Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Направления, формы и методы учебно-воспитательной работы в формировании духовно-нравственной культуры подрастающего поколения

23.12.2016 275 348
Шатохина Валерия Александровна
Шатохина Валерия Александровна, преподаватель

Борисоглебское музыкальное училище

В условиях современной России система воспитания имеет достаточно динамичный характер, включающий как нормы, традиции и обычаи прежней эпохи, так и нормы, соответствующие требованиям сегодняшнего дня. Создавая систему воспитания, важно определить эти нормы социальной жизни общества в качестве целей и задач нравственного воспитания с тем, чтобы сформировать у молодого человека соответствующие черты и качества, согласующиеся с функционирующей в данном обществе системой ценностей. Критерием эффективности нравственного воспитания студентов ГБ ПОУ «Борисоглебское музыкальное училище»  являются уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм жизни, умении применять эти знания в различных жизненных ситуациях.

В условиях становления в России гражданского общества главной целью образования становится формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Согласно Концепции воспитательной деятельности в ГБ ПОУ «БМУ» целью воспитательной деятельности является создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения их потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Духовно-нравственное воспитание студентов, как одно из направлений воспитательной работы, является неотъемлемой частью всей воспитательной деятельности и пронизывает все ее направления. Задачи нравственного воспитания студентов заключаются в формировании уважительного отношения к общественному долгу, нравственной культуры и духовности, культуры общения и межличностных отношений, активной гражданской позиции, здорового нравственно-психологического климата в коллективе, здорового образа жизни.

В соответствии с общей целью воспитания студентов ГБ ПОУ  «БМУ» в качестве основных приняты интегрированные направления: профессионально-творческое, трудовое, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное и культурно-эстетическое, спортивно-оздоровительное. Согласно плану воспитательной работы в училище, уже несколько лет действует подпрограмма «Интеллект и духовность», реализация которой направлена на формирование духовно-нравственной культуры студентов. Все мероприятия в рамках данной подпрограммы направлены на формирование нравственности, духовности, на повышение общеэстетического и культурного уровня студентов: посещение выставок, лекций, концертов, спектаклей, участие в концертных и лекционных мероприятиях. Таким образом, для студентов ГБ ПОУ  «БМУ» организованы посещения спектаклей Воронежского театра оперы и балета, концертов Воронежской филармонии, просмотр постановок Борисоглебского драматического театра. Регулярно студенты училища посещают концерты, мастер-классы, проводимые в усадьбе С.В.Рахманинова в с. Ивановка. Следует отметить значительную активность студентов в развитии партнерских взаимоотношений с городской картинной галереей им. П.Шолохова, с городским историко-краеведческим музеем.

С другой стороны, модернизация художественного образования, модернизация среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства затрагивает цели и задачи профессионального образования, его способы, методы и результаты, выражающиеся в обновлении его структур, содержания и учебно-методического обеспечения. Основные направления модернизации в ГБ ПОУ «БМУ» опираются на следующие принципы: выработка новых способов и форм популяризации высокого искусства для приобщения к нему детей, подростков и молодежи; создание оптимальных условий для творческого развития и самореализации выпускников. В настоящее время массовой культуре присущи следующие особенности: приоритет востребованности в ущерб художественному качеству, манипулирование общественным сознанием, в особенности сознанием подростков и молодежи. Это ставит перед учреждениями в области художественного образования, в том числе и перед образовательными учреждениями, новые задачи: разработка новых средств воздействия на подростков и молодежь в целях привлечения их к высокому искусству, расширение организационных форм и методов работы с молодежной аудиторией. В ГБ ПОУ «БМУ» разработан целый комплекс мероприятий, организация и проведение которых, безусловно, способствует формированию духовно-нравственной культуры как у слушательской, зрительской аудитории, так и у самих организаторов и участников проектов. Администрацией училища выработана система просветительской работы, заключающаяся в организации концертно-лекционной деятельности, с привлечением студентов и преподавателей всех специальностей:

  1. Организация концертных бригад, назначение ответственных за организацию мероприятий.
  2. Разработка тематики мероприятий, мониторинг с целью выявления интересов потребителя услуг.
  3. Привлечение к участию в мероприятиях членов клубов, существующих в училище («Пианист», «Баянист», «Хормейстер», «Хореограф», «Эрудит», «Концертмейстер», «Теоретик»).
  4. Подготовка концертных номеров со студентами при участии преподавателей специального цикла.
  5. Освещение проводимых мероприятий средствами массовой информации.
  6. Отчет о результатах проведения мероприятий (анализ востребованности и качества).

Учитывая, что уровень подготовки тех, на кого рассчитаны мероприятия весьма различен, администрацией училища, организационным комитетом по подготовке мероприятий, методистом училища разрабатывается план работы с учетом эстетической потребности конкретной социальной и возрастной группы. На данный момент активное сотрудничество нашего образовательного учреждения можно отметить с общеобразовательными школами г. Борисоглебска, со средними специальными учреждениями, с детскими садами. Проводимые мероприятия способствуют формированию и развитию высокой эстетической потребности, созданию развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей.

Важным фактором при подготовке концертно-лекционных мероприятий является методический аспект: актуальность тематики мероприятия, заинтересованность слушательской аудитории. Как показывает опыт, при проведении концертов-лекций, потребителями которых являются общеобразовательные учреждения, профессиональные образовательные учреждения,  большим спросом пользуются  интегрированные мероприятия, ориентированные на постижение взаимосвязи таких учебных дисциплин как, «Литература», «История», «История мировой культуры», «Музыка», «Искусство».

Особенный интерес, как студенты нашего учебного заведения, так и учащиеся школ проявили к проведению  литературно-музыкальных мероприятий: «Пушкин и музыка», «Лермонтов в музыке», «Блок и музыка», «Горький в музыке», «Есенин и музыка», «Шекспир и музыка». Разработанные сценарии данных мероприятий ориентированы на исполнительские и технические возможности студентов нашего учебного заведения, с учетом большого количества написанных композиторами, принадлежащими к разным эпохам и стилям,  сочинений на тексты поэтов. Проведение такого рода лекций-концертов способствует не только формированию духовных потребностей студентов, преподавателей посредством приобщения к литературно-музыкальному наследию, но и повышению общего культурного уровня учащихся школ, художественно-эстетической образованности. А создание именно таких благоприятных условий для культурного развития и творческого взаимообмена участников, с нашей точки зрения, способствует повышению уровня духовно-нравственной культуры современного общества.

Анализируя высказывания, отклики участников и организаторов мероприятий, методическим советом училища разработан график работы концертно-лекционных бригад училища с учетом интересов слушательской аудитории. В частности, планируется разработка следующих сценариев: «Музыка композиторов 20-21 веков» (А. Шнитке, А. Пьяццолла), «Фольклор» (вечера, связанные с фольклором; фольклор на эстраде), «Музыка и….» (Музыка и живопись, Музыка и театр, Музыка и поэзия, Музыка и математика, Музыка и компьютер, Музыка и общение, Музыка и подсознание, Музыка и здоровье).

Работа в плане формирования нравственности и духовного развития подрастающего поколения, при осознании огромной роли музыки, как средства духовного общения молодежи, проводится коллективом ГБ ПОУ «БМУ» в рамках сотрудничества с картинной галереей им. П.И.Шолохова г. Борисоглебска. «Музыкальная гостиная», функционирующая в галерее, активно сотрудничает с ГБ ПОУ  «БМУ» в плане организации музыкальных вечеров, участниками и слушателями которых неизменно являются не только студенты училища, но и представители различных социальных и возрастных групп населения.

Усилению взаимодействия между образовательными учреждениями дополнительного образования и учреждениями СПО (в частности между МБОУДОД  «Детскими школами искусств» г. Борисоглебска, района и ГБ ПОУ «БМУ») также способствуют тесные контакты в плане организации совместных концертов, концертов – лекций, конкурсов.

Проведение отчетных концертов училища, в том числе концертов фортепианной, вокальной, хоровой музыки, отчетных концертов специальности «Инструменты народного оркестра» способствует формированию и развитию высокой эстетической потребности у различных групп слушательской аудитории. Необходимо отметить, что процент эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей год от года растёт. При этом отмечено, что за последнее время аудитория слушателей значительно «омолодилась». Этот факт позволяет сделать вывод, что в настоящий момент наметилась положительная тенденция, которая характеризуется возросшим интересом и приобщением подрастающего поколения к ценностям отечественной и зарубежной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.

Одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности ГБ ПОУ  «БМУ» является участие студентов в социальных проектах. Студенты училища принимают участие во многих мероприятиях, касающихся социальной сферы, городского и областного уровня. Однако, следует отметить активное сотрудничество коллектива училища с «Борисоглебским социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних» «Тёплый дом», а также с детским реабилитационно - оздоровительным центром «Журавлик». В настоящее время социальным проектам, в особенности, касающихся детских учреждений, уделяется со стороны государственных структур большое внимание. Администрация ГБ ПОУ «БМУ», при активном сотрудничестве Студенческого совета, разработали план мероприятий, способствующий привлечению студентов училища к работе с детьми и подростками в целях социально-культурной адаптации и коррекции асоциального поведения. В рамках сотрудничества с социально – реабилитационными учреждениями были проведены  следующие мероприятия: тематические встречи «Детский альбом П.И. Чайковского», «Роберт Шуман и его Альбом для юношества», «Музыкальные инструменты народного оркестра»,  «Музыкальные сказки», «Слушаем и рисуем» и т.д.

Данные мероприятия способствуют не только усилению психолого-педагогической подготовки студентов, расширению разнообразия форм и способов методико – педагогического воздействия на учащихся, расширению общегуманитарной и социалогической подготовки студентов в целях облегчения диалога с аудиторией. В свою очередь, эти мероприятия повышают уровень осознания педагогической ответственности студентов училища, значимости, способствуют повышению уровня духовно – нравственной культуры в условиях современной культурной ситуации, в условиях существования современных потребностей и интересов подрастающего поколения.

Примером использования возможностей искусства, художественно – творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей является организация и участие педагогического и студенческого коллектива ГБ ПОУ  «БМУ» в мероприятиях, проводимых в детском реабилитационно-оздоровительном центре г. Борисоглебска «Журавлик». Так, был разработан и осуществлен социальный проект, при поддержке городского центра «Социальная адаптация молодежи», «Детская филармония» («Вместе играем, вместе поём!»). В результате организационной работы, был выявлен ряд детей, которые согласились принимать участие в данном проекте. Индивидуальные занятия на фортепиано, баяне, аккордеоне проводились в училище, согласно составленному расписанию. Были проведены сводные репетиции студентов, учеников сектора практики училища и детей из центра «Журавлик».  Музыкальный спектакль,  в представлении которого были задействованы студенты всех специальностей  училища, воспитанники проекта, ученики сектора педагогической практики училища,  явился итогом данного проекта. Уникальность проекта заключается  в том, что дети с ограниченными возможностями имели возможность общаться со студентами училища, имели возможность в ограниченные сроки научиться играть (приобрести начальные навыки игры)  на музыкальных инструментах.  Значимость проекта «Детская филармония» (победитель конкурса социальных проектов г. Борисоглебска, победитель областного конкурса социальных проектов в рамках реализации целевой программы «Молодежь» «Арт – Профи – Форум») заключается не только в привлечении детей с ограниченными возможностями к сотворчеству со студентами училища, но и имея цель социально – культурной адаптации детей и подростков, имея цель расширения общегуманитарной и социологической подготовки студентов – выпускников, заключается в формировании таких качеств личности студентов, как уважительное отношение к общественному долгу, нравственной культуре и духовности, культуре общения и межличностных отношений, активной гражданской позиции.

Таким образом, существующая система общего художественного, образования (образовательные учреждения, центры внешкольной работы, клубы и т. д.) – это совокупность образовательных учреждений, общественных структур, с помощью которых формируется общекультурные и общеэстетические компетенции аудитории, как потребителя культуры и искусства. В свою очередь, именно образовательные учреждения в сфере культуры и искусства обязаны выстраивать процесс обучения и воспитания во взаимосвязи с интересами и потребностями аудитории (в особенности молодежной), имея цель – разработку новых средств воздействия на подростков и молодежную среду в формировании духовно – нравственной культуры, отвечающей потребностям гуманного, развитого общества.

Оригинал работы:

Направления, формы и методы учебно-воспитательной работы в формировании духовно-нравственной культуры подрастающего поколения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*