Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПриоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию, одна из сторон такого развития включает умение рефлексировать.
Рефлексия помогает студентам проанализировать полученные результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она в этом случае не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей.
Умение педагогов организовать такой процесс, а студентов – включиться в него - актуален.
Цель работы – теоретически обосновать и подобрать методики, позволяющие реализовать педагогическую систему стимулирования рефлексивной деятельности студентов.
Объект исследования – процесс обучения в СПО.
Предмет исследования – рефлексивная деятельность студентов.
Исходя из актуальности цели, сформулированы следующие задачи работы:
1.на основе анализа психолого-педагогической литературы установить содержание понятия рефлексии и его значения в учебном процессе;
2.выявить наиболее значимые условия эффективного использования рефлексии во время занятий;
3.подобрать различные методы рефлексий для работы со студентами.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, педагогические наблюдения, анализ результатов учебной деятельности.
Практическое значение работы в том, что, дав характеристику рефлексии как психологического феномена, описав специальные приемы по развитию рефлексии у студентов, сделав рекомендации для педагогов колледжа, можно проанализировать уровень развития самооценки у студентов, их оценки других людей, т.о. ускорить процесс самосовершенствования личности, что необходимо для достижения успешной образовательной деятельности и сформированной как ОК, так и ПК, требуемых ФГОС СПО.
О значимости рефлексии в обучении писал ещё К. Д. Ушинский, понимая под этим термином, введенным Джоном Локком, «наблюдение душою своей собственной деятельности». В настоящее время «большинство авторов под рефлексией понимают всякое обращение познания на самого себя».
По сути, при взаимодействии с обучающимися, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека. В настоящее время в педагогике применяют две основные формы рефлексии — внутреннюю и внешнюю.
Психологические механизмы внешней рефлексии целесообразно задействовать при развитии у обучающихся умения работать с информацией, для чего следует обеспечить чередование на занятии их практической и рефлексивной деятельности. Внешняя рефлексия направлена на осмысление обучающимися пройденного на занятии пути. И это понятно, так как слово «рефлексия» происходит от латинского «reflexio», что означает «обращение назад». Значение внешней рефлексии определяется необходимостью развития у учащихся способности анализировать содержание, критически оценивать получаемую информацию, выявлять пробелы в своих знаниях, формулировать запрос на информацию, оценивать её необходимость для своей учебной деятельности.
Для решения некоторых из перечисленных задач эффективна техника, условно названная маркировочная таблица «ЗУХ» («ЗХУ»), а так же техника РАФТ, методический приём «ИНСЕРТ», приём «Чемодан, мясорубка, корзина», техника «Всё в твоих руках» и т.д.
Методический приём «ИНСЕРТ» (авторы Воган и Эстес) рекомендует обучающемуся уже по ходу чтения делать пометы типа «V» — уже знал, «+» — новое для меня, «?» — непонятно, думал иначе, есть вопросы. Она доказала свою эффективность для анализа обучающимися содержания учебного материала как в начальной, так и высшей школе.
Благодаря приёму «Чемодан, мясорубка, корзина», обучающиеся задаются вопросом «Зачем эти знания нам нужны?» Прием «Чемодан, мясорубка, корзина» предлагает обучающимся рефлексировать, в данном случае, критически оценить, как они поступят с полученной на занятии учебной информацией. Если информация пригодится в дальнейшем в том виде, в котором усвоена, то в «чемодан», если ещё требует переработки — в «мясорубку», зря потрачено время — в «корзину». Согласно технике «Всё в твоих руках» обучающимся необходимо обвести свою левую руку. Каждый палец — это некая позиция, по которой надо высказать свое мнение.
–Большой — «это для меня было важным и интересным…»
–Указательный — «по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию».
–Средний — «этот материал мне было трудно понять и сделать необходимое».
–Безымянный — «моя оценка психологической атмосферы на занятии».
–Мизинец — «для меня было недостаточно…».
Внутренняя рефлексия — это рефлексия деятельности, дающая возможность осмысления способов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Согласно А. З. Заку смысл рефлексии деятельности «заключается … в установлении того, как вырабатывались те или иные знания и представления». Другими словами, осуществляя внутреннюю рефлексию, обучающийся «отдаёт себе полный и ясный отчёт в том, что и как он делает, т.е. осознаёт те схемы и правила, в согласии с которыми он действует». Студент, повторяющий действие, заданное в образце много раз, вполне может ни чему не научиться. Усвоение способов деятельности происходит только тогда, когда в дело включается внутренняя рефлексия, за счет которой и выделяются схемы действия — способы решения задач или рассуждения. Осуществляя внутреннюю рефлексию, обучающиеся отвечают на вопросы: «Как я делаю? Что я делаю? Почему я делаю так, а не иначе?».
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
Интеллектуальная рефлексия. Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности. Это приемы: Шпаргалка, Синквейн, Работа ЗА и ПРОТИВ, Моделирование или схематизация и т.д.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Это приемы: Рисуем настроение, Состояние моей души, Мишень настроения, Музыкальный тест и т.д.
Рефлексия деятельности. Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце занятия даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия, используя приёмы Лестницы успеха, Метода пяти пальцев, и т.д.
Рефлексия содержания учебного материала. Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма. Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания ,,Я не знал… - Теперь я знаю…’’); приём анализа субъективного опыта и достаточно известный приём скинвейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Умение рефлексировать пригодится обучающемуся не только в процессе учебной деятельности, но и в течение всей жизни. Поможет ему выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности, и, если возникнет необходимость, то и вовремя переобучиться, идти в ногу со временем. Всё, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Таким образом, рефлексия – это совместная деятельность обучающихся и преподавателя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Мы хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В профессии педагога нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желания что-то изменить. И любой творчески работающий преподаватель находится в постоянном поиске. Пока преподаватель задает себе вопросы: - что я делаю? - с какой целью? - каковы результаты моей деятельности? - можно ли сделать лучше? – он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост. Поэтому, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только студента, но и преподавателя.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.