Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Комплексный анализ текста как средство формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения

10.01.2017 8771 17843
Демина Надежда Ивановна
Демина Надежда Ивановна, преподаватель

Краевой политехнический колледж

Современный человек, не осознавая этого, живет среди текстов и часто вынужден создавать их. Тексты буквально преследуют его: реклама с экрана телевизора и на улице, информация по радио, статьи в газетах и журналах, проекты и рефераты самих студентов; художественные и публицистические тексты, с которыми обучающиеся знакомятся на уроках. Из большого потока разнообразных текстов студент должен научиться выбирать важное, значимое.

Студент должен научиться с помощью педагога овладеть информацией, а затем уметь ее воспроизвести. «Заговори, чтоб я тебя увидел». Эти знаменитые слова Сократа часто приводят для того, чтобы подтвердить важность правильной, выразительной, действенной речи. Для современного выпускника культура речи является важной составляющей его успеха, определяющей во многом и личную жизнь, и тем более карьерный рост.

Поэтому на своих уроках большое внимание уделяю комплексному анализу текста, так как именно текст решает многие задачи:

  • совершенствовать навыки в освоении синтаксической структуры на образцах произведений классической литературы;
  • освоить все методы структурного анализа: темы, идеи, авторской позиции;
  • помочь в определении связи предложений в тексте;
  • применять метод сравнительного анализа текстов;

Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи.

В последнее время анализ текста привлекает всё больше внимания в различных областях, таких как безопасность, коммерция, наука, что необходимо студентам – будущим специалистам.

Студенты не всегда способны взглянуть на текст как на единое целое, увидеть взаимосвязи стиля и лексики, тематики текста и его синтаксиса, увидеть проблему и отношение к ней автора. Особенно трудным бывает анализ языковых средств, использованных писателем для придания тексту большей выразительности. Работа с текстом развивает у студентов языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико–семантическое восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста полезен при подготовке к сочинению и изложению, а также эффективен как форма подготовки к сдаче экзамена по русскому языку. Анализ текста – обязательный вид работы при подготовке к изложению, так как он помогает до конца понять особенности текста и грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие.

Текст – это явление, «в котором совмещаются структурность, социальность и психологичность» и которое формируется в определённых исторических условиях, под влиянием той или иной культурной среды.

Вызывая интерес студентов к постижению тайн русского языка, к закономерностям развития языковых явлений через их взаимосвязь и подбор соответствующих текстов и заданий, можно добиться высоких результатов в формировании практической грамотности. Исходя из опыта работы, хочу подчеркнуть, что именно комплексный анализ текста вызывает наибольшие затруднения у студентов, но именно в ходе такого анализа текста можно наиболее успешно подготовить их к сдаче экзамена (3/4 заданий в КИМах связаны с вопросами, входящими в комплексный анализ текста). В работе со студентами использую подходы, обозначенные К.Д. Ушинским в «Первоначальной практической грамматике». Этот метод включает исследование лексического значения слов, синтаксических конструкций, классов слов, их структурных, морфологических и фонетических свойств, что составляет базу для правописания. Текст, объединяющий в себе все языковые уровни, является средством, позволяющим научить размышлять не формально, не отстраненно (как это происходит при анализе разрозненных слов и предложений), а системно, исходя из содержания, из контекста.

Работу с текстом строю следующим образом:

  • точное следование выбранному отрывку,
  • анализ всех встречающихся грамматических явлений (этот вариант годен тогда, когда грамматическая система уже сложилась и отрабатывается на практике)
  • выбор необходимого наглядного материала, демонстрирующего те грамматические явления.

В рабочей программе по русскому языку выделяют следующие виды разборов: фонетический, орфографический, морфемный и словообразовательный разбор, лексический, морфологический, синтаксический, пунктуационный, стилистический. Комплексная работа с текстом включает элементы лингвистического, речеведческого анализа, проведение разных видов, составление схем предложений, объяснение орфограмм и пунктограмм и обязательно выразительное чтение текста (отрывка).

Формулируя задания к тексту, придерживаюсь следующего алгоритма. Сначала – вопросы и задания, направленные на осмысление содержания и связанные с непосредственным читательским восприятием текста как единого целого. На первый план выходят вопросы о проблематике текста. Считаю особенно существенным научить студентов не путать родовые и видовые понятия, видеть проблему шире того конкретного случая, который описан в данном тексте, так как часто сталкиваюсь с прямолинейным толкованием проблематики текста на чисто событийном уровне, например, «проблема отношений хозяина и собаки», «проблема чтения книг», «проблема загрязнения водоемов».

Для получения дополнительных знаний обучающихся, подбираю тексты обобщенно–философского содержания, позволяющие им осмыслить отвлеченные понятия, чтобы фразы, выражения были знакомы и понятны студентам.

Важность верного определения проблемы, поднятой в данном тексте, трудно преувеличить, так как ошибочный посыл в проблематике приводит к неточному комментарию и выбору примеров при написании итогового текста. Поэтому слабоуспевающим студентам на начальном этапе подготовки даю список возможной проблематики, из которого они выбирают одну проблему, наиболее подходящую (по их мнению). Прошу их обосновать свой выбор, используя исходный текст. Очень большое значение, имеет также задание найти художественные произведения или публицистические тексты с подобной проблематикой, особое внимание обращаю на актуализацию знаний по теме (правильное написание имени автора, названия произведения, их соответствие, правильное перечисление героев текста произведения и правильность написания их имен), так как анализ  студенческих работ показывает, что очень велик процент неверного соединения названия произведения и его автора, много ошибок в написании имен героев художественных произведений. Призываю студентов отстаивать свою точку зрения, не соглашаться с мнением преподавателя или составителя пособия, а попытаться доказать свою позицию, свое видение. Обучающиеся должны понять, что в тексте может быть не одна проблема, но все они взаимосвязаны. Можно даже предложить задание составить своеобразные кластеры или схемы.

Возвращаясь к вопросу формирования знаний и развития умений студентов, нужно сочетать при выборе текстов для комплексного анализа тексты обобщенно–философского плана с текстами, несущими конкретную информацию по какому–либо вопросу, обязательно обсуждая со студентами, где эта информация может быть использована как фоновый материал. Далее даю задания речеведческого характера, включающие такие понятия, как «текст», «стиль», «тема», «основная мысль», «способы, средства связи» между предложениями. Непосредственно читательское восприятие постепенно углубляется: то, что воспринималось на интуитивном уровне, становится более осмысленным. Здесь наиболее важным является поиск связи между основной мыслью и темой текста. За речеведческими заданиями следуют задания языкового характера, отражающие изучение системы языка, – по фонетике, лексике, грамматике... Последние – вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды разбора, составление схем предложений. Если к одному тексту предлагается много заданий, то это не означает, что каждый студент должен сделать все эти задания.

В процессе комплексной работы с текстом у студента появляется возможность выбора тех вопросов и заданий, которые он считает для себя наиболее интересными. Но при этом отмечаю те вопросы и задания, которых избегает студент, включая их в план индивидуальной работы с ним. Чаще всего на уроке предлагаю тексты без привычных заданий «Вставьте пропущенные буквы, поставьте недостающие знаки препинания». И это не случайно: работа с текстом, графический облик которого не искажен, в большей мере развивает зрительную память, языковую интуицию. Объясняя орфограммы и пунктограммы, группируя их, отвечая на вопрос «Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?», студент выполняет работу по повышению своей грамотности.

Вся предшествующая работа по выполнению заданий комплексного характера помогает правильно прочитать текст (определить слова, на которые должно падать логическое ударение, выбрать короткую или продолжительную паузу и др.). В центре внимания – художественные и публицистические тексты, способствующие воспитанию уважительного отношения к прошлому, настоящему и будущему, к народным традициям.

Осуществляя такую деятельность, имею большую подборку текстов и заданий к ним. В контрольно–оценочные средства для текущего контроля знаний входят тексты и задания по всем разделам учебной дисциплины «Русский язык. Литература»

Комплексный анализ текста обеспечивает достижение следующих результатов:

личностных:

  • воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

метапредметных:

  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно–научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно–познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

предметных:

  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • сформированность представлений об изобразительно–выразительных возможностях русского языка;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; − владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово– родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы

Пример

СЛОВО ОБ ОТЦЕ

(1) Как описать жизнь моего отца, как охарактеризовать её и как воздать ей должное? (2) Когда я думаю о своём отце, я вспоминаю своё длительное близкое общение с ним, я вижу, как над всеми его замечательными достижениями, его вкладом в нашу культуру возвышается личность художника, его неповторимая индивидуальность.

(3) Добрый и терпеливый, никогда не терявший попусту ни секунды времени, гармонично сочетавший ощущения напряжённости и благожелательства, всегда думавший о благополучии окружающих его людей, он как личность являет собой совершенный образец человека, для которого жизнь стала великим подвигом, высоким служением. (4) Всю свою жизнь он щедро дарил свой талант, и лишь в будущем можно будет понять всё сделанное им

(5) Когда я думаю о своём отце, меня переполняет невыразимое чувство любви и уважения к нему за то, что он дал и продолжает давать нам. (6)Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он принадлежал и всему миру.

(7) Весь мир был полем его деятельности. (8)Каждая страна представляла для него особый интерес и особое значение. (9) Каждая философия, каждое учение жизни были для него путём к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами будущего. (10) Он во всём стремился к прекрасному: и в живописи, и в литературе, и в общественной жизни – это великолепное воплощение необыкновенной, возвышенной мысли.

(11) Вторая половина его жизни была тесно связана с Индией, и его заслуженно называли мастером гор.

(12) Мой отец и моя мать были людьми, которые понимали высокие идеалы жизни и прошли свой путь как образец взаимопреданности и совершенствования.

(13) Мы знаем много примеров, когда художники достигали величия, но очень мало можно найти примеров, когда великий художник оказывался ещё более великим как человек.

(14) Мне выпало счастье видеть этот живой пример в лице моих отца и матери. (15)Их светлые образы навсегда останутся для меня источником величайшего вдохновения, великим источником счастья.

(16)…В старинных книгах часто упоминалось: счастлив тот, кто на своём пути в жизни может встретить мудрого старца. (17)Старца, который и его направил бы на правильный, скорейший, кратчайший путь и, может быть, устранил бы те трудности, которые перед ним будет ставить жизнь.

(18) В лице моего отца я встретил этого мудрого старца. (19) Он был для меня не только отцом и учителем – он был кем–то гораздо большим. (20) А именно – наставником жизни. (21) Через него и через свою матушку я научился ценить те прекрасные страницы, которые раскрывают перед нами жизнь. (22) В этом именно наставник играет такую первенствующую роль. (23) Николай Константинович был именно тем мудрым наставником, с которым меня связывало не только ближайшее родство, но именно тождество мысли, потому что я полностью разделял не только его мысли, но и образ жизни. (По С.Рериху*)

*Святослав Николаевич Рерих (1904–1993) – русский и индийский художник, общественный деятель, коллекционер восточного искусства, почётный член Академии Художеств СССР. Основные жанры картин – пейзажи, портреты, символические композиции. Сын Николая и Елены Рерих.

Николай Константинович Рерих (1874–1947) – русский художник, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, поэт, педагог. Создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира».

Елена Ивановна Рерих (1879–1955) – русский философ, писательница, общественный деятель. Участница экспедиции, организованной Николаем Рерихом по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии в 1924–1928 годах; почётный президент–основатель Института Гималайских исследований «Урусвати» в Индии, почётный президент–основатель музея Николая Рериха в Нью–Йорке.

  1. 1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Николай Рерих был великим человеком.

б) Святослав Рерих видел в своём отце не только родного человека, но и наставника жизни.

в) Не всегда родители могут стать примером подражания для своих детей.

г) Святослав Рерих восхищается талантом и творчеством своего отца.

  1. 2. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

а) Предложение 18 дополняет суждение, высказанное в предложении 16 текста.

б) В предложениях 3 – 4 представлено описание.

в) Предложения 7 – 10 содержат повествование.

г) Предложения 13 – 15 включают рассуждение.

  1. Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

а) личность (предложение 3)

б) прекрасному (предложение 10)

в) старца (предложение 18)

г) страницы (предложение 21)

  1. 4. Из предложения 12 выпишите слово, образованное приставочным способом.
  2. Из предложений 5 – 6 выпишите относительное местоимение.
  3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ОБЩЕНИЕ С НИМ (предложение 2).
  4. Среди предложений 7–12 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо–личное. Напишите номер этого предложения.
  5. Среди предложений 16–23 найдите предложение с вводной конструкцией. Напишите номер этого предложения.
  6. Среди предложений 3–6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
  7. Среди предложений 11–15 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Выводы.

  1. Комплексный анализ текста – это такой вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка.
  2. Анализ текста как форма подготовки к экзамену, он помогает до конца понять особенности текста, сохраняя его своеобразие.
  3. Правильно организованная работа по комплексному анализу способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности студентов.
  4. Через текст реализуются цели обучения в их комплексе (коммуникативная, образовательная, воспитательная).

 

Оригинал работы:

Комплексный анализ текста как средство формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*