Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение инновационных технологий на уроках экономического цикла в образовательных учреждениях среднего профессионального образования

26.12.2016 232 329
Зубарева Любовь Викторовна
Зубарева Любовь Викторовна, преподаватель

Кузоватовский технологический техникум

Современная конкуренция в мире характеризуется, в первую очередь, не борьбой за обладание ресурсами, материальными ценностями, а способностью к нововведениям. Именно эта способность, позволяющая выживать и развиваться в условиях нарастающей динамики социальных изменений, стала своеобразным индикатором эффективности современного профессионального образования. 

Общественное развитие невозможно без инноваций, которые являются формой обновления общества на всех его уровнях, основным фактором не только экономического, но и социального развития, где они все чаще выполняют роль эффективного инструмента решения возникающих проблем.

Инновационная технология предполагает организацию урока экономического цикла  различными способами:

ИНТЕРНЕТ – технологии. На уроках экономической направленности использование компьютерной техники позволяет выйти на новые технологии в обучении студентов разных уровней подготовки. Современное компьютеризированное рабочее место позволяет сделать уроки высоко эстетичными, наглядными, увлекательными. Компьютер помогает преподавателю прослеживать все этапы урока: проверка знаний (тест, устный опрос, письменные работы, практические задания), объяснение новой темы с использованием электронных уроков, созданных по предметам: «Основы экономики», «Менеджмент», «Маркетинг» и «Организация предпринимательской деятельности», с применением презентации, анимации с возможностью  делать объяснение наглядным и динамичным. Для закрепления нового материала  обучающиеся выполняют  разноуровневые задания с применением компьютерных технологий , повторяют пройденный материал в виде лабораторно-практических работ.

Уроки на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную экономическую информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а студента – ответственным и целеустремленным

Проектный подход - это способ обучения и получения знаний, который реализуется в процессе работы над проектом. Проекты, как правило, включают в себя глубокое изучение отдельной темы, выполняются небольшой группой учащихся, работающих совместно. Они собирают информацию и ищут ответы на вопросы самостоятельно.

Метод проектов - это педагогическая идея, технология и форма учебной работы, ориентированная на развитие способностей студента  решать «здесь и сейчас» свои насущные жизненные проблемы.

Преимущества метода проектов: 1) системное закрепление знаний по другим учебным предметам. Часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, "подстегивают" его интерес к другим дисциплинам; 2) развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных данных; 3) развитие социальных (работа в команде) и физических умений и навыков; 4) развитие уверенности в своих силах. 

Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах; по вариантам; классный конвейер; зачет в парах и т. д. Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для молодых людей, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение. Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если преподавателем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе. Именно сам процесс обсуждения учебных заданий, проблем, научных фактов в студенческом коллективе воспринимается так, как будто бы профессионалы советуются со студентами, спрашивают об отношении к происходящему и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает обучающимся целенаправленно осуществлять процесс экономического  познания и чувствовать себя более уверенно. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности.

Одним из главных направлений моей  работы, является проектная деятельность. Работа выполняется по группам с использованием компьютерных технологий. Проектные работы проводятся не только с целью развития творческих способностей студентов, но и с целью подготовки обучающихся к дальнейшему обучению в высших учебных учреждениях по данному профилю. Технический потенциал нашего техникума позволяет создать условия для реализации умений и навыков обучающихся, полученных во время учебного процесса.

Результаты проектных работ отражены в учебно-методических пособиях для преподавателей на  электронных носителях.

Проектный метод обучения уже на ранних стадиях  проявляется в изменении (в лучшую сторону) сферы интересов, расширении кругозора. Проектное обучение создаёт положительную мотивацию для самообразования. Это - самая сильная сторона. По наблюдениям, выполняя проект по экономике, каждый студент  обращается к учебникам, учебно-методической и дополнительной литературе – я считаю, что это важное педагогическое приобретение.

В процессе проектной деятельности у обучающихся развиваются следующие способности:

  • коммуникативные, когда обсуждаются творческие задания, организуются консультации с преподавателем, защищаются в общении со сверстниками самые смелые идеи.
  • личностные:самобытность и гибкость мышления, фантазия, любознательность, здоровые творческие амбиции.
  • социальные:способность к коллективной деятельности, готовность соблюдать самодисциплину, терпимость к мнению других.
  • литературно-лингвистические:описание идеи, разработка рекламного прайс- листа, импровизация в процессе защиты.
  • математические:расчёт затрат, сочетание формы, объёма пространства и времени.
  • художественные:разработка дизайна изделий.
  • манипулятивные:координация движений, умение пользоваться персональным компьютером и вычислительной техникой.
  • технологические:наглядно-образная память; абстрактно-образное мышление.

Предлагаемая методика работы над проектом включает 4 этапа:

  • - планирование;
  • - аналитический этап;
  • - этап обобщения информации;
  • -этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

Виды проектов разнообразны. Как правило, выделяют следующие четыре категории проектов:

  1. информационный и исследовательский проект;
  2. обзорный проект;
  3. продукционный проект;
  4. проекты-инсценировки или организационные проекты.

Проекты могут быть разнообразными по форме: например, видеофильм, рекламный ролик, плакат, структурно-логическая схема и т. д. Разнообразны проекты и по объёму.

Выполняя экономические  проекты, студенты учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Студент становится равноправным участником совместной деятельности с преподавателем, отвечая за свои успехи, промахи и недостатки. Он сам, определяет свои просчеты, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участия в коллективном обсуждении различных точек зрения. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, осознанной, продуктивной, а значит более результативной.

Метод проектов используется мной чаще всего как один из этапов урока из-за нехватки времени на изучение материала или как творческое домашнее задание. Например, в теме «Инфляция» на основе полученных ранее знаний обучающиеся в группах отвечают на вопрос «Что является причинами возникновения инфляции?» и разрабатывают необходимые для государства шаги  приемлемые  в качестве антиинфляционных мер. А для того, чтобы поднять интерес к изучаемой проблеме каждая микро группа представляет собой мини парламент, со своим представителем, избирается правительство во главе с «Путиным», которому парламент и передает свои предложения, а те в свою очередь вырабатывают окончательные меры по сокращению инфляции.

Тот же принцип использую в теме «Безработица и её виды» при разработке проекта по сокращению безработицы в стране, если её уровень превышает допустимый.

Так же на уроках экономики можно выполнять долгосрочные проекты, когда студентам дается задание, и они выполняют его поэтапно в течение нескольких уроков. Например, такие задания как разработка рекламы на определенную тему. В прошлые годы это были темы «Техникум - мой дом», «Мир, в котором я живу», в этом году тема «Социальная реклама. Новый взгляд».

Студенты  с удовольствием выполняют проекты по рекламе, где они рекламируют какой-либо товар, например развивающую головоломку  для ребенка школьного возраста. Обычно такая работа выполняется в парах или небольших группах сначала на уроке, а затем как творческое домашнее задание с последующей защитой на  уроке.

Иногда в качестве проектирования я использую построение структурно-логических схем. Они используются для обобщения и закрепления пройденного материала. Структурно- логические схемы составляется учащимися самостоятельно по конкретной проблеме, обозначенной преподавателем. Это способствует развитию у них аналитических способностей. По своей структуре схемы обучающихся, как правило, различаются, поэтому необходимо их обсуждение, в ходе которого может быть разработана оптимальная СЛС. Схемы можно использовать с применением творческого учебного задания, когда учащимся предлагается закончить схему путем заполнения пропусков необходимыми структурными элементами.

Составление различных вариантов схем способствует формированию у учеников умения выделять структурные элементы, находить связь между ними, выявлять соотношение частей и целого. Информация в виде СЛС хорошо запечатлевается в сознании обучающихся, как единый образ, концентрирующий главное.

На уроках экономики студенты специальности «Технология продукции общественного питания» выполняют два довольно крупных проекта. Это расчетно-графическая работа «Простейшая модель поведения фирмы в условиях чистой конкуренции» и бизнес-проект какого-либо малого предприятия общественного питания по выбору  обучающихся,  с дальнейшей презентацией

Ежегодно в рамках ЦК социально-гуманитарного цикла проводятся открытые уроки и мероприятия по экономике,  цель этих мероприятий - это активизация творческой, познавательной и интеллектуальной инициативы студентов. Обучающиеся представляют свои презентации проектов по различным актуальным темам. Это  проблемы безработицы и пути её сокращения, или налогообложение, или пути реализации предпринимательской идеи.

В заключение хочу сказать, что у проектного метода в системе экономического образования масса психолого-педагогических достоинств. Можно с уверенностью говорить, что проектное обучение, направленное на развитие творчески активной личности, поможет сформировать новое поколение экономически развитой молодежи, готовых реализовать свои амбициозные мечты в реальность, приумножая славу государства Российского. А самое главное поколение «умеющих» быть счастливыми, трудолюбивыми, практичными. И еще одно. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов и задач, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Так задача нашего техникума - подготовить высококвалифицированного, конкурентоспособного  специалиста, обладающего необходимым набором современных экономических знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной трудовой  жизни.

 

Оригинал работы:

Применение инновационных технологий на уроках экономического цикла в образовательных учреждениях среднего профессионального образования 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*