Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности проведения занятий со студентами подготовительной и специальной медицинских групп

16.01.2017 4082 6766
Журавлев Вячеслав Иванович
Журавлев Вячеслав Иванович, преподаватель

Журавлева Екатерина Васильевна
Журавлева Екатерина Васильевна, преподаватель

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

Организуя и проводя занятия с контингентом обучаю­щихся в вузе[1], необходимо принять во внимание их возрастные морфофункциональные и психологические особенности[2].

Для проведения занятий по физическому воспитанию все сту­денты в каждом вузе распределяются по учебным отделениям: основное, специальное и спортивное. Распределение проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (меди­цинского заключения), физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности, интересов студентов. На основе этих показателей каждый студент попадает в одно из трех отделений для прохождения обязательного курса физическо­го воспитания. Каждое отделение имеет определенное содержание  и целевую направленность занятий.

В основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесен­ные по результатам медицинского обследования к основной и под­готовительной медицинским группам, т.е. не имеющие отклоне­ний в состоянии здоровья, но физически слабо подготовленные.

В основном отделении учебный процесс направлен на:

  • всестороннее физическое развитие студентов, повышение уровня их общей физической, профессионально-прикладной и методико-практической подготовленности;
  • формирование активного отношения и интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Занятия имеют заметно выраженную комплексную направлен­ность по типу ОФП, с акцентом на воспитание аэробной вынос­ливости, так как именно она обеспечивает повышение общей физической работоспособности и деятельности сердечно-сосуди­стой и дыхательной систем. Должное внимание уделяется воспи­танию силовых и координационных способностей, обучению тех­нике движений в рамках как общей, так и профессионально-при­кладной направленности. Методика занятий носит преимущест­венно учебно-тренировочный характер. Моторная плотность не опускается ниже 50%, интенсивность нагрузки по ЧСС колеблет­ся в пределах 130—160 уд./мин.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесен­ные по данным медицинского обследования в специальную груп­пу, т.е. имеющие определенные отклонения в состоянии здоровья. Практический материал для специального учебного отделения раз­рабатывается преподавателями с учетом показаний и противопо­казаний для каждого студента, имеет корригирующую и оздоро­вительно-профилактическую направленность использования, средств физического воспитания.

Учебный процесс в специальном медицинском отделении имеет определенную специфику и преимущественно направлен на:

  • укрепление здоровья студентов, устранение функциональ­ных отклонений, недостатков в физическом развитии и физичес­кой подготовленности на протяжении всего периода обучения;
  • использование студентами знаний о характере и течении своего заболевания, самостоятельное составление и выполнение комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, на­правленных на профилактику болезни;
  • приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания.

Направленность учебных занятий носит ярко выраженный оздоровительно-восстановительный характер.

Согласно научно обоснованным рекомендациям студенты специального отделения в зависимости от характера заболевания делятся на четыре группы: А, Б, В и лечебную.

Группа А комплектуется из студентов с заболеванием сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем. Поэтому основным содержанием занятий в этой группе являются дыхатель­ные упражнения, строго индивидуально дозируемые упражнения (бег, плавание, передвижение на лыжах и др.), позволяющие со­вершенствовать аэробные возможности занимающихся.

Группа Б формируется из студентов с заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы, а также слабовидящие. В этой группе преимущественно используются упражнения основной гимнастики, включенные в программы лечения конкретных заболеваний.

Группа В состоит из студентов с нарушением опорно-двига­тельного аппарата. В этой группе преобладают упражнения, совер­шенствующие осанку, опорно-двигательный аппарат, а также общеразвивающие и направленно корригирующие физические упраж­нения.

Лечебная группа комплектуется из студентов с ярко выражен­ными, существенными отклонениями в состоянии здоровья. За­нятия в этой группе проводятся исключительно по индивидуаль­ным лечебным программам и методикам.

Физическая нагрузка во всех четырех группах строго и индивиду­ально регламентируется, исключаются упражнения с настуживанием и жесткими интервалами отдыха. Моторная (двигательная) плотность занятий невысока, отдых между отдельными нагрузка­ми должен быть достаточен для восстановления. Циклические уп­ражнения выполняются с умеренной интенсивностью.

При улучшении состояния здоровья, физической подготовлен­ности студенты переводятся в основную медицинскую группу.

Наибольшее внимание уделяется студентам со значительными отклонениями в состоянии здоровья или физическом развитии. Эти отклонения обычно не мешают выполнению учебной работы по другим дисциплинам, но являются противопоказанием к заняти­ям физической культурой по программе. Такие дети определяются в специальную медицинскую группу. С большей частью этих студентов (спецгруппа А) занятия физической культурой должны строиться по особым программам с учетом характера и степени отклонений в состоянии здоровья. Меньшая часть студентов (спецгруппа Б) направляется на специальные занятия лечебной гимнастикой в лечебно-профилактические учреждения.

