Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаРусский балетный театр, как и балет любой другой страны, имеет народные истоки. Эмоциональные переживания, различные трудовые троцессы послужили толчком для создания плясок, в них отражались нравы, обычаи народа, его верования, явления природы.
Пляски на Руси появились давно. С течением времени они изменялись, в них вводились новые элементы, некоторые усложнялись или исчезали. К древнейшим видам плясок относятся: охотничьи, воинские, трудовые, обрядовые, культовые. Культовой пляской является и хоровод, связанный с церемонией поклонения солнцу: движение по кругу олицетворяло движение солнца по небу.
Все русские народные пляски можно подразделить на сольные и массовые. Массовые – это хороводы, пляскл-игры. Пляски-игры отображали трудовые процессы, отношения между людьми. Слово, музыка и танец сливались в них в единое целое, т.е. по характеру они были синкретическими. Это такие, как например, "А мы просо сеяли", "ленок", "Яр - хмель" и т.п.
К сольным относятся пляски-импровизации, пeperплясы, парные пляски.
Древние славяне издавна славились своим высокоразвитым искусством танца. В Х веке в Византии славяне - исполнители плясок входили отдельной группой в штат императора. Это были профессиональные плясуны. На Руси их называли скоморохи. Скоморохи - такие же представители средневекового театра, как гистрионы, шпильманы, жонглёры в Западной Европе. На заре своей деятельности, bVIII- IX веках скоморохи были мастерами на все руки. Но по мере развития скоморошество стало делиться по жанрам. Возникли группы: певцов, музыкантов, плясунов, сказителей, дрессировщиков животных, глумотворцев /носителей сатирического жанра. Они объединялись в ватаги, в которые входили представители различных жанров. Ватаги бродили по стране и давали представления.
К XIII в. искусство скоморохов поднялось до высот истинного профессионализма, техника находилась а высочайшем для того времени уровне, но нашествие монголо-татар, которому подверглась Русь, на 2 с половиной столетия затормозило развитие русской культуры. Лишь к концу XV в. после окончательного свержения ига, развитие русского искусства, в том числе и скоморошества, смогло продолжиться.
К этому времени среди профессионалов танца появляется женщины-плясицы, появляются осёдлыа труппы скоморохов. Обычно они жили при боярском дворе, а то и при царских палатах. У Ивана Грозного был целый штат "весёлых людей; развлекавших царя и его приближённых на пирах. "Потешная палата" была и у царя Михаила Романова.
Почти во все времена скоморохи подвергались жестоким преследованиям со стороны церкви. Священники в своих проповедях всячески осуждали пляски, грозили плясунам вечными карами. К середине XVII в. к гонениям церкви присоединилась и светская власть. В 1648г. царь Алексей Михайлович под влиянием патриарха Никона особой грамотой запрещает скоморошество. Это было для него тяжёлым ударом: лишённое какой-либо поддержки скоморошества стало угасать.
За века своего существования скоморошество внесло ценный вклад в развитие русской танцевальной культуры: профессионализация народной пляски позволяла совершенствовать технику танца, преемственность этого вида искусства сохраняла национальные эстетические традиции, а разделение пляски на мужскую /виртуозную и темпераментную/ и женскую /изящную и грациозную/ обеспечивало жизнеспособность русского народного танца.
Изгнав скоморохов, царь Алексей Михайлович, любитель развлечений, задумал организовать у себя при дворе театр по типу зарубежных. В это время, в середине XVII столетия связи с Западней Европой оживились. Купцы, путешественники, дипломаты, бывая в других странах, знакомились с иноземными увеселениями, в том числе и с театром. Балет их привлекал особо, поскольку был понятен без перевода, к тому же, пышное и роскошное зрелище могло прославить ему и могущество государства и его правителя.
В 1672г. по повелению царя при дворе был организован театр. Для представлений в селе Преображенском под Москвой построили "комедийную хоромину". Театр был красочен, с роскошными декорациями и костюмами, с механизмами, позволявшими устраивать "волшебные превращения". 1-ый спектакль состоялся 23 октября 1672г. Ставили спектакль "Артаксерксово действо" на сюжет из Библии. Эта драматическая пьеса длилась 10 часов. Следующие спектакли также были билейского содержания.
А 8 февраля 1673 г. состоялось первое в истории России представление балета. Назывался он "Балет об Орфее и Эвридике" и был подготовлен всего за семь дней.
Предполагается, что музыку к балету написал немецкий композитор Генрих Шютц, а поставил его шотландский офицер Николай Лима. Он же танцевал и главную роль - Орфея. Актёрами были русские юноши из мещан, которых обучил театральному искусству немецкий пастор Иоганн Грегори,
"Орфей…", как и другие балеты того времени был синкретичен, т.е. включал в себя кроме танцев, пантомимы и музыки, пение и декламацию. В ариях и речах восхвалялись добродетели и доблести царя, покровителя муз.
При жизни Алексея Михайловича было поставлено ещё несколько балетов, но названия их не сохранились. Да и не сыграли они сколь значительном роли в развитии сценического танца. Россия пока была не готова воспринять незнакомый элемент иноземной культуры.
Подготовили её к этому восприятию реформы Петра I. Пётр стремился преобразовать Россию, в том числе и через преобщение её к зарубежному искусству. А одна из его реформ непосредственно коснулась танца. В 1713г. Пётр I обнародовал указ об ассамблеях. Указ этот положил начало публичным балам в России.
По этому указу придворные были обязаны устраивать у себя дома открытые собрания, на которых время следовало проводить в беседах, танцах игре в шашки и шахматы. Специальных приглашений не требовалось, на ассамблеи могли приходить все, кроме слуг и крепостных. Так что обстановка была довольно демократичная.
За исключением престарелых и немощных, танцевать на ассамблеях должны были все. Начинались вечера с медленных, церемониальных танцев - шествий со множеством поклонов и реверансов. Распространённым был полонез. Затем следовали менуэты, англезы, позже - более быстрые и весёлые танцы, типа "кеттентанц"/цепной танец/. Заканчивались ассамблеи массовым прощальным танцем.
Пётр I нередко сам присутствовал на этих балах, танцевал, увлекая присутствующих своим примером.
Гости должны были приходить на ассамблеи одетыми согласно этикету того времени. Дамы были в пышных, тяжёлых платьях с длинными шлейфами, в туфлях на высоких каблуках. Кавалеры одевались в кафтаны, узкие панталоны, были при шпаге, в перчатках, на голове длинный завитой парик. Все наряды украшались кружевами и драгоценными камнями.
Под влиянием ассамблей умение танцевать стало неотъемлимой чертой благовоспитанного молодого человека. И танцмейстеры стали необходимейшими фигурами в обществе. Приближённые царя выписывали учителей из-за границы, а те, кому это было не по силам, приглашали пленных шведских офицеров. Кроме обучения танцам, танцмейстеры обучали маневрам поведения, правилам светского тона, умению держать себя за столом, носить костюм, приветствовать старших и т.п. Преподавание танцев стало вводиться в казённые учебные заведения в качестве обязательного предмета.
Таким образам, благодаря реформам Петра I, направленным на европиезацию России, в русском искусстве появилась основа для появления балетного театра. Прибщекие к зарубежному бальному танцу стало залогом полноценного восприятия нового вида искусства.
В 30 – 40-е годы балет в России существовал только в качестве эпизодических представлений иностранных гастролеров. При дворе их сменилось немало. Наиболее интересной была оперно-балетная итальянская труппа, руководил которой композитор Франческо Арайя.
Эта труппа приехала в Петербург в 1735 году. В ее состав входил балетмейстер и первый танцовщик Антонио Ринальди (по прозвищу Фоссано), а также несколько танцовщиков и танцовщиц, певцы и музыканты.
29 января 1736 года труппа представила на сцене Эрмитажного театра оперу «Сила любви и ненависти», в которую входили и балеты: после первого акта шел полухарактерный балет, после второго – комический, а венчал представление серьезный, составленный из фигурных танцев. Главные роли в спектакле играли артисты итальянской труппы, в качестве кордебалета выступали кадеты Шляхетного корпуса.
Балеты были поставлены балетмейстером Фоссано, который прославился и как великолепный танцовщик.
В 1738 году труппа покинула Россию, но уже осенью 1742 года, Фоссано вернулся и сразу же был назначен придворным балетмейстером. К тому времени в России уже существовала своя балетная труппа. Вместе с Ланде её возглавил и Фоссано. Теперь придворная сцена имела двух балетмейстеров: Фоссано ставил комические балеты, Ланде – серьезные. Оба сочиняли к придворным праздникам и представлениям народные пляски, т.н. «контрдансы в народном стиле».
Итальянский балетмейстер руководил придворной труппой и после смерти Ланде,почти до конца 50-х годов. Среди его наиболее интересных постановок танцы в операх: «Сципион», «Евдоксия венчанная», «Александр в Индии» и др.
Балет в то время еще не был самостоятельным зрелищем, существовал в опере или при опере, тем более он еще не умел самостоятельно передавать сюжет. В Западной Европе уже делались отдельные попытки придать балетному зрелищу действенность (т.е. научиться раскрывать сюжет только хореографическими средствами). Один из создателей действенного балета – австрийский балетмейстер Франц Хильфердинг (1710-1768) в конце 1758 года приехал в Россию по приглашению императрицы Елизаветы Петровны. Здесь он проработал до 1765 года.
Первым спектаклем балетмейстера было синкретическое представление «Прибежище Добродетели», сценарий к которому написал русский драматург Александр Сумароков. В спектакле иносказательно прославлялась самодержавная Россия, в которой, в отличие от других государств, народ живет счастливо.
Хильфердинг поставил в России более 20 балетов. Танцы в его постановках носили действенный характер. Соединяясь с пантомимой, танец воплощал и развивал сюжет.
Одной из лучших постановок Хильфердинга в эти годы был балет «Возвращение Весны, или Победа Флоры над Бореем» (1760). В этом мифологическом балете утверждалась излюбленная тема русского искусства – победа добра над злом, света над тьмой.
Юный бог ветра Зефир искал среди танцующих пастушек и нимф богиню цветов Флору. Их встреча переходила в медленное адажио: плавные, гибкие движения, изящные позировки, у Зефира – прихотливые заноски и легкие прыжки. Кордебалет в таких же грандиозных движениях аккомпанировал танцу героев. Внезапно налетел северный ветер Борей, он хотел унести Флору. Стремительные, бурные прыжки и вращения Борея создавали впечатление вихря. Зефир, защищая Флору, боролся с Бореем: возникал танец-противодействие. Но наступала весна, и Зефир одолвал Борея. К радостному дуэту вновь соединившихся Зефира и Флоры присоединялся кордебалет. Торжественный апофеоз венчал действие.
Среди других спектаклей Хильфердинга, поставленных в России, наиболее значительные: «Пигмалион, или Ожившая статуя» (1763), «Амур и Психея» (1762), аллегорическое представление «Новые лавры» (1759), посвященное победам русских войск в войне с Пруссией.
Спектакли Хильфердинга, обогащенные драматургией, построенные на новой, более выразительной пластике позволяли русским актерам проявить свои актерские и танцевальные способности. Аллегорические представления (такие как «Прибежище Добродетели», «Новые лавры») приближали театральные действия к действительности, формировали стойкий интерес общества к балету.
Большое внимание в России Хильфердинг уделял и педагогической работе. Искусство пантомимной игры и техническое совершенство танца значительно возросли в труппе за эти годы.
В 1766 году, вскоре после отъезда Хильфердинга, русскую балетную труппу возглавил итальянский балетмейстер Гаспаро Анджолини (1731-1803). В России он проработал в общей сложности около 15 лет и оказал значительное влияние на формирование и становление русского балета.
Его первой постановкой был балет «Отъезд Энея, или Оставленная Дидона» (1766) на его собственную музыку. Главным выразительным средством спектакля стала пантомима, но и танцев было немало. Причем, в большинстве своем, они имели значительную смысловую и содержательную нагрузку. Танцы главных героев – Энея и Дидоны – обладали чертами портретности, служили средством характеристики.
Особое место в творчестве Анджолини занял балет «Семира» (1772), поставленный по трагедии А.Сумарокова на муз. Анджолини. Основой сюжета стала русская легенда, возникшая на материале национальной истории. Балет раскрывал тему противостояния любви и долга, любимую тему классицизма. Спектакль содержал две сюжетные линии: борьба князей Олега и Оскольда за киевский престол и трагическая любовь Семиры, сестры Оскольда, и Ростислава, сына Олега. К финалу хореограф сгущал трагизм сюжета. У Сумарокова умирающий Оскольд просил соединить браком влюбленных, Анджолини предпочел, чтобы Семира умерла от горя после смерти брата. Балетмейстер соединял в спектакле массовые и сольные танцевальные сцены с пантомимными, причем, пантомимные диалоги и монологи разворачивались на фоне грандиозных сражений и массовых эпизодов. Танцы содержали элементы характеристики героев, помогали раскрыть более полно содержание.
Среди спектаклей, поставленных Анджолини в России, большое место занимают аллегорические балеты, прославлявшие Екатерину II и царский двор. Это «Побежденное предрассуждение», (поставленный по случаю благополучного выздоровления Екатерины и ее сына Павла после прививки им первым в России оспы), «Новые аргонавты» и «Торжествующая Россия» (воспевавших победы русских в войне с Турцией).
Ознакомившись с русскими танцами и мелодиями, в 1767 году Анджолини поставил народно-характерный балет «Забавы о святках». Спектакль включал в себя арии и хоры, но содержал и множество танцев в народном, хотя и значительно облагороженном стиле.
Творчество Анджолини оказало значительное влияние на русский музыкальный театр: расширились рамки танцевальной выразительности, обогатился язык танца и пантомимы, упростился костюм, придав движениям больше легкости. Но пребывание в России также много дало балетмейстеру: вернувшись в Италию, он широко использовал наработанный здесь материал, ставил балеты на русские сюжеты.
В 1786 году Анджолини сменил французский балетмейстер Шарль Ле Пик (1749-1806), ученик и последователь Новерра. Его творчество познакомило русских зрителей с балетами Новерра, среди которых: «Медея и Язон», «Александр и Кампаспа», «Психея и Амур», «Горации и Куриации», а также поставил «Дезертира» Доберваля. Собственные балеты Ле Пика «Пастушка», «Два савояра», «Танкред» и «Начальное управление Олега» (последний поставлен совместно с итальянцем Канциани по сценарию Екатерины II) представляли собой пышные зрелища со множеством театральных эффектов, шествий, кортежей, массовых сцен. Нередко зрелищность в них заслоняла содержание. Впрочем, роскошь зрелищ вызывалась не личными пристрастиями хореографа, а волей императрицы.
Ле Пик пропагандировал произведения западноевропейских хореографов, преподавал в петербургской школе, внося много новшеств, и тем самым подготавливал почву для самоопределения русского балета.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.