Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблема охраны экосистемы при исполнении природоохранного законодательства РФ на примере Волгоградской области

13.01.2017 238 357
Кириченко Олеся Валерьевна, преподаватель

Бородина Юлия Сергеевна, студент

Волгоградский экономико-технический колледж

На современном этапе развития государства нарушения в области охраны окружающей среды носят масштабный характер, а качество экологического регулирования в Российской Федерации остаётся низким, о чём свидетельствуют независимые исследования в Российской Федерации и за рубежом (например, EnvironmentalPerformanceIndex), так Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской в своём интервью утверждает, что: «издержки, связанные с деградацией окружающей среды в России, ежегодно составляют 4-5 % ВВП, не учитывая нагрузки на здоровье людей» . [2]

При этом по данным WWF России и Общественной палаты 80-95 % экологических правонарушений остаются безнаказанными. В России 2014 и 2015 годы охарактеризовались продолжающимся активным ростом экологических протестов и кампаний в разных регионах страны, что было вызвано увеличением числа экологических аварий, катастроф и крупных нарушений деятельности различных организаций, предприятий и частных лиц. Город Волжский Волгоградской области не является исключением. Волжский – город химии, металлургии, машиностроения и гидроэнергетики. Такое сочетание промышленности в городе с населением 326 тысяч человек существенно негативно сказывается на состояние окружающей среды.[1]

Так каждый волжанин хорошо знаком с местными предприятиями, самые известные из которых: «Волжский абразивный завод», «Волжский трубный завод», «Волжский подшипниковый завод» и другие. Например, в воздухе города, как сообщили в пресс-службе мэрии г. Волжского, в 2015 году из-за неконтролируемого выброса ртути и сероводорода загрязняющих веществ предприятиями, были зафиксировано на улице Свердлова. Источниками выбросов является пруды-отстойники «Птицефабрика «Волжская» или «Волжский абразивный завод». Напомню, что сероводород является очень токсичным веществом, имеющий запах тухлых яиц. При вдыхании воздуха, содержащего небольшое количество сероводорода, у человека может возникнуть головокружение, тошнота. Большая концентрация этого вещества способно привести к судорогам, коме и даже смерти. Также вВолжском было обнаружено превышение предельно допустимой концентрации аммиака практически в 2 раз. Чрезмерная концентрация аммиака в воздухе вызывает от обильного слезотечение, боли в глазах, до потери зрения, приступа кашля, зуда кожи. Служба охраны окружающей среды нашла предположительный источник. Им оказалось предприятие по производству животных кормов. В атмосферном воздухе Волжского также было зафиксировано превышение оксида углерода, формальдегида, оксида азота, выделяемыми другими предприятиями города. Оксид углерода вызывает нарушение в работе сердца. Формальдегид поражает центральную нервную систему. Оксид азота при кратковременном воздействии вызывает раздражающее действие на органы дыхания.[6]

Помимо этого, волжане, проживающие вблизи от предприятия, ощущали неприятные удушающие запахи, также многие граждане утверждали, что вечернее и ночное время концентрация запахов еще больше усиливается. В адрес администрации Волжского, муниципального бюджетного учреждения «Служба охраны окружающей среды» и прокуратуры города неоднократно поступали письма, жалобы и обращения с просьбой устранить неприятные запахи.

Ещё одной крупной аварией можно считать, разлив нефти в Светлоярском районе Волгоградской области. Разлив нефти на Волге обнаружили 2 августа 2016 года возле поселка Светлый Яр в акватории затона «Казачий». Незамедлительно была проведена проверка по факту загрязнения нефтепродуктами акватории реки Волга и прибрежной защитной полосы, сообщил "Блокноту Волгоград" заместитель Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Валентин Сердюков.

Установлено, что общая длина загрязнения береговой линии составила 10,91 километр, площадь загрязнения - не менее 5,455 км2. Отметим, что толщина нефтяной пленки не менее 1 сантиметра, а сплошное загрязнение акватории затона "Казачий" реки Волга составляет 1,5 км2.

Проведенные исследования показали, что в почве превышение ПДК по нефтепродуктам составляет от 1,6 до 5 раз. В воде - от 1,7 до 3,2 раза. Всего в акватории затона "Казачий" реки Волга содержание нефтепродуктов превышено в 37 640 раза.

Добавим, что ущерб, причиненный почве, составил 19 миллионов 477 тысяч 800 рублей. 3 августа 2016 года возбуждено Уголовное дело по факту загрязнения реки Волга и ее прибрежной полосы нефтепродуктами, «Уголовное дело возбуждено по ч. 1 ст. 250 УК РФ (загрязнение поверхностных вод, источников питьевого водоснабжения, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному и растительному миру, рыбным запасам).[3]

По прогнозам, изложенным в указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», проблемы окружающей природной среды, как один из факторов, оказывающих негативное влияние на обеспечение национальных интересов Российской Федерации, будут только обостряться. В указе отмечается, что стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются: сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты; ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата. Состояние национальной безопасности в сфере экологии усугубляется сохранением значительного количества опасных производств, деятельность которых ведет к нарушению экологического баланса, включая нарушение санитарно-эпидемиологических и санитарно-гигиенических стандартов потребляемой населением страны питьевой воды, вне нормативного правового регулирования и надзора остаются радиоактивные отходы неядерного топливного цикла. Нарастает стратегический риск исчерпания запасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны, падает добыча многих стратегически важных полезных ископаемых. В связи с этим в 2016 году была продолжена реформа российского экологического законодательства. Например, были внесены изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», в том числе введено понятие «наилучшая доступная технология». [4] По словам члена корреспондента РАН, известного российского эколога Алексея Яблокова, принятые в этот закон поправки «перекраивают значительную часть природоохранного законодательства». [5]

Однако, вносимые корректировки в действующее законодательство об охране окружающей среды и другие нормативно–правовые акты существенно не изменили количество экологических правонарушений. Из этого следует, что необходимо наращивать деятельность государственных, общественных, надзорных и правоохранительных органов по охране и восстановлению природной окружающей среды.

Основной причиной совершения административных экологических правонарушений являются пробелы в экологическом сознания и правосознании граждан и должностных лиц. Активное и неизбежное наложение ответственности на правонарушителей является тем рычагом давления на сознание правонарушителей, который приведёт к дальнейшей профилактике экологических правонарушений. Изучение вопроса ответственности за совершаемые правонарушения, порядка её применения является весьма актуальным и своевременным. 

Таким образом, цель исследования состоит в проведении анализа административной ответственности за совершаемые правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования на примере города Волжского и поселка городского типа Светлого Яра.

Поставленная цель работы определяет последующие задачи исследования:

  1. Обозначить основные источники загрязнения экологии Волгоградской области;
  2. Рассмотреть теоретико-правовые основы наступления административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, законодательное регулирование в РФ на примере города Волжского и поселка Светлого Яра.

Предметом исследования определяется административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования на примере Волгоградской области

Объект – нарушение природоохранное законодательства отношения, возникающие в сфере окружающей природной среды. Нормативной базой при написании работы послужило современное действующее законодательство РФ, имеющаяся практика применения административной ответственности в области охраны окружающей среды, правовые акты федеральных органов исполнительной власти.  В работе применялись научные статьи и монографии ученых, исследующих вопрос административной ответственности, а именно: А.Б. И.И. Веремеенко, Л.A. Калининой, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева, М.Я. Масленникова, Н.П. Мышляева, JI.JI. Попова, Ю.Н. Старилова, А.И. Стахова, M.Г. Студеникиной, Ю.А. Тихомирова и ряда других ученых. Были проанализированы работы следующих ведущих специалистов в области экологического права: С.А. Боголюбова, А.И. Бобылева, А.К. Голиченкова, Б.В. Ерофеева, И.О.Красновой.

В работе использованы статистические сведения с официальных сайтов государственных, надзорных и правоохранительных органов, материалы сети интернет по исследуемому вопросу, а также статьи с Интернет-ресурсов экологических объединений и сообществ.

По общему правилу, дела о привлечении к ответственности за административные экологические проступки рассматривают должностные лица различных государственных органов. При этом лица, признанные виновными в совершении административного экологического правонарушения, вправе обжаловать в суд ненормативный правовой акт (решение, постановление) о привлечении к административной ответственности. В некоторых случаях, орган или должностное лицо, к которому поступило дело об экологическом административном правонарушении, в силу его повышенной общественной опасности, вправе передать дело на рассмотрение судье. Среди проблем административного производства по делам об охране окружающей природной среды и природопользования, можно выделить проблему осуществления защиты прав граждан. Одним из обязательных участников процесса по делу об административном экологическом правонарушении является лицо, в отношении которого ведётся производство по делу. Однако, у него отсутствуют некоторые права, которые предусмотрены в ГК и УПК РФ, например, право снимать копии с материалов дела лицу, совершившему административное экологическое правонарушение, право делать выписки из материалов дела и другие.Поэтому не стоит забывать, что граждане могут участвовать в публичных слушаниях, отслеживать информацию на официальных сайтах госорганов, предпринимать попытки предотвратить возможные нарушения.

Что касаемо города Волжского, в связи со сложной экологической обстановкой администрация городского округа неоднократно выходила с инициативой организации межведомственного совещания по данному вопросу.

Но только в 2016 году Экологический совет при Волгоградской областной Думе поддержал просветительский проект «ECOLAB». Соответствующее соглашение было подписано 7 сентября 2016 года председателем Экосовета, региональным депутатом Ириной Соловьевой. Основная цель Экосовета – минимизировать негативное антропогенное воздействие на жителей и природу волгоградского региона.

По мимо этого, принято решение активно привлекать граждан, органы общественного контроля, ТОСы к работе по предупреждению нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Также принято решение принять меры по размещению специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и в местах массового пребывания граждан.

Приходя к заключению, можно сделать следующие выводы, что все перечисленные проблемы не относятся к числу нерешаемых. При наличии достаточных экологических знаний и убеждений у руководителей и специалистов всех уровней, а также при достаточном финансировании возможно развитие современной промышленности и ведение продуктивного сельского хозяйства наряду с надежной охраной природы.

Список литературы:

  1. Л. И. Сергиенко, М. М. Подколзин. Экологическая оптимизация регионального природопользования // Монография 2011 - Волжский 2011. - С. 9 - 20.
  2. Интервью министра природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской газете «Коммерсантъ», на тему актуальных проблем, решение которых относится к компетенции Минприроды России [Электронный ресурс] : Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ – URL:https://www.mnr.gov.ru/press-service/publications/detail.php?ID=130911&sphrase_id=655421 (Дата обращения: 13.10.2015) .
  3. Разлив нефти в Светлоярском районе нанес ущерб в 20 млн рублей [Электронный ресурс] : Информационный портал «Блокнот Волгоград» : http://bloknot-volgograd.ru/news/rozliv-nefti-v-svetloyarskom-rayone-nanes-ushcherb-769369 (Дата обращения 10.08.16)
  4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) [Электронный ресурс] : Правовой портал КонсультантПлюс – URL: http://www.consultant.ru/cons/document/cons_doc_LAW_87685/ (дата обращения 11.10.2015)
  5. Экологические итоги 2014 – перспективы на 2015 год [Электронный ресурс] : Экологический портал Bellona – URL: http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2015/year_total (дата обращения 13.10.2015)
  6. Экологическая безопасность города [Электронный ресурс]: Информационный портал «Открытый Волжский»

 

Оригинал работы:

Проблема охраны экосистемы при исполнении природоохранного законодательства РФ на примере Волгоградской области




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*