проводится на ограниченное время (5-6 мин.). Группам ставятся проблемы, направленные на подготовку базы для следующего этапа учебного процесса.

Рассмотрим технологию организации групповых проблемных дискуссий на уроке английского языка.

Прочитав и переведя текст “Internet” о влиянии Интернета на нашу жизнь, перед группами обучающихся могут быть поставлены следующие проблемные вопросы:

-Is Internet one of the most important facts of our life? Why? (Является ли Интернет одним из самых важных фактов нашей жизни? Почему?)

-Internet is a reflection of modern life, isn’t it? (Интернет-это отражение современной жизни, не так ли?)

-Which is the most reliable way of getting information and why? (Какой самый надёжный способ получения информации и почему?) [4]

Первый вопрос откровенно дискуссионен. Ответы на него могут быть разными, что и позволит развернуть дискуссию.

При ответе на первый вопрос одни обучающиеся соглашаются с тем, что Интернет – один из самых важных фактов нашей жизни, некоторые люди даже не могут представить свою жизнь без Интернета. И даже, когда отключается Интернет, людям кажется, что их жизнь закончена.  Другие же студенты с таким ответом не соглашаются и приводят свою точку зрения, говоря, что существуют люди, которые предпочитают телевизор, радио или газеты  вместо Интернета. Эти люди говорят, что Интернет пагубно влияет на психику и здоровье  человека.

Действительно, в отличие от других средств массовой информации, Интернет отражает нашу жизнь. Там можно увидеть развитие, прогресс общества, а также их проблемы. Однако преподавателю важно незаметно подвести обучающихся к выводу, что кроме Интернета есть и другие способы получения информации: телевидение, радио, периодика. Таким образом, ответ на третий вопрос подразумевает не только дискуссию, но и творческий подход.

Дискуссия – это коллективное исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя (опровергая) мнение собеседника (противника), аргументирует (отстаивает) свою позицию (концепцию) и претендует на достижение цели (истины).

Ход дискуссии

В проведении учебных дискуссий значительное место принадлежит созданию атмосферы доброжелательности и внимания к каждому. При этом преподаватель должен воздерживаться от какого бы то ни было - скрытого или тем более открытого - одобрения или неодобрения. Возможны только уточняющие и проясняющие реплики.

Важным условием руководства обсуждением является фокусирование внимания и мыслей участников на обсуждаемых вопросах.

При продолжительном обсуждении проводится промежуточное подведение итогов дискуссии. В этом случае необходимо подвести итоги обсуждения на текущий момент, чтобы группа лучше сориентировалась в ходе дальнейшего обсуждения. [2]

Организации групповых проблемных дискуссий помогает обучающимся:

-отрабатывать умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

-учиться анализировать прочитанный текст, анализируя прочитанное с разных точек зрения.

Назовем правила дебатов и дискуссий:

  • проявление уважения к другим участникам;
  • честность в аргументах, в использовании свидетельств и в ответах на вопросы;
  • проигравших нет.

Назовем этапы организации групповых проблемных дискуссий

Весь процесс поисковой мыслительной деятельности в дискуссии проходит в несколько этапов исследования проблемы.

ИНФОРМИРОВАНИЕ. По существу, это вступительное слово организатора, в котором излагается замысел дискуссии, ставится проблема.

АРГУМЕНТАЦИЯ. Выступление докладчиков с обоснованием альтернатив по обсуждаемой проблеме.

ЗАМЕЧАНИЯ. Это фаза возражений, сомнений и вопросов со стороны оппонентов.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ. На этом этапе докладчики нейтрализуют возражения и сомнения и осуществляют защиту своей альтернативы.

КРИТИКА. Проверка предложенной идеи, реконструкция аргументации с целью проверить ее на прочность.

КОНТРАРГУМЕНТАЦИЯ. Защита альтернативы после критического анализа. «Контр» - усиление противодействие другой или исключающей первую альтернативе.

ВЫРАБОТКА РЕШЕНИЯ. На этой стадии к исследованию подключаются все желающие выступить на той или иной стороне. Идет взаимная проверка предполагаемых решений, активное противоборство сторон, занимающих разные позиции.

ЗАВЕРШЕНИЕ. Конец дискуссии предполагает принятие решения.

Как вести дискуссию? (практические советы)

Прежде всего, перед тем как включиться в дискуссию, необходимо уточнить, одинаковы ли у дискутирующих представления о тех или иных понятиях, ставших предметами обсуждения. Доказывать свою позицию можно только с помощью объективных фактов. Не следует разговаривать на повышенных тонах или иронично. Дискуссия даже на самую острую тему никогда не превратится в ссору, если собеседники будут защищать только свою точку зрения, а не оценивать критически позицию своего оппонента. В любой дискуссии следует избегать обобщений.

Важно внимательно выслушать собеседника до конца. Не следует подсказывать слова говорящему, заканчивать за него фразу, публично исправлять его ошибки.

Часто бывает, что дискуссия проходит безрезультатно из-за того, что собеседники не выслушали друг друга внимательно. Необходимо избегать недоразумений и неверных толкований. Изложение должно быть ясным, наглядным, систематизированным, сжатым и, прежде всего простым и понятным. Если возникает желание и интерес в разговоре, следует задавать собеседнику такие вопросы, на которые он сможет дать развернутые ответы. Если необходимо закончить разговор, нужно задавать конкретные вопросы, предполагающие односложные ответы («Да» или «Нет»), либо спрашивать только о конкретных фактах.

Проведение проблемной дискуссии или дебатов целесообразно организовать при изучении таких топиков как «Нелегко быть подростком», «Домашние животные», «Как провести выходные» и многие другие. Однако, проблемную дискуссию можно развить при изучении любой темы.

 

Список использованной литературы

1.Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985.

2.Кларин М.В. Учебная дискуссия // Мир образования. – 1996. - № 1.

3.Кудрявцев П.О. Проблемное обучение. Истоки и сущность. - М.: Знание, 1991.

4.Пособие для подотовки к вступительному экзамену по английскому языку. – 2-е изд.; переработанное и дополненное/Махоткина Е. В., Рыбакова Н. А., Семёнова Т. И., Шевелева Н. В., Яровая В. Ф. – Иркутск: ИГЛУ, 1999.-76с.

                                               Интернет - источники

5.Харламова Е.А. Современные образовательные технологии // http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1305

 

Оригинал работы:

Технология организации групповых проблемных дискуссий




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*