Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаБольшой популярностью среди читателей «Информио» пользуется работа преподавателя Бутурлиновского механико-технологического колледжа Панфиловой Елены Николаевны «Организация кружковой работы в СПО - как фактор, обеспечивающий реализацию ФГОС». Елена Николаевна рассказала о важности внеурочной работы со студентами, и почему ей стоит уделять особое внимание.
– Для начала расскажите, пожалуйста, немного о том, что такое в целом внеурочная работа и для чего она нужна?
– Внеурочная деятельность обучающихся – понятие, объединяющее все виды их деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от учебной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, ролевые игры, практикумы, психологические и иные тренинги, компьютерные симуляции, групповые дискуссии, волонтерская работа и другие занятия, позволяющие в полной мере реализовать требования ФГОС СПО.
К основным задачам внеурочной деятельности можно отнести: реализацию принципа единства образовательного процесса, определенного требованием ФГОС; развитие познавательной, социальной, творческой активности обучающихся, их нравственных качеств; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; обращение к тем проблемам, темам, профессиональным образовательным областям, которые являются личностно значимыми для того или иного обучающегося, которые недостаточно представлены в рамках урочной деятельности; создание благоприятных условий для усвоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов, становление мировоззрения обучающихся.
– Почему важно уделять внимание внеурочной работе в подготовке специалистов?
– Одной из основных задач системы СПО при подготовке специалиста является ориентация на конкретные требования работодателей и налаживание тесного контакта с ними в период производственных практик с целью трудоустройства выпускников, ибо конечная цель профессионального образования – не просто научить и выдать диплом, а быть уверенным, что выпускник будет востребован на рынке труда. Подготовка специалистов среднего звена, к которым относятся и бухгалтеры, должна быть ориентирована, прежде всего, на воспитание специалиста, приверженного определенной системе ценностей, значимых для данной профессии. Современные экономические отношения влекут за собой изменения в характере и содержании труда специалиста. Изменяя место и роль специалиста среднего звена, они предполагают и коренное изменение его образовательного потенциала, уровня требований к профессиональной подготовке. Современному производству требуется новый тип специалиста – профессионально самостоятельный, мобильный, с высокой степенью адаптивности к изменяющимся условиям, с развитым техническим, проблемным и системным мышлением, обладающим наряду с профессиональными и общими компетенциями. Такие требования работодателей обуславливают необходимость формирования у молодого поколения мотивации инновационного типа трудового поведения, современного мышления.
Создание необходимых предпосылок для формирования нового типа работника требует от образовательной организации новых подходов к выбору форм и методов, используемых в учебно-воспитательном процессе. Преподаватель в рамках урочной деятельности ограничен огромным количеством формальностей и требований, которые не позволяют в полной мере проявить творческий подход к воспитанию перечисленных качеств. Более того, при подготовке специалиста экономического профиля наблюдается дисбаланс между современным состоянием экономической и бухгалтерской практики и дидактическими единицами, определенными ФГОС. Наблюдается отставание в корректировке ФГОС к требованиям профессионального стандарта «Бухгалтер». Все это предопределяет необходимость в дополнительной подготовке специалиста за рамками урочной деятельности. Таким образом, без внеурочной деятельности представить подготовку современного специалиста экономического профиля фактически невозможно. Значение внеурочной деятельности в учебно-воспитательном процессе системы СПО непрерывно возрастает, так как она способствует решению актуальных задач обучения и воспитания, способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой, формирует профессиональные интересы обучающихся. Реализация углубленного подхода к изучению содержания ППССЗ через разнообразные формы внеурочной работы позволяет развивать творческие способности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, вырабатывать устойчивый интерес к получению новых знаний и умений.
– Насколько велика роль внеурочной деятельности на пути к выполнению задач ФГОС?
