Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНа современном этапе развития государства нарушения в области охраны окружающей среды носят масштабный характер, а качество экологического регулирования в Российской Федерации остаётся низким, о чём свидетельствуют независимые исследования в Российской Федерации и за рубежом (например, EnvironmentalPerformanceIndex), так Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской в своём интервью утверждает, что: «издержки, связанные с деградацией окружающей среды в России, ежегодно составляют 4-5 % ВВП, не учитывая нагрузки на здоровье людей» . [2]
При этом по данным WWF России и Общественной палаты 80-95 % экологических правонарушений остаются безнаказанными. В России 2014 и 2015 годы охарактеризовались продолжающимся активным ростом экологических протестов и кампаний в разных регионах страны, что было вызвано увеличением числа экологических аварий, катастроф и крупных нарушений деятельности различных организаций, предприятий и частных лиц. Город Волжский Волгоградской области не является исключением. Волжский – город химии, металлургии, машиностроения и гидроэнергетики. Такое сочетание промышленности в городе с населением 326 тысяч человек существенно негативно сказывается на состояние окружающей среды.[1]
Так каждый волжанин хорошо знаком с местными предприятиями, самые известные из которых: «Волжский абразивный завод», «Волжский трубный завод», «Волжский подшипниковый завод» и другие. Например, в воздухе города, как сообщили в пресс-службе мэрии г. Волжского, в 2015 году из-за неконтролируемого выброса ртути и сероводорода загрязняющих веществ предприятиями, были зафиксировано на улице Свердлова. Источниками выбросов является пруды-отстойники «Птицефабрика «Волжская» или «Волжский абразивный завод». Напомню, что сероводород является очень токсичным веществом, имеющий запах тухлых яиц. При вдыхании воздуха, содержащего небольшое количество сероводорода, у человека может возникнуть головокружение, тошнота. Большая концентрация этого вещества способно привести к судорогам, коме и даже смерти. Также вВолжском было обнаружено превышение предельно допустимой концентрации аммиака практически в 2 раз. Чрезмерная концентрация аммиака в воздухе вызывает от обильного слезотечение, боли в глазах, до потери зрения, приступа кашля, зуда кожи. Служба охраны окружающей среды нашла предположительный источник. Им оказалось предприятие по производству животных кормов. В атмосферном воздухе Волжского также было зафиксировано превышение оксида углерода, формальдегида, оксида азота, выделяемыми другими предприятиями города. Оксид углерода вызывает нарушение в работе сердца. Формальдегид поражает центральную нервную систему. Оксид азота при кратковременном воздействии вызывает раздражающее действие на органы дыхания.[6]
Помимо этого, волжане, проживающие вблизи от предприятия, ощущали неприятные удушающие запахи, также многие граждане утверждали, что вечернее и ночное время концентрация запахов еще больше усиливается. В адрес администрации Волжского, муниципального бюджетного учреждения «Служба охраны окружающей среды» и прокуратуры города неоднократно поступали письма, жалобы и обращения с просьбой устранить неприятные запахи.
Ещё одной крупной аварией можно считать, разлив нефти в Светлоярском районе Волгоградской области. Разлив нефти на Волге обнаружили 2 августа 2016 года возле поселка Светлый Яр в акватории затона «Казачий». Незамедлительно была проведена проверка по факту загрязнения нефтепродуктами акватории реки Волга и прибрежной защитной полосы, сообщил "Блокноту Волгоград" заместитель Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Валентин Сердюков.
Установлено, что общая длина загрязнения береговой линии составила 10,91 километр, площадь загрязнения - не менее 5,455 км2. Отметим, что толщина нефтяной пленки не менее 1 сантиметра, а сплошное загрязнение акватории затона "Казачий" реки Волга составляет 1,5 км2.
Проведенные исследования показали, что в почве превышение ПДК по нефтепродуктам составляет от 1,6 до 5 раз. В воде - от 1,7 до 3,2 раза. Всего в акватории затона "Казачий" реки Волга содержание нефтепродуктов превышено в 37 640 раза.