Поскольку возраст, характер и степень проявления болезни, уровень адаптации к физическим нагрузкам у каждого студента различны, то комплектование групп рекомендуется вести по воз­растному принципу с учетом особенностей заболеваний. Объеди­нение в одну группу студентов, страдающих различными забо­леваниями, допустимо и целесообразно, так как характер при­способления здорового организма и с отклонениями к физичес­кой нагрузке во многих отношениях сходен. Однако необходимо осуществлять индивидуальный подход в подборе упражнений и методике их выполнения, учитывать влияние изучаемого упраж­нения на лечение заболеваний, показания и противопоказания (см. табл.).

Таблица. Влияние различных физических упражнений на организм занимающихся с выраженными патологическими отклонениями

Группы заболеваний

Упражнения, положительно влияющие на организм

Противопоказанные упражнения

Сердечно-сосудистая система

Общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп из различных исходных положений; ходьба, дозированный бег; дозированное плавание, спокойная ходьба на лыжах

Упражнения с задержкой дыхания; натуживанием; резкое изменение темпа; длительное статическое напряжение

Органы дыхания

Дыхательные упражнения с выходом через рот, нос с произнесением гласных (а, у е, и, о) и согласных  (р, ж, ш, в, д, з, с) или их сочетаний («бре», «бри», «бру»); катание на лыжах, коньках, плавание, гребля, прогулки

Упражнения с задержкой дыхания; натуживанием

Почки

Упражнения, укрепляющие мышечный корсет; упражнения улучшающие кровообращение в области поясничного отдела;  упражнения на дыхание и расслабление

Прыжки, длительное плавание (не допускается переохлаждение тела)

Нервно-психическая сфера

Упражнения, вызывающие процесс торможения (внезапная остановка, перемена положения тела); упражнения на ловкость, быстроту реакции; прыжки с поворотами; круговые движения головой; упражнения со скакалкой; бег, ходьба с закрытыми глазами; упражнения на дыхание и расслабление

Упражнения, вызывающие перевозбуждение и перенапряжение; упражнения в равновесии на повышенной опоре; упражнения, выполняемые в соревновательных условиях

(особенно на силу, на выносливость)

Желудочно-кишечный тракт, желчный пузырь, печень

Углубленное дыхание в различных исходных положениях (лежа, сидя, стоя); чередование напряжения и расслабления мышц брюшного пресса при  смене исходных положений (стоя на четвереньках, лежа на спине, груди и др.); плавание; прогулочная гребля; игра в городки, теннис; лыжи; коньки, туризм

Ограничение прыжков и нагрузки на мышцы брюшного пресса

Зрение

Общеразвивающие упражнения на развитие координации движений, формирование осанки, расслабление; упражнения с цветными предметами (флажки, кубики, мячи)

Прыжки в воду; упражнения на перекладине; стойки на голове, руках; борьба; игра в хоккей, футбол

Примерный комплекс лечебной гимнастики при заболеваниях сердечно-сосудистой системы:

  1. ИП — сидя, дыхание под контролем рук. Обе руки должны поднять­ся вместе с грудной клеткой и животом. Обе руки помогают опус­титься грудной клетке и втя­нуться мышцам живота. 4—8 раз.
  2. ИП — сидя, руки на бедра. Руки в стороны, слегка про­гнуться. 5—6 раз.
  3. ИП — поставить ногу на стул, руки на бедра.

Согнуть до отказа ногу в колене и пригнуться. 3—5 раз каждой ногой.

  1. ИП — стойка «смирно». На­клоны туловища вправо и вле­во с движением рук вдоль ту­ловища. 3-8 раз в каждую сторону.
  2. ИП — лежа, руки вдоль ту­ловища. Согнуть ноги, охватив их ру­ками. 6-10 раз.
  3. ИП — лежа, одну руку на грудь, другую на живот. Глубокое дыхание под контролем рук. 3-6 раз.
  4. ИП — лежа, согнуты колени. Сесть, захватив колени ру­ками. 6—8 раз.
  5. ИП — стоя, руки на бед­ра. Полуприседание, руки впе­ред. 6—10 раз.
  6. ИП — стоя, руки на голову. Руки вверх, пальцы сцепле­ны, ладони вывернуты вверх. 3-6 раз.
  7. ИП — стоя, ноги врозь. Наклон вперед, колени пря­мые, достать пальцами пол. 6—8 раз.
  8. ИП — стойка «смирно». Ру­ки в стороны.
  9. Ходьба на месте. 1—3 мин.
  10. ИП — стоя, руки на бедра. Потряхивание поднятой но­гой, правой и левой поперемен­но. 4 раза каждой ногой.
  11. Лежа, глубокое дыхание под контролем рук до восстановле­ния спокойного дыхания. 8— 12 раз.

Примерный комплекс лечебной гимнастики для больных острой пневмонией (общий режим):

Ходьба по залу ЛФК, ходьба на носках, пятках, наружной и внутренней стороне стоп (3-5 мин).

  1. Подняться на носки, плечи поднять, пальцы в кулак, на выдохе вернуться в ИП.
  2. На вдохе руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе — приседание, кисти рук на коленях.
  3. «Насос». На вдохе поочередные наклоны в стороны, рука скользит по бедру вниз. На выдохе вернуться в ИП.
  4. В руках медицинбол, руки перед грудью. На вдохе повороты в стороны, на выдохе вернуться в ИП.
  5. Ходьба с высоким подниманием бедра и активной работой рук (3-5 мин).
  6. ИП — стоя, папка лежит на стуле. Вдох — руки поднять, на выдохе наклониться, взять палку. Следующий вдох с палкой в руках. На выдохе палку положить на сиденье.
  7. Стоя боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе отклониться от стенки, на выдохе вернуться в ИП.
  8. Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе поднять руки вверх, тянуться руками к верхней ступеньке, на выдохе руками держаться за перекладину на уровне пояса, легкое приседание.
  9. В руках гимнастическая палка, руки опущены. На вдохе руки вверх, на выдохе колено поджать к животу с помощью палки.
  10. Руки перед грудью, на вдохе руки в стороны, поворот туловища в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

Закончить процедуру ЛГ ходьбой в среднем темпе с переходом на медленный.

Примерный комплекс лечебной гимнастики для больных плевритом (общий режим):

  1. В руках медицинбол, руки опущены. На вдохе поворот влево, медленно поднимать руки вверх, на выдохе опустить руки вниз.
  2. В руках гимнастическая палка. На вдохе палку поднять над головой, прогнуться, подняться на носки, на выдохе руки опустить, ноги согнуть в коленях.
  3. Выполняется вдвоем, стоя спиной друг к другу. Передавать мяч через стороны слева направо и наоборот.
  4. «Бокс». На выдохе поочередно выбрасывать руку вперед, пальцы . в кулак.
  5. На вдохе поднять плечи вверх, на выдохе пружинящие 2-3 наклона в противоположную сторону.
  6. Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе максимально вытянуть руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе руки через стороны опустить.
  7. Руками держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе подтянуться на носки, на выдохе максимально отклониться назад с опорой на пятки.
  8. Стоя к стенке боком, рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе поворот туловища назад, противоположной рукой коснуться стенки, на выдохе поворот вперед, стоять лицом к стенке.
  9. Руки перед грудью, выпрямлены, в руках гантели. Круговые движения в плечевых суставах 6-8 раз вперед и 6-8 раз назад.
  10. Ходьба с максимальным выносом ноги вперед, руки опираются о согнутое колено.
  11. Скрестная ходьба с поворотами туловища.

Закончить процедуру ходьбой в спокойном темпе (40-50 шагов в минуту) в течение 3 мин.

Примерный комплекс лечебной гимнастики рекомендуемый при заболеваниях почек:

  1. Выполнение ходьбы в положении лежа. ИП: Лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Согните в колене левую ногу, затем выпрямите и так в течение минуты. Это действие повторить и для другой конечности;
  2. Махи руками. ИП не меняется. Руки раскиньте в стороны – вдохните, вернитесь в начальное положение и сделайте выдох. Взмахи руками должны быть аналогичны взмахам крыльев. Число повторений – четыре раза;
  3. Махи ногами. Лечь на спину, ноги вместе, а руки положить под затылок. Выполните поднятие ног, при этом, не сгибая их в коленях, и так 4 раза.
  4. Гимнастика для почек при опущении  включает в себя такое простое упражнение, как «Велосипед». ИП аналогично как в п. 1. Поднимите ноги над полом, колени нужно слегка согнуть и выполнить кругообразное движение, как если бы вы ехали на велосипеде. Подобные манипуляции необходимо повторять не менее 15 с.;
  5. Не меняя положения, поочередно сгибайте руки в локтях, и с усилием выпрямляйте их, как бы одолевая воображаемое препятствие. Эту процедуру следует повторять на протяжении двух минут.

Физические упражнения могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на состояние организма занимающихся. Грамотное использование средств физического воспитания может улучшить состояние здоровья лиц, относящихся к подготовительной и специальной медицинским группам. Противопоказаний к занятиям физической культурой нет!

Список используемой литературы:

  1. Гимнастика / под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшиковой. – М.: Academia, 2002. – 448 с.
  2. Гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура // Физкультура для всех: для детей и взрослых [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.fizkultura-vsem.ru/.
  3. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания // INFOSTER.RU [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.infoster.ru/lechebnaya-fizkultura/2011-05-05-09-01-15.
  4. Физические упражнения для почек, гимнастика при опущении, пиелонефрите и других заболеваниях // Нетрадиционная медицина http://perekis-i-soda.ru/fizicheskie-uprazhneniya-dlya-pochek-gimnastika-pri-opushhenii-pielonefrite-i-drugix-zabolevaniyax/.
  5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Academia, – 480 с.

 

[1] Тоже относится и к учебным заведениям среднего профессионального образования.

[2] В вузах контингент обучающихся относится к юношескому и молодежному возрастам.

 

Оригинал работы:

Особенности проведения занятий со студентами подготовительной и специальной медицинских групп




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*