Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Конспект интегрированного урока черчения и компьютерной графики. Тема: "Геометрический орнамент резной шкатулки"

20.03.2012 2093 2 12982
Титов Сергей Владимирович
Титов Сергей Владимирович, заместитель директора по научно-методической работе

Нижнекамский агропромышленный колледж

Представлена разработка интегрированного урока черчения, информатики, технологии. Выполнив чертеж геометрического орнамента в ручном и компьютерном виде, ученики смогут перенести его на изготовленные в мастерских деревянные шкатулки, затем выполнить резьбу. Данный урок проводят учитель черчения и учитель компьютерной графики. Представленный урок может использоваться в профессиональном, дополнительном образовании.

 

Цели: способствовать усвоению знаний учащихся о геометрическом орнаменте; формированию графических умений его выполнения вручную и  на компьютере; совершенствовать умения в области декоративно-прикладной деятельности; воспитывать  эстетические чувства и интерес к народному творчеству.


Вид урока: интегрированный


Тип урока: усвоения новых знаний и умений


Методы  проведения: беседа, показ слайдов, графическая работа, компьютерное моделирование


Оборудование урока: компьютерный класс, мультимедийный проектор,слайд-фильм, чертежные инструменты и принадлежности, образцы шкатулок с резьбой, выставка книг

 

ОПОРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:

 

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (0,5 МИН.). Учитель черчения и учитель компьютерной графики.

- приветствие

- проверка отсутствующих

- проверка готовности класса

- психологический настрой класса на учебно-познавательную деятельность

2. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ОБ ОРНАМЕНТЕ, ГЕОМЕТРИЧЕСКОМ ОРНАМЕНТЕ (4 МИН.)

 

А) Сообщение темы, целей урока, создание учебно-познавательной мотивации учащихся. Учитель черчения.

Б) Вступительная беседа  об орнаменте, исторических фактах, назначении. Учитель компьютерной графики.

 

- Ребята, как вы думаете, что такое орнамент?

- Каковы этапы его исторического развития?

- Для чего и где используют орнамент?

Вывод  и обобщение учителя.

 

 

Рис. 1. Образцы растительного орнамента

 

Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов.


Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.


Термин «орнамент» связан со словом «украшение».


Орнамент является важнейшей частью народного и декоративно – прикладного искусства.

 

- Ребята, назовите примеры использования орнамента в быту, повседневной жизни, мастерских на уроках технологии (мнения ребят).

Обобщение учителя. Демонстрация слайдов, выставки шкатулок.

     

 

  

Рис. 2. Примеры использования орнамента  при оформлении изделий декоративно-прикладного искусства

 

Орнамент служит для украшения зданий, одежды, предметов быта, оружия, широко применяется в книжной и прикладной графике, плакате и т.п. Орнамент можно нарисовать графическим материалом и написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву или вычеканить по металлу и др.

Орнамент может стать вещью, если его сплести в виде кружева (салфетка, воротник, скатерть и т.п.), циновки или выковать из металла (светильник, поставец, ограда, ворота и д.р.). Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным), выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или, наоборот, углублен.


Основная задача орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным, художественно выразительным.

 

В) Беседа о геометрическом орнаменте. Учитель черчения.

 

- Скажите, пожалуйста, какие виды орнамента вы знаете и в чем отличие каждого из них?

- В чем особенность геометрического орнамента?

Вывод  и обобщение учителя.


Рис. 3. Геометрический орнамент

 

В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный. На уроках технологии чаще всего используют геометрический орнамент.


Геометрический орнамент может состоять из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др. Сложные орнаменты типа меандр, встречающиеся в искусстве Древней Греции, тоже можно отнести к геометрическому орнаменту.


Геометрический орнамент является одним из древнейших. С его помощью первобытный человек выражал свое представление о мире. Вначале это были простые, легко запоминающиеся знаки – символы: круг обозначал солнце, прямая горизонтальная линия – землю, квадрат или ромб – поле, волнистая линия – воду. Их ритмическое расположение на предмете, возможность составления более сложных узоров побуждали к творчеству, развивали эстетические чувства человека и его мышление. Постепенно люди стали обогащать орнамент реальными наблюдениями и фантастическими мотивами, соблюдая при этом ритмическое начало узора, усложняя его содержание и эстетическую значимость.


Особенным разнообразием отличался геометрический орнамент в странах Востока.


Например, орнамент «гирих » в мусульманском искусстве представляет многообразные сложные переплетения.

 

 

Рис. 4. Геометрический орнамент «гирих»

 

3. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ

 (2 МИН.)

Устный фронтальный опрос. Учитель компьютерной графики.

 

- Что такое орнамент?

- Где используются орнаменты?

- В чем особенность геометрического орнамента?

 -Какие требования предъявляются к выполнению орнаментов?

Вывод.

 

 

4. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПОСТРОЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА  ДЕКОРАТИВНОЙ ШКАТУЛКИ (5 МИН.). Учитель черчения.

 

А) Сообщение задания: нас ожидает очередной этап выполнения творческого проекта «Декоративная шкатулка» - построение геометрического орнамента на бумажном формате, а затем - его компьютерное моделирование

 


Рис. 5. Геометрический орнамент на резной шкатулке

 

Б) Анализ чертежа  геометрического орнамента (показ слайда)

- Как называется данный орнамент, почему?

- Какие геометрические образы составляют приведенный орнамент?

Обобщение.

 

 

Рис. 6. Чертеж геометрического орнамента


В) Обсуждение алгоритма выполнения чертежа геометрического орнамента (с использованием слайда)

- Назовите алгоритм выполнения чертежа геометрического орнамента.

Вывод.

  
 

Рис. 7. Последовательность выполнения чертежа орнамента

 

Г) Графическая работа: выполнение чертежа геометрического орнамента

Анализ и оценка выполненных чертежей. Показ работ.

 

5. ПОСТРОЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА РЕЗНОЙ ШКАТУЛКИ НА КОМПЬЮТЕРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ CORELDRAW (7 МИН.). Учитель компьютерной графики.

 

А) Беседа о соблюдении симметрии при выполнении орнамента. Учитель компьютерной графики.

 

-Скажите, а какие особенности при выполнении орнаментов вы заметили?

-Покажите на чертеже геометрического орнамента оси симметрии.

Обобщение, вывод учителя.



 

 

  Рис. 8. Ленточный орнамент

 

Особая тема – орнамент и  симметрия.


Симметрией в искусстве называется точная закономерность расположения  предметов или частей художественного целого.


Наиболее простым ее видом является зеркальная симметрия. Если узор  можно разделить прямой линией на две равные части, каждая из которых как бы повторяет отражение другой в зеркале, то этот узор имеет зеркальную симметрию.

Плоскостью симметрии является линия, разделяющая смежные раппорты (франц. rapport — "ответ, отклик, возвращение, отношение, отзыв" - это минимально повторяющееся количество элементов в ряду для создания узора или орнамента).Осью симметрии называется линия, при  полном обороте вокруг которой происходит неоднократное совмещение орнамента. Ось симметрии  проходит через центр  композиции узора перпендикулярно к его плоскости.

 

Б ) Обсуждение алгоритма построения чертежа геометрического орнамента на компьютере

 

В) Формирование умений компьютерного выполнения орнамента в ходе практической работы

Задание: выполнить чертеж части геометрического орнамента резной шкатулки




 

Рис. 9. Компьютерный вариант геометрического орнамента шкатулки 

 

Г) Распечатка готовых  работ



 




Рис. 10. Образцы ученических работ

 

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1 МИН)

Выполнить чертеж геометрического орнамента резной шкатулки (вручную и на компьютере).

 

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (0,5 МИН.).

 

В помощь учителям предлагается сопутствующая уроку презентация.

Использованы альбомы с образцами орнаментов.




Назад к списку

Комментарии
Спасибо большое за материал, охотно им воспользовалась.
наталья
это плохо
ыфвыфв

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*