Добавим, что ущерб, причиненный почве, составил 19 миллионов 477 тысяч 800 рублей. 3 августа 2016 года возбуждено Уголовное дело по факту загрязнения реки Волга и ее прибрежной полосы нефтепродуктами, «Уголовное дело возбуждено по ч. 1 ст. 250 УК РФ (загрязнение поверхностных вод, источников питьевого водоснабжения, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному и растительному миру, рыбным запасам).[3]
По прогнозам, изложенным в указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», проблемы окружающей природной среды, как один из факторов, оказывающих негативное влияние на обеспечение национальных интересов Российской Федерации, будут только обостряться. В указе отмечается, что стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются: сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты; ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата. Состояние национальной безопасности в сфере экологии усугубляется сохранением значительного количества опасных производств, деятельность которых ведет к нарушению экологического баланса, включая нарушение санитарно-эпидемиологических и санитарно-гигиенических стандартов потребляемой населением страны питьевой воды, вне нормативного правового регулирования и надзора остаются радиоактивные отходы неядерного топливного цикла. Нарастает стратегический риск исчерпания запасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны, падает добыча многих стратегически важных полезных ископаемых. В связи с этим в 2016 году была продолжена реформа российского экологического законодательства. Например, были внесены изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», в том числе введено понятие «наилучшая доступная технология». [4] По словам члена корреспондента РАН, известного российского эколога Алексея Яблокова, принятые в этот закон поправки «перекраивают значительную часть природоохранного законодательства». [5]
Однако, вносимые корректировки в действующее законодательство об охране окружающей среды и другие нормативно–правовые акты существенно не изменили количество экологических правонарушений. Из этого следует, что необходимо наращивать деятельность государственных, общественных, надзорных и правоохранительных органов по охране и восстановлению природной окружающей среды.
Основной причиной совершения административных экологических правонарушений являются пробелы в экологическом сознания и правосознании граждан и должностных лиц. Активное и неизбежное наложение ответственности на правонарушителей является тем рычагом давления на сознание правонарушителей, который приведёт к дальнейшей профилактике экологических правонарушений. Изучение вопроса ответственности за совершаемые правонарушения, порядка её применения является весьма актуальным и своевременным.
Таким образом, цель исследования состоит в проведении анализа административной ответственности за совершаемые правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования на примере города Волжского и поселка городского типа Светлого Яра.
Поставленная цель работы определяет последующие задачи исследования:
Предметом исследования определяется административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования на примере Волгоградской области
Объект – нарушение природоохранное законодательства отношения, возникающие в сфере окружающей природной среды. Нормативной базой при написании работы послужило современное действующее законодательство РФ, имеющаяся практика применения административной ответственности в области охраны окружающей среды, правовые акты федеральных органов исполнительной власти. В работе применялись научные статьи и монографии ученых, исследующих вопрос административной ответственности, а именно: А.Б. И.И. Веремеенко, Л.A. Калининой, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева, М.Я. Масленникова, Н.П. Мышляева, JI.JI. Попова, Ю.Н. Старилова, А.И. Стахова, M.Г. Студеникиной, Ю.А. Тихомирова и ряда других ученых. Были проанализированы работы следующих ведущих специалистов в области экологического права: С.А. Боголюбова, А.И. Бобылева, А.К. Голиченкова, Б.В. Ерофеева, И.О.Красновой.
В работе использованы статистические сведения с официальных сайтов государственных, надзорных и правоохранительных органов, материалы сети интернет по исследуемому вопросу, а также статьи с Интернет-ресурсов экологических объединений и сообществ.
По общему правилу, дела о привлечении к ответственности за административные экологические проступки рассматривают должностные лица различных государственных органов. При этом лица, признанные виновными в совершении административного экологического правонарушения, вправе обжаловать в суд ненормативный правовой акт (решение, постановление) о привлечении к административной ответственности. В некоторых случаях, орган или должностное лицо, к которому поступило дело об экологическом административном правонарушении, в силу его повышенной общественной опасности, вправе передать дело на рассмотрение судье. Среди проблем административного производства по делам об охране окружающей природной среды и природопользования, можно выделить проблему осуществления защиты прав граждан. Одним из обязательных участников процесса по делу об административном экологическом правонарушении является лицо, в отношении которого ведётся производство по делу. Однако, у него отсутствуют некоторые права, которые предусмотрены в ГК и УПК РФ, например, право снимать копии с материалов дела лицу, совершившему административное экологическое правонарушение, право делать выписки из материалов дела и другие.Поэтому не стоит забывать, что граждане могут участвовать в публичных слушаниях, отслеживать информацию на официальных сайтах госорганов, предпринимать попытки предотвратить возможные нарушения.
Что касаемо города Волжского, в связи со сложной экологической обстановкой администрация городского округа неоднократно выходила с инициативой организации межведомственного совещания по данному вопросу.
Но только в 2016 году Экологический совет при Волгоградской областной Думе поддержал просветительский проект «ECOLAB». Соответствующее соглашение было подписано 7 сентября 2016 года председателем Экосовета, региональным депутатом Ириной Соловьевой. Основная цель Экосовета – минимизировать негативное антропогенное воздействие на жителей и природу волгоградского региона.
По мимо этого, принято решение активно привлекать граждан, органы общественного контроля, ТОСы к работе по предупреждению нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды.
Также принято решение принять меры по размещению специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и в местах массового пребывания граждан.
Приходя к заключению, можно сделать следующие выводы, что все перечисленные проблемы не относятся к числу нерешаемых. При наличии достаточных экологических знаний и убеждений у руководителей и специалистов всех уровней, а также при достаточном финансировании возможно развитие современной промышленности и ведение продуктивного сельского хозяйства наряду с надежной охраной природы.
Список литературы:
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.