– В соответствии с п. 7.1. ФГОС, «образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО … и при формировании ППССЗ образовательная организация должна предусматривать, в целях реализации компетентного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся». Данное требование предопределяет необходимость обязательной организации внеаудиторной деятельности. Таким образом, профессиональная образовательная организация обязана обеспечить развитие обучающегося как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Стандарт ставит обучающегося в центр образовательного процесса. Именно поэтому необходимо предоставить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы, сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов и т.п. То есть невозможно говорить о выполнении требований ФГОС без организации внеаудиторной деятельности.
– Какие возможности добавляет внеурочная работа в воспитание студентов?
– Внеурочная деятельность позволяет преподавателю выявлять у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в группе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания единого коллектива и органов студенческого самоуправления. В процессе внеурочной работы обеспечивается развитие общих компетенций обучающихся (особенно тех, которые сложно развивать только в формате урочной деятельности), также решаются задачи нравственного воспитания. Профессиональная образовательная организация должна дать каждому обучающемуся возможность стать таким, каким он хочет быть, к чему у него есть способности. Как только обучающийся испытает ситуацию успеха во внеурочной деятельности, он может данный опыт перенести и в учебную деятельность. Любое достижение, любой успех дает ему чувство уверенности и чувство «нужности», любая ситуация успеха помогает подростку стать значимым в обществе сверстников.
– Как в вашем учебном заведении реализуется организация внеурочной деятельности студентов?
– Разноплановая организация внеурочной деятельности является предметом особой заботы и гордости всего нашего коллектива. В нашем колледже работает большое количество спортивных секций, функционирует военно-патриотический клуб, обучающиеся с художественными способностями «находят» себя в театральной студии, вокальном коллективе, лидерские качества обучающиеся оттачивают в общественной молодежной организации «Федерация Студентов Колледжа (ФСК)». В колледже много специальностей и каждая имеет именно свой опыт организации внеурочной деятельности, который во многом определяется спецификой самой будущей профессии.
– Почему вы отдаете предпочтение именно такому виду внеурочной деятельности как кружковая работа? в чем ее преимущества?
– На протяжении многих лет на специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» формировались свои приоритеты во внеурочной деятельности. Именно на данной специальности реализовывалась в формате внеурочной деятельности концепция «учебно-тренировочных фирм» еще тогда, когда о ней широко не было известно, не говоря уже о практическом применении. Теперь данная технология «перекочевала» в урочную деятельность. Организация кружковой работы, когда-то носившая эпизодический характер, на данный момент является своеобразной визитной карточкой специальности. У нас функционируют четыре кружка, отражая разноплановость будущей профессиональной деятельности бухгалтера: экономическую, бухгалтерскую, финансовую и налоговую. Занятия в рамках кружковой работы осуществляются через сформированные мобильные группы численностью не менее 10-15 человек. Преподаватели специальности стараются обеспечить как можно больший охват обучающихся, привлеченных к кружковой работе. Обучающиеся выбирают направление исходя из своих интересов и предпочтений, при этом в кружках состоят не только успешные студенты, но и средне и слабоуспевающие, что позволяет организовать своеобразное наставничество. В каждом кружке есть обучающиеся всех курсов: от второго до четвертого; что обеспечивает взаимодействие между ними и позволяет через студенческую среду формировать приоритеты в обучении и воспитании на личных примерах старшекурсников.
Занятия в кружках способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, формируют у них навыки самостоятельной и исследовательской работы. Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации обучающихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи. Кружок – это среда не только совместной деятельности, но и общения, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях осваиваемой сферы занятости. А совместные мероприятия сплачивают будущих бухгалтеров, ведь специфика бухгалтерского труда предполагает, как правило, работу в малых группах. Многие общие компетенции, особенно связанные с работой в коллективе, умением самоорганизации своей деятельности, определением задач профессионального и личностного развития, осознанным планированием повышения квалификации, умением брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий, успешно реализуются именно в формате кружковой работы.
Юля Григорович
Пресс-служба "Информио"
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
Всем успехов!
Евгения Тихомирова
Самарский государственный социально-педагогический университет