Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности работы в народных оркестровых и ансамблевых коллективах

23.12.2016 17 19
Соловьев Николай Павлович
Соловьев Николай Павлович, преподаватель

Борисоглебское музыкальное училище

Понимание исполнительства в музыкальной науке давно утвердилось как важнейшая часть бесконечно разнообразного в своих проявлениях музыкального искусства. Оно определяется «как форма общественного сознания, специфический род духовно-практического освоения мира, как органическое единство созидания, познания, оценки и человеческого общения».

Общепризнанными стали такие виды музыкального исполнительства, как вокальное, фортепианное, скрипичное, исполнительство на духовых, ударных и народных инструментах. Формирование навыков исполнителя в среднем музыкальном учебном заведении на народных инструментах (баян, аккордеон, домра, балалайка) предусматривает не только сольную практику, но и обучение в качестве артистов оркестра, где студенты получают необходимые знания и опыт работы в народных оркестровых коллективах. В  училище, согласно составленному и утвержденному учебному плану, помимо практики по «Оркестру» студенты специальности «Инструменты народного оркестра» изучают  дисциплины «Чтение оркестровых партитур», и «Изучение родственных инструментов». Содержание данных дисциплин направлено на  воспитание у студентов творческого отношения к работе в составе оркестра, на формирование навыков работы в народных оркестровых коллективах. Дисциплина «Изучение родственных инструментов» даёт возможность студентам проявить себя в качестве исполнителя на дополнительном инструменте. Например, баянисты и аккордеонисты в составе оркестра училища играют в группах домр и балалаек, а также на ударных инструментах.

Еще В.В. Андреев, организатор и руководитель первого русского оркестра народных инструментов, справедливо подчеркивал, что усовершенствованные русские народные инструменты «…не имеют себе равных по быстроте и легкости обучения на них, в особенности в совместном исполнении, т.е. в оркестровом, где лица даже с крайне ограниченными природными способностями могут принимать участие и постепенно развивать свой слух».

Не секрет, что на данный момент специальные музыкальные образовательные учреждения среднего профессионального образования испытывают недостаток в абитуриентах специальности «Инструменты народного оркестра», в особенности, что касается струнных инструментов. В свою очередь, исходя их этой ситуации, руководители оркестров народных инструментов вынуждены привлекать студентов – баянистов, аккордеонистов, гитаристов к работе в оркестре в качестве домристов и балалаечников. Опять же, В.В.Андреев в очерке «Великорусский оркестр и его значение для народа» приводит весьма убедительный аргумент: «…чтобы овладеть только смычком, требуется два года ежедневных упражнений, для изучения грифа и выработки тона на балалайке или домре требуется всего один месяц».  Руководитель оркестра народных инструментов училища, в свою очередь, решает сразу две задачи: формирует оркестр партиями, предусмотренными уже вековой традицией существования оркестра народных инструментов, и таким образом способствует выработке умений и  навыков будущего специалиста более широкого профиля в качестве концертмейстера «Оркестра народных инструментов». Кстати, многие студенты, не имеющие природных и начальных профессиональных данных для выступления на сцене в качестве солистов, имеют при этом великолепную возможность проявить себя с творческой стороны в составе оркестра, что, безусловно, способствует не только освоению оркестрового и ансамблевого репертуара, но и приносит большую пользу студентам – выпускникам, будущим специалистам музыкального дополнительного образования.

Необходимо отметить, что, в настоящее время существует востребованность исполнителей на народных инструментах в концертных организациях, коллективах. Наблюдается реальный дефицит кадров (особенно, владеющих струнными народными инструментами) этих специальностей на рынке труда. Молодость жанра  позволяет музыкантам работать сразу во многих направлениях исполнительства – это сольное исполнительство, выступления в качестве концертмейстеров народных оркестров, а также в качестве солистов и ансамблистов в составе клавишно-духовых инструментов. Именно потому, работа преподавателей специальности «Инструменты народного оркестра» направлена на изучение такой дисциплины, как «Ансамбль» баянистов и аккордеонистов.

Рожденные в начале XIX века аккордеон и баян за короткий срок завоевали любовь и признание многих людей, как музыкантов, так и слушателей. Начиная со второй половины XX столетия, исполнительство на баяне и аккордеоне все более становится явлением общемировой музыкальной культуры. Эти инструменты в наши дни звучат на самых авторитетных и значимых концертных сценах мира. Во многих странах Европы, Америки, Азии проходят престижные международные конкурсы аккордеонистов и баянистов как в сольном, так и в ансамблевом исполнительстве.

Баян является одним из любимых и популярных в народе музыкальных инструментов. Его достоинства общеизвестны: большой диапазон, богатое тембровое звучание, значительные технические, динамические, художественные возможности. Это позволяет поручать баяну ведущие партии в смешанных ансамблях, а также составлять интересные по звучанию однородные составы. Наиболее часто встречаются дуэты, трио и квартеты баянистов. Таким ансамблям под силу исполнение сложных и разнохарактерных произведений.

Созданием ансамблей преследуется несколько целей.

Во-первых, художественная цель, которая состоит в том, что они могут вести широкую концертную работу, будучи более мобильной формой, нежели оркестр. Кроме того, нередко возникает необходимость в народном инструментальном сопровождении хора, вокалистов, хореографического коллектива.

Во-вторых, педагогическая цель, заключающаяся в том, что на примере деятельности ансамбля воспитываются менее подготовленные музыканты. У них возникает стремление хорошо научиться играть на инструменте, чаще выступать перед слушателями.

В-третьих, организационная цель, которая состоит в том, что наиболее подготовленные участники ансамбля получают возможность организовываться в небольшие творческие коллективы.

Вышеуказанными целями руководствуются и преподаватели нашего училища, поскольку достижения отечественной школы ансамблевого исполнительства на аккордеоне и баяне обусловливают необходимость изучения теоретических и практических вопросов развития и совершенствования ансамблевой игры на этих инструментах в государстве.

Но существуют на наш взгляд некоторые проблемы – недостаточное вниманием к выпуску соответствующих учебно-методических и репертуарных изданий, направленных на изучение опыта лучших отечественных коллективов и дальнейшее совершенствование методики работы с ансамблевыми коллективами. Подбор репертуара представляет некоторую сложность. Каждый ансамбль в зависимости от состава инструментов и технической подвинутости играющих требует соответствующих переложений и инструментовок. К сожалению, нотной литературы для народных инструментов издается недостаточно. Поэтому руководителю совместно со студентами – участниками ансамбля необходимо зачастую делать инструментовки. При этом преподаватель - руководитель не должен завышать сложность предлагаемых сочинений, реагировать на рост мастерства участников, откликаться на современные требования слушательской аудитории.

В ансамбле, как форме коллективного творчества, воспитывается в каждом из его участников такое качество, как умение жить и творить в коллективе. Контактируя друг с другом, студенты- участники ансамбля интуитивно ощущают симпатию и желание продолжать общение или же, напротив, стремление прекратить его. Каждый участник ансамбля предпочтительнее общается с теми, кто разделяет его взгляды и убеждения. От этого во многом зависит тот психологический климат, который будет способствовать дальнейшему творческому росту коллектива в будущем.

Именно ансамбли, и в первую очередь ансамбли аккордеонистов и баянистов, способны развивать художественное мышление, вкус и общую эрудицию будущих музыкантов-профессионалов. Такому ансамблю становятся доступными произведения, которые в силу своей сложной фактуры недостаточно приемлемы в звучании аккордеона или баяна соло. Самым главным является то, что в ансамбле можно динамически разделить голоса по насыщенности их звучания, можно выделить тот или иной голос, намного расширить тембровое звучание фактуры исполняемого произведения. При исполнении органной музыки незаметной становится прерывистость смены меха, которую практически невозможно скрыть в сольном исполнительстве.

Игра в классе ансамбля позволяет активнее развивать творческие способности и технические навыки студентов. Более сильные и подготовленные исполнители могут оказывать воздействие на менее подготовленных участников ансамбля, тем самым, существенно стимулируя развитие их музыкальных способностей и технических навыков. Поработав в ансамбле, они заметно укрепляют свои профессиональные навыки, их игра становится более уверенной, осмысленной и эмоциональной.

Главное отличие ансамбля от оркестрового коллектива в том, что каждый студент- участник ансамбля исполняет свою отдельную партию, и все эти партии равноправно взаимодействуют между собой. В ансамбле каждый исполнитель, сохраняя свою индивидуальность, подчиняется общим требованиям в реализации художественной идеи и замысла исполняемого произведения. В то же время в ансамбле возникает возможность непосредственного диалога между разными участниками коллектива, что позволяет максимально выявить собственную художественную индивидуальность, а также умения слушать, понимать и тонко чувствовать своих партнеров, а когда необходимо, то заставить и их слушать себя.

Рассматривая вопрос о роли каждого студента - музыканта в ансамбле, следует подчеркнуть, что руководителю необходимо осуществлять переменность функций при исполнении партий. Те из них, которые в одной цифре или даже в целом произведении, проводили тему, переходят к воспроизведению подголоска, затем части аккордово-гармонического сопровождения, потом лишь к фону тянущейся педали, затем снова возвращаются к ведущей мелодической функции и т.д. Иными словами, в ансамбле характерны меняющиеся «роли» между участниками.

Студентам должно быть понятно, что для успеха совместной игры нужны не только самоотдача, но и самоограничение. Эти качества необходимы ради максимального взаимодействия и согласованности действий участников ансамбля. Только в этом случае возникают подлинно коллективные устремления, направленные на максимальное донесение до слушателя художественного замысла произведения.

Участники ансамбля в процессе совместного музицирования должны не только свободно владеть своей партией, но и отчетливо представлять партию своего коллеги. Это значительно расширяет возможность слышания и понимания произведения всеми исполнителями. Только при возникновении такого органичного единства, ощущение «я» каждого участника сливается в коллективное ощущение «мы». Соединение ярких, самобытных, эмоционально отзывчивых студентов - исполнителей дает новое органичное сочетание, которое и определяет творческий облик любого ансамбля. Так создается истинно живое ансамблевое искусство.

Из сказанного можно сделать вывод. Формирование профессионализма современного исполнителя на народных инструментах невозможно без изучения не только таких базовых дисциплин как «Специальный инструмент», «Концертмейстерский класс», но и «Оркестр» и «Ансамбль». Оркестры и ансамбли народных инструментов являются хранителями народной музыкальной культуры, национальной музыкальной интонационности. Ярко выраженная национальная окрашенность музыки, народная интонационность, разнообразие репертуара, высокие художественные возможности, доступность восприятия – наиболее благоприятная почва для воспитания развитого художественного вкуса как у студентов учебного заведения, так и у широкой слушательской аудитории.

 

Список литературы

  1. Андреев, В. Великорусский оркестр и его значение для народа / Музыкальная жизнь. – 1960. - № 23. – С. 11.
  2. Искусство: Советский энциклопедический словарь. – М., 1980. – С. 513.

 

Оригинал работы:

Особенности работы в народных оркестровых и ансамблевых коллективах




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*