Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Межпредметные экологические проекты в технологической подготовке учащихся

28.03.2012 1000 2950
Титов Сергей Владимирович
Титов Сергей Владимирович, директор

Нижнекамский агропромышленный колледж

Для образной характеристики современного состояния экологической сре­ды в конце XX века приведем яркие оценки ее в «Экологичес­ком манифесте» известного эколога Н.Ф. Реймерса: «Мы создавали себе богов и идолов, уходили от языческого по­читания сил Земли. В конце этого пути мы преклонили колена перед истуканом техники, не заметив, что уже не прежняя, а из­мененная природа довлеет над нами. Брошенный нами бумеранг возвращается. Мы сами занесли меч над собственной головой…».


Неразумная активная преоб­разовательная деятельность че­ловека в природной среде при­вела к негативным процессам: кислотным дождям, повышению температуры поверхности Земли с образованием «парникового эффекта», повышению уровня мирового Океана, разрушению озонного экрана в нижней стратосфере, сокращению биологи­ческого разнообразия на планете, загрязнению воздушной сре­ды и водоемов, повышению уровня радиации и т.д. Все это от­рицательно сказывается на здоровье людей, на новых поколе­ниях, приводит к различным заболеваниям.


При осуществлении в образовательных учреждениях экологического и технологического образования и воспитания, при разработке целевых программ экологического развития необходимо уяснить с учащимися важность двух положений. Во-пер­вых, существует ряд экологических объектов, которые образу­ют экологические сферы (гидросфера и т.д.). В отно­шении к человеку, к обществу важной является экосфера (сфе­ра обитания человека, природная среда обитания человеческо­го общества).


Человек в ходе истории создает и техносферу - «вторую при­роду», искусственный технический мир, а если учесть, что «тех­ника - это воплощенная сила знания», разум, интеллект чело­века, материализованный в технических объектах, то станет понятным и введение В.И. Вернадским термина «ноосфера». Во-вторых, важно выяснить, что экологическая деятельность человека по отноше­нию к каждой из экологических сфер включает в себя функции сохранения, восстановления, совершенствования природы и защиты человека от пагубного воздействия природных сил. Экологические программы развития страны, региона, горо­да должны учитывать все эти аспекты.


При выполнении учебно-практических работ и творческих проектов возникают объективные предпосылки для объедине­ния знаний, полученных из предметов естественно-научного и гуманитарного циклов (химия, биология, физика, история, гео­графия, изобразительное искусство). Важную интегрирующую функцию формирования в сознании учащихся целостной кар­тины мира выполняет экология. При этом объединение раз­розненных знаний происходит не механическим суммировани­ем, а посредством своеобразного синтеза, поскольку идеи взаимосвязи социальных и природных факторов в жизни чело­века, способствующие требованиям сохранения жизни, бе­режного отношения к природным ресурсам, позволяют вы­брать технологию производства, оценить его. Результатом та­кого объединения является система знаний и умений, обла­дающая свойствами целостности, определяющая экологиче­скую культуру и мировоззрение учащихся.


Одним из основных путей осуществления экологического образования в учебно-воспитательном процессе на уроках технологии является разработка сис­темы проектных заданий технолого-экологического содержания, погружающих учащихся в личностно-ориентированную деятельность с элементами творчества (проблемно-поисковыми заданиями), а их выполнение должно осуществляться в ходе поиска и комбинирования операций и приемов на технологическом материа­ле, при этом формируется умение отобрать наиболее значимые для решения эко­логической проблемы факты, понятия, закономерности техники и технологии и включать их основные связи. Про­ектная деятельность является необходимым и важным звеном в протека­нии познавательных процессов и направлена на их развитие. Она предполагает выдвижение проектных гипотез, создание идеальных (мысленных) моделей кон­струкции, облик изделий и самостоятельный поиск их практического применения.


Замысел проекта вырастает из какой-то общей проблемы, требующей разрешения и формулируемой в виде одной или, нескольких определенных задач. Замышляя проект, следует мысленно обрисовать себе и проблему, и вытекающие из нее задачи, и возможные пути их решения. Могут рассматриваться вопросы: структура и название компании,   эколо­гически чистая продукция, переработка отходов и др. В выборе тем про­ектных работ важно использовать материалы периодической печати. Например: «О мерах по улучшению экологической обстановки региона на 2010 г.». Темы проектов могут быть самые разные: экологические игры, разработка зон отдыха и детских площадок, простого экологического оборудования для мониторинга окружающей среды; оборудование экологических троп, постановка эколо­гических лабораторных работ и т.д. Варианты проектов могут быть таковыми: «Чистая трасса», «Раз­работка современных урн-контейнеров»; «Экологические рек­ламные щиты»; «Детский экологический журнал «Простак» и др.


Экологические проекты   выполнять очень удобно. Они могут стать сквозной нитью, связывающей не­сколько предметов в единый большой проект.

 

Литература:

1. Гусарова, С.Н., Специальный курс «Основы экологической культуры»/ С.Н. Гусарова. – Брянск, 2005. – 122 с.

2. Хотунцев, Ю.Л. Экология и экологическая безопасность/ Ю.Л. Хотунцев. — М.: Академия, 2002.  – 242 с.

3. Хотунцев, Ю.Л. Технологическое и экологическое образование и технологическая культура школьников/Ю.Л. Хотунцев. –М.: Эслан. -2007. – 244 с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*