Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОрганизуя и проводя занятия с контингентом обучающихся в вузе[1], необходимо принять во внимание их возрастные морфофункциональные и психологические особенности[2].
Для проведения занятий по физическому воспитанию все студенты в каждом вузе распределяются по учебным отделениям: основное, специальное и спортивное. Распределение проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности, интересов студентов. На основе этих показателей каждый студент попадает в одно из трех отделений для прохождения обязательного курса физического воспитания. Каждое отделение имеет определенное содержание и целевую направленность занятий.
В основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по результатам медицинского обследования к основной и подготовительной медицинским группам, т.е. не имеющие отклонений в состоянии здоровья, но физически слабо подготовленные.
В основном отделении учебный процесс направлен на:
Занятия имеют заметно выраженную комплексную направленность по типу ОФП, с акцентом на воспитание аэробной выносливости, так как именно она обеспечивает повышение общей физической работоспособности и деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Должное внимание уделяется воспитанию силовых и координационных способностей, обучению технике движений в рамках как общей, так и профессионально-прикладной направленности. Методика занятий носит преимущественно учебно-тренировочный характер. Моторная плотность не опускается ниже 50%, интенсивность нагрузки по ЧСС колеблется в пределах 130—160 уд./мин.
В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную группу, т.е. имеющие определенные отклонения в состоянии здоровья. Практический материал для специального учебного отделения разрабатывается преподавателями с учетом показаний и противопоказаний для каждого студента, имеет корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность использования, средств физического воспитания.
Учебный процесс в специальном медицинском отделении имеет определенную специфику и преимущественно направлен на:
Направленность учебных занятий носит ярко выраженный оздоровительно-восстановительный характер.
Согласно научно обоснованным рекомендациям студенты специального отделения в зависимости от характера заболевания делятся на четыре группы: А, Б, В и лечебную.
Группа А комплектуется из студентов с заболеванием сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем. Поэтому основным содержанием занятий в этой группе являются дыхательные упражнения, строго индивидуально дозируемые упражнения (бег, плавание, передвижение на лыжах и др.), позволяющие совершенствовать аэробные возможности занимающихся.
Группа Б формируется из студентов с заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы, а также слабовидящие. В этой группе преимущественно используются упражнения основной гимнастики, включенные в программы лечения конкретных заболеваний.
Группа В состоит из студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата. В этой группе преобладают упражнения, совершенствующие осанку, опорно-двигательный аппарат, а также общеразвивающие и направленно корригирующие физические упражнения.
Лечебная группа комплектуется из студентов с ярко выраженными, существенными отклонениями в состоянии здоровья. Занятия в этой группе проводятся исключительно по индивидуальным лечебным программам и методикам.
Физическая нагрузка во всех четырех группах строго и индивидуально регламентируется, исключаются упражнения с настуживанием и жесткими интервалами отдыха. Моторная (двигательная) плотность занятий невысока, отдых между отдельными нагрузками должен быть достаточен для восстановления. Циклические упражнения выполняются с умеренной интенсивностью.
При улучшении состояния здоровья, физической подготовленности студенты переводятся в основную медицинскую группу.
Наибольшее внимание уделяется студентам со значительными отклонениями в состоянии здоровья или физическом развитии. Эти отклонения обычно не мешают выполнению учебной работы по другим дисциплинам, но являются противопоказанием к занятиям физической культурой по программе. Такие дети определяются в специальную медицинскую группу. С большей частью этих студентов (спецгруппа А) занятия физической культурой должны строиться по особым программам с учетом характера и степени отклонений в состоянии здоровья. Меньшая часть студентов (спецгруппа Б) направляется на специальные занятия лечебной гимнастикой в лечебно-профилактические учреждения.
Поскольку возраст, характер и степень проявления болезни, уровень адаптации к физическим нагрузкам у каждого студента различны, то комплектование групп рекомендуется вести по возрастному принципу с учетом особенностей заболеваний. Объединение в одну группу студентов, страдающих различными заболеваниями, допустимо и целесообразно, так как характер приспособления здорового организма и с отклонениями к физической нагрузке во многих отношениях сходен. Однако необходимо осуществлять индивидуальный подход в подборе упражнений и методике их выполнения, учитывать влияние изучаемого упражнения на лечение заболеваний, показания и противопоказания (см. табл.).
Таблица. Влияние различных физических упражнений на организм занимающихся с выраженными патологическими отклонениями
Группы заболеваний |
Упражнения, положительно влияющие на организм |
Противопоказанные упражнения |
Сердечно-сосудистая система |
Общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп из различных исходных положений; ходьба, дозированный бег; дозированное плавание, спокойная ходьба на лыжах |
Упражнения с задержкой дыхания; натуживанием; резкое изменение темпа; длительное статическое напряжение |
Органы дыхания |
Дыхательные упражнения с выходом через рот, нос с произнесением гласных (а, у е, и, о) и согласных (р, ж, ш, в, д, з, с) или их сочетаний («бре», «бри», «бру»); катание на лыжах, коньках, плавание, гребля, прогулки |
Упражнения с задержкой дыхания; натуживанием |
Почки |
Упражнения, укрепляющие мышечный корсет; упражнения улучшающие кровообращение в области поясничного отдела; упражнения на дыхание и расслабление |
Прыжки, длительное плавание (не допускается переохлаждение тела) |
Нервно-психическая сфера |
Упражнения, вызывающие процесс торможения (внезапная остановка, перемена положения тела); упражнения на ловкость, быстроту реакции; прыжки с поворотами; круговые движения головой; упражнения со скакалкой; бег, ходьба с закрытыми глазами; упражнения на дыхание и расслабление |
Упражнения, вызывающие перевозбуждение и перенапряжение; упражнения в равновесии на повышенной опоре; упражнения, выполняемые в соревновательных условиях (особенно на силу, на выносливость) |
Желудочно-кишечный тракт, желчный пузырь, печень |
Углубленное дыхание в различных исходных положениях (лежа, сидя, стоя); чередование напряжения и расслабления мышц брюшного пресса при смене исходных положений (стоя на четвереньках, лежа на спине, груди и др.); плавание; прогулочная гребля; игра в городки, теннис; лыжи; коньки, туризм |
Ограничение прыжков и нагрузки на мышцы брюшного пресса |
Зрение |
Общеразвивающие упражнения на развитие координации движений, формирование осанки, расслабление; упражнения с цветными предметами (флажки, кубики, мячи) |
Прыжки в воду; упражнения на перекладине; стойки на голове, руках; борьба; игра в хоккей, футбол |
Примерный комплекс лечебной гимнастики при заболеваниях сердечно-сосудистой системы:
Согнуть до отказа ногу в колене и пригнуться. 3—5 раз каждой ногой.
Примерный комплекс лечебной гимнастики для больных острой пневмонией (общий режим):
Ходьба по залу ЛФК, ходьба на носках, пятках, наружной и внутренней стороне стоп (3-5 мин).
Закончить процедуру ЛГ ходьбой в среднем темпе с переходом на медленный.
Примерный комплекс лечебной гимнастики для больных плевритом (общий режим):
Закончить процедуру ходьбой в спокойном темпе (40-50 шагов в минуту) в течение 3 мин.
Примерный комплекс лечебной гимнастики рекомендуемый при заболеваниях почек:
Физические упражнения могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на состояние организма занимающихся. Грамотное использование средств физического воспитания может улучшить состояние здоровья лиц, относящихся к подготовительной и специальной медицинским группам. Противопоказаний к занятиям физической культурой нет!
Список используемой литературы:
[1] Тоже относится и к учебным заведениям среднего профессионального образования.
[2] В вузах контингент обучающихся относится к юношескому и молодежному возрастам.
Оригинал работы:
Особенности проведения занятий со студентами подготовительной и специальной медицинских групп
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.