Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Рефлексия учебного занятия: методический аспект

23.01.2017 987 1783
Козырева Лариса Николаевна
Козырева Лариса Николаевна, методист

Ейский медицинский колледж

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию, одна из сторон такого развития включает умение рефлексировать.

Рефлексия помогает студентам проанализировать полученные результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она в этом случае не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей.

Умение педагогов организовать такой процесс, а студентов – включиться в него -  актуален.

Цель работы – теоретически обосновать и подобрать методики, позволяющие реализовать педагогическую систему стимулирования рефлексивной деятельности студентов.

Объект исследования – процесс обучения в СПО.

Предмет исследования – рефлексивная деятельность студентов.

Исходя из актуальности цели, сформулированы следующие задачи работы:

1.на основе анализа психолого-педагогической литературы установить содержание понятия рефлексии и его значения в учебном процессе;

2.выявить наиболее значимые условия эффективного использования рефлексии во время занятий;

3.подобрать различные методы рефлексий для работы со студентами.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, педагогические наблюдения,  анализ результатов учебной деятельности.

Практическое значение работы в том, что, дав характеристику рефлексии как психологического феномена, описав специальные приемы по развитию рефлексии у студентов, сделав рекомендации для педагогов колледжа,  можно  проанализировать уровень развития самооценки у студентов, их оценки других людей, т.о. ускорить процесс самосовершенствования личности, что необходимо для достижения успешной образовательной деятельности и сформированной как ОК, так и ПК, требуемых ФГОС СПО.

О значимости рефлексии в обучении писал ещё К. Д. Ушинский, понимая под этим термином, введенным Джоном Локком, «наблюдение душою своей собственной деятельности». В настоящее время «большинство авторов под рефлексией понимают всякое обращение познания на самого себя».

По сути, при взаимодействии с обучающимися, педагог  использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  • физическую (успел – не успел);
  • сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
  • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека. В настоящее время в педагогике применяют две основные формы рефлексии — внутреннюю и внешнюю.

Психологические механизмы внешней рефлексии целесообразно задействовать при развитии у обучающихся умения работать с информацией, для чего следует обеспечить чередование на занятии их практической и рефлексивной деятельности. Внешняя рефлексия направлена на осмысление обучающимися пройденного на занятии пути. И это понятно, так как слово «рефлексия» происходит от латинского «reflexio», что означает «обращение назад». Значение внешней рефлексии определяется необходимостью развития у учащихся способности анализировать содержание, критически оценивать получаемую информацию, выявлять пробелы в своих знаниях, формулировать запрос на информацию, оценивать её необходимость для своей учебной деятельности.

Для решения некоторых из перечисленных задач эффективна техника, условно названная маркировочная таблица «ЗУХ» («ЗХУ»), а так же техника РАФТ, методический приём «ИНСЕРТ», приём «Чемодан, мясорубка, корзина», техника «Всё в твоих руках» и т.д.

Методический приём «ИНСЕРТ» (авторы Воган и Эстес) рекомендует обучающемуся уже по ходу чтения делать пометы типа «V» — уже знал, «+»  — новое для меня, «?» — непонятно, думал иначе, есть вопросы. Она доказала свою эффективность для анализа обучающимися содержания учебного материала как в начальной, так и высшей школе.

Благодаря приёму «Чемодан, мясорубка, корзина», обучающиеся задаются вопросом «Зачем эти знания нам нужны?» Прием «Чемодан, мясорубка, корзина» предлагает обучающимся рефлексировать, в данном случае, критически оценить, как они поступят с полученной на занятии учебной информацией. Если информация пригодится в дальнейшем в том виде, в котором усвоена, то в «чемодан», если ещё требует переработки — в «мясорубку», зря потрачено время — в «корзину». Согласно технике «Всё в твоих руках» обучающимся необходимо обвести свою левую руку. Каждый палец — это некая позиция, по которой надо высказать свое мнение.

–Большой — «это для меня было важным и интересным…»

–Указательный — «по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию».

–Средний — «этот материал мне было трудно понять и сделать необходимое».

–Безымянный — «моя оценка психологической атмосферы на занятии».

–Мизинец — «для меня было недостаточно…».

Внутренняя рефлексия — это рефлексия деятельности, дающая возможность осмысления способов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Согласно А. З. Заку смысл рефлексии деятельности «заключается … в установлении того, как вырабатывались те или иные знания и представления». Другими словами, осуществляя внутреннюю рефлексию, обучающийся «отдаёт себе полный и ясный отчёт в том, что и как он делает, т.е. осознаёт те схемы и правила, в согласии с которыми он действует». Студент, повторяющий действие, заданное в образце много раз, вполне может ни чему не научиться. Усвоение способов деятельности происходит только тогда, когда в дело включается внутренняя рефлексия, за счет которой и выделяются схемы действия — способы решения задач или рассуждения. Осуществляя внутреннюю рефлексию, обучающиеся отвечают на вопросы: «Как я делаю? Что я делаю? Почему я делаю так, а не иначе?».

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • интеллектуальная рефлексия;
  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Интеллектуальная рефлексия. Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности. Это приемы: Шпаргалка,  Синквейн, Работа ЗА и ПРОТИВ,  Моделирование или схематизация  и т.д.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Это приемы: Рисуем настроение, Состояние моей души, Мишень настроения, Музыкальный тест и т.д.

Рефлексия  деятельности. Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце занятия даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия, используя приёмы Лестницы успеха,  Метода пяти пальцев, и т.д.

Рефлексия содержания учебного материала. Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма. Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания ,,Я не знал… - Теперь я знаю…’’); приём анализа субъективного опыта и достаточно известный приём скинвейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Умение рефлексировать пригодится обучающемуся не только в процессе учебной деятельности, но и в течение всей жизни. Поможет ему выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности, и, если возникнет необходимость, то и вовремя переобучиться, идти в ногу со временем. Всё, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Таким образом, рефлексия – это совместная деятельность обучающихся и преподавателя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Мы хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В профессии педагога нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желания что-то изменить. И любой творчески работающий преподаватель находится в постоянном поиске. Пока преподаватель задает себе вопросы: - что я делаю?  - с какой целью? - каковы результаты моей деятельности? - можно ли сделать лучше? – он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост. Поэтому, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только студента, но и преподавателя.

 

Оригинал работы:

Рефлексия учебного занятия: методический аспект




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*