Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности на музыкальных занятиях

22.12.2016 2214 3901
Первушина Таисья Викторовна
Первушина Таисья Викторовна, преподаватель

Борисоглебское музыкальное училище

Творчество, его формирование и развитие – одна из таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию.

Формирование творческих способностей и качеств личности необходимо начинать с детского возраста. По мнению психологов и педагогов, детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л.С.Выготский, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина). Более того, некоторые исследователи указывают на необходимость органичной связи обучения и творчества, при этом творчество они рассматривают как один из методов освоения учебного материала (Б.В.Асафьев, А.А.Никитин). Многие авторы подчёркивают плодотворность художественного воспитания в развитии у детей творческих способностей (Н.А.Ветлугина, Б.П.Юсов,  А.А.Мелик – Пашев).

Актуальность проблемы сделала необходимым поиск видов детской художественной деятельности, оптимальных с точки зрения формирования творчества.  Таким видом искусства, чрезвычайно благоприятным для развития творчества, является музыка. Высокая эмоциональность повествования, абстрактность языка позволит широко толковать музыкальный художественный образ в зависимости от индивидуального жизненного опыта слушателя. Благодаря своим особенностям музыка может активно воздействовать на развитие воображения – того психического процесса, который лежит в основе любого типа творчества. Таким образом, очевиден творческий характер всех видов музыкальной деятельности.

Следовательно, при целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с музыкой, развитий у них творчества возможно полноценное формирование эмоциональной сферы ребёнка, что в свою очередь даёт возможность достичь гармонии личности.

На основании выше изложенного видно, что тема: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ)» является актуальной. Исходя из этого, мною была поставлен:

Объект:  развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Предмет: использование художественно-эстетической деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель: теоретически рассмотреть оптимальные и эффективные пути развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью определены следующие задачи:

  1. Проанализировать организацию музыкальной среды и условий для развития творческих способностей дошкольников;
  2. Рассмотреть создание системы работы по развитию творчества старших дошкольников;
  3. Определить содержание интеграции связей педагогов и родителей.
  1. Роль музыкального руководителя в развитии творческих навыков дошкольников.

Каждый педагог обязан осознать, какую лепту в личностное становление ребёнка он сможет внести. Необходимо приблизиться к творчеству, наполнить им общение по поводу музыки. Педагог является в творческой практике сценаристом, режиссером и актером-исполнителем.       

Задача заключается в создании благоприятной, творческой атмосферы для естественного «выращивания» и созревания уникальной растущей личности ребенка, ее самоактуализации.  Особую важность приобретает достижение коммуникативности, гармонии, согласованности, соответствия переживаний и взаимодействий.

Для музыкального занятия общение – одно из центральных понятий. Это, прежде всего взаимодействие педагога и дошкольников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение на музыкальном занятии можно определить и как совместную творческую деятельность ребёнка и педагога, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней. Здесь весьма важен диалоговый принцип общения.

В процессе взаимодействия педагога и дошкольников прослеживается закономерная связь между творческим общением при косвенном управлении в процессе сотворческой деятельности и творческим отношением личности к ее направленности и эффективности протекания, а также между воспитательным, сотворческим взаимодействием творческой активностью личности и ее отношением к этим процессам.

Педагогическая концепция целесообразного конгруэнтного и конструктивного поведения:

-быть духовно богатой личностью;

-быть творческой индивидуальностью;

-обладать профессиональной компетентностью, личным авторитетом  и имиджем;

-быть творческим специалистом, эмпатийным и обаятельным в общении;

-соблюдать этические нормы взаимоотношений, создавая атмосферу доверия;

-осознавать глубокий смысл профессиональной жизнедеятельности.

Наряду с положительными принципами целесообразного поведения педагог должен в совершенстве владеть не только знаниями и умениями своей профессии, но и психологическими знаниями, и педагогическим мастерством.

Опыт ведения  музыкальных занятий в детском саду убедительно показывает, что педагог может быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом.

Всякая художественно-педагогическая  идея занятия должна быть органична для меня, глубоко мной пережита и, самое главное, отождествлена со моим “я”. Этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает занятия в настоящую правду искусства.

Для занятия психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к занятию еще и эмоционально. Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства музыкального руководителя умение найти верный тон занятия. Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Найти верный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным на каждом занятии, - одна из сложнейших задач моей подготовки в настоящее время.

Если идею музыкального произведения сформулировать в нескольких словах и в таком виде сообщить ее ребенку, то жизнь идеи на этом и закончится. В детях, надо стараться  возбудить ощущение идеи, но для этого необходимы средства, воздействующие не столько на разум, сколько на чувства. Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями.

На занятиях музыкальный руководитель выразителен во всех своих проявлениях, находит адекватную внешнюю форму выражения переживаемых  чувств, эмоций. Речь в общении с детьми вдохновенна и выразительна. При этом постоянно надо помнить о том, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически изучить художественный материал. Эмоциональное начало должно органично соединиться в  мастерстве  с аналитическими способностями.

Музыкальный руководитель выступает – посредником, проводником ребят в мир эстетических переживаний. Для этого важны некоторые методические принципы:

Средство эмоционального  и рационального начал;

Сюжетно – тематическое построение всей системы занятий;

Игровой метод обучения;

Эстетическая организация развивающей среды;

Единое психологическое пространство.

Занятие строится как цельное, законченное произведение совместной  деятельности.

Итак, процесс активизации творчества на музыкальном занятии зависит от установки на созидание во всех видах деятельности. Комплексное освоение искусства способствует как более полному выявлению творческих сил человека, развитию его фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию универсальных человеческих способностей, важных для любых сфер деятельности, развитию творчества.

Детское творчество. Творческие способности.

Развитие творческих способностей ребенка на музыкальном занятии было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как человек, почувствовавший радость творчества, более ясно понимает и ценит то, что сделано и делается в этой сфере. Б. В. Асафьев подчеркивал в этой связи, прежде всего воспитательную ценность детского творчества.  Вскрывая природу творческого процесса, ученый показал, что в развитии творческих способностей есть определенные этапы:

1) накопление впечатлений;

2) спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;

3) импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;

4) создание собственных композиций, являющихся отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;

5) собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано).

В психологии выделяют две формы творчества детей – воспроизводящее творчество и творчество изобретательное. Следует отметить, что такое деление условно, ибо в искусстве творчеством является не только сочинения, но и исполнительство, и восприятие. Поэтому важно понимание творчества как неотъемлемой части любой музыкальной деятельности дошкольников на музыкальном занятии.

Что мы понимаем под творчеством? Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе. На музыкальных занятиях, когда ребенок только начинает приобщаться к искусству, очень важно говорить о его творческом развитии.    

Понятие детского творчества означает деятельность ребенка, создающего «нечто новое» и не связано с возрастными ограничениями. Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда правда отчетливая, прокладывается целевой установкой – в творчестве поиск и сознание нового обычно осмысленны как цель, игра же изначально таковой не предполагает. В личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации. Музыкальные способности – часть общих способностей. Это аксиома: чтобы развивать частное, надо развивать общее. И, таким образом, если мы хотим успешно развивать, например, слух, мы должны, прежде всего, развивать общие способности. А для этого необходимо заниматься всем: и литературой, и живописью, и танцами, и мастерством актера, и музыкой.

Как привлечь дошкольников в процесс творчества?

Музыкальное воспитание детей, не должно ограничиться развитием слуха, ритма, слушанием музыки, обучению пению или игре на инструментах. Задача - стимулировать и направлять творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе  индивидуального  и коллективного музицирования. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» - Песталоцци. Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей. 

Дети - участники творческого процесса. Детское творчество на музыкальных занятиях представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество детей тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее не известное им в мире музыки.

Так, творческая деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая  у детей положительные эмоции и стимулируя увлеченность дошкольника.    

  1. Описание системы работы по развитию творческих способностей у дошкольников.

Система работы включает в себя следующие этапы:

I - ознакомление с инновационными авторскими программами и внедрение их в работу;

II - организация среды и создание условий для развития творчества дошкольников;

III - создание программы по развитию творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях;

IV - интеграция во взаимодействии педагогов и родителей.

V – Определение результативности работы.

Программно – методическое обеспечение

Система работы выстраивается, используя современные программы и технологии, новую методическую литературу:

-Комплексные программы: «Программа обучения и воспитания в детском саду» «От рождения до школы»  Под ред. Вераксы, Комаровой, Васильевой.

-Парциальные программы «Синтез» К.В.Тарасова,  «Танцевальная мозаика» С.Л.Слуцкая.

-Методики и технологии «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Б.Зацепина, «Теория элементарного музицирования» К.Орф,

«Танцевальная ритмика» Т.И.Суворова, «Эмоциональное развитие ребёнка» С.Крюкова, «Игровая методика обучения детей пению» О.В.Кацер.

Дополнительная литература «Ступеньки музыкального развития» Е.А.Дубровская, «Звук– волшебник» Т.Н.Девятова, «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной.

Музыкальная среда как средство развития творчества ребёнка

Музыкально – образовательная среда:

-Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки, посещение одной из студий. На музыкальных занятиях ребёнок, как правило, впервые слышит музыкальные произведения, которые должны затронуть его душу и сердце; некоторые будут использоваться далее в исполнительной деятельности или в музыкально – сенсорных упражнениях. Здесь ребёнок получает знания, умения и навыки, здесь создаётся положительный и эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой.

-Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в тёплую погоду – на свежем воздухе):

-совместная с воспитателем (в играх сюжетно – ролевых с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально – дидактических, музыкально – творческих и других; в процессе условно – образного и условно – схематического моделирования содержания, характера музыки, средств музыкальной выразительности; в упражнениях с использованием музыкального конструктора Э.П.Костиной, моделирующего ступени звукоряда; во время утреннего прихода детей, за едой, перед сном, в режимных моментах. Кроме того, дети посещают кружки, в которых осуществляется совместная с музыкальным руководителем деятельность;

-самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально – ритмическим, инструментальным детским творчеством).

В детском саду  развивающая среда создаётся как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает в себя следующие центры:

Музыкальный центр –инструмент фортепиано на котором исполняется музыкальное произведение – интеграция в область «Познание»;

репродукции картин или иллюстрации – интеграция в область «Художественное творчество»;

набор детских музыкальных и шумовых инструментов – интеграция в область «Социализация», «Труд» (если шумовые инструменты изготовлены из бросового материала совместно с родителями) ;

мультимедийное оборудование – интеграция в область «Чтение художественной литературы» (презентация стихотворения, передающего характер прослушанного произведения);

разнообразные атрибуты для танцевально-ритмических движений – интеграция в область «Физическая культура» (активное слушание в движении с соответствующими атрибутами – лентами, султанчиками, колокольчиками, платочками).

Развитие певческих способностей. Происходит в спокойной зоне, сидя на стульях или стоя возле инструмента. Исключается активное движение детей во время пения (бег, прыжки, подскоки).

Примерное оборудование и материал:

