Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование мировоззрения студентов в ходе работы над практироориентированными проектами по физике

22.12.2016 265 342
Каширова Галина Викторовна
Каширова Галина Викторовна, заведующий отделением

Егорьевский техникум

Современное общество предъявляет новые требования к уровню подготовки выпускников. Они должны достаточно легко  адаптироваться к новым условиям жизни: критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем, анализировать ситуацию,  изменять организацию своей деятельности, адекватно оценивать результаты своего труда, уметь добывать и использовать информацию, уметь  обмениваться ею.   Поэтому задача любого педагога – создание условий не только для освоения научных основ физики, но и для возможности самообучения, саморазвития и самосовершенствования каждого студента в  обозначенных  направлениях.

Конечно, любой преподаватель физики глубоко убежден, что физику необходимо изучать всем культурным современным людям для того, чтобы иметь фундаментальную основу научного мировоззрения и осознанно использовать научный подход к изучению реального мира, характерный для физики и отличающийся высокой степенью сбалансированности качественного и количественного описания явлений природы. Кроме этого, неформальное изучение физики способствует самопознанию, профессиональному самоопределению, выработке личностного отношения к окружающему миру, развитию творческих способностей личности, мировоззрения и научного мышления студентов.

Но знания о физической картине мира, о процессе научного познания еще не определяют целостного мировоззрения. Очень важно, чтобы у студентов сложились личностные отношения к миру и месту человека в нем, чтобы мировоззренческие идеи были не только осознаны, но и внутренне приняты как свои.

Формирование мировоззрения на основе обучения физике является формированием убеждений. Конечно, убеждения формируются во всех сферах жизни и деятельности молодежи, но было бы неверно исключать из них учебную деятельность.

Так как знания приобретают личностный, мировоззренческий характер, если они получены в результате критической мыслительной деятельности, проверены на практике, являются не пассивной принадлежностью умственного багажа, а принципом действия, то, необходимо для целенаправленного формирования научного мировоззрения на уроках физики использовать активные и действенные методы, одним из которых является метод проектов.

Выделяют следующие методы целенаправленного формирования научного мировоззрения студентов.

  1. Установление связей между изучаемыми явлениями и правильное их объяснение.
  2. Строгое в научно-методическом отношении изложение основ физики в соответствии с современной физической картиной мира.
  3. Использование на уроках физики методологических знаний.
  4. Генерализация, систематизация и обобщение знаний учащихся.
  5. Формирование представлений о развитии науки.
  6. Раскрытие и иллюстрация основных законов диалектики:
  7. Развитие научного мышления (стиля мышления) обучаемых.

И если основная часть перечисленных методов реализуется педагогом  на этапе формирования знаний студентов по физике, то последний метод требует особого подхода к организации учебной деятельности. Развитие научного мышления – это длительный процесс, требующий особого внимания и времени.

Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. Начальным моментом мышления является проблемная ситуация, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс: проникновение вглубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций.

Для научного мышления характерны:

1)четкая формулировка цели исследования;

2)разработка гипотезы (научного предположения), опирающегося на ранее выполненные теоретические исследования, но содержащая в себе новые идеи;

3)разработка методики исследования;

4)определение основных этапов исследования;

5)собственное исследование в соответствии с разработанной методикой и планом;

6)анализ полученных результатов;

7)формулировка выводов.

А это ни что иное, как основные этапы организации проектной деятельности студентов. Требовать от них самостоятельного выполнения всех этих этапов исследования невозможно, особенно на начальном этапе формирования у них навыков осуществления проектной деятельности, но знакомить со структурой научных исследования на примере фактов из истории науки, раскрывать логику научных исследований, показывать, как ученые пришли к тем или иным теоретическим и экспериментальным открытиям необходимо.

В основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студента на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Причем наибольший интерес вызывают те проблемы, которые выдвигаются самими студентами.

Так, например, при изучении темы «Электрический ток» мы со студентами обсуждали особенности различных видов источников света. В ходе обсуждения возник вопрос: А действительно ли современные энергосберегающие лампы являются оправданной альтернативой привычным лампам прямого накала? Два студента решили вместе реализовать проект по данной проблеме на  тему «Энергосберегающие лампы – мифы и реальность». В ходе их работы были реализованы все методы формирования научного мировоззрения. Так в частности, были изучены: история изобретения источников света, научно обоснованы принципы работы всех известных источников света, проведен сравнительный анализ, проведены экспериментальные проверки выдвинутых гипотез, изучен большой объем информации из самых различных источников о производстве ламп, о влиянии светового излучения на зрение человека и т.п. Вывод был тоже получен, что не всегда и не везде энергосберегающие лампы самых различных модификаций действительно являются достойной и полноценной альтернативой лампам прямого накала. На Всероссийском конкурсе работа получила диплом 2 степени.

Не менее ярким примером является работа студента над проблемой вредного воздействия на человека электромагнитного излучения от различных источников, окружающих человека в обычной домашней обстановке.  В ходе работы студент проведя экспериментальные замеры, не только установил степень вреда различных источников излучения, но и предложил эффективные методы борьбы с ним. Были обоснованы медицинские аспекты данной проблемы. В определенной степени были развеяны неправильные представления студентов о процессах, происходящих в человеческом организме под влиянием электромагнитных волн. Работа была представлена на Всероссийском конкурсе творческих работ студентов «Зеленые технологии».

В течение изучения физики все студенты работают над проектами. Объем, темы работ самые разнообразные.  Как правило, темы проектов, исходя из своих интересов, формулируют сами студенты. Очень интересные находки были сделаны студентами в ходе работы над темами: «Физика обыкновенной спички», «Теплый пол – альтернатива центральному отоплению?», «Чернобыль и Фукусима, что общего?», «Сотовый телефон – подарок или наказание?», «Звуки в моей жизни» и др. Работы представляются на конкурсы самого различного уровня.  Так например: работа «Физика обыкновенной спички» заняла первое место на Всероссийском конкурсе рефератов; работа «Энергосберегающие лампы - мифы и реальность» заняла третье место на Всероссийском конкурсе исследовательских работ студентов.

Метод проектов  широко  распространен в системе профессионального образования. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

  • необходимость не столько передавать студентам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умение работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);
  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Все выше сказанное способствует не только формированию мировоззрения студентов, но и развитию их научного мышления. Студенты сами в ходе работы формируют отношение к тем или иным процессам, получают методологические знания, глубже изучают историю науки, учатся высказывать мнение и слушать других. И самое главное они становятся неравнодушными к происходящим  вокруг них событиям, явлениям. Они получают более полное представление о своем месте в этом мире. Они по другому начинают смотреть на такую науку как физика, на ее место в системе образования в целом и в их жизни в частности.

 

Список литературы:

  1. Мощанский В. Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. – 3-е изд., перераб. и доп. [Текст]  – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
  2. Ефименко В. Ф. Физическая картина мира и мировоззрение. [Текст] - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. – 160 с.
  3. Хабибулина Р.И. Опыт освоения ресурсов организации проектной деятельности учащихся в обучении физики // Физика в школе и вузе: Международный сборник статей, - выпуск 14. - СПб: Изд-во библиотеки РАН, 2012. С.228-234.

 

Оригинал работы:

Формирование мировоззрения студентов в ходе работы над практироориентированными проектами по физике

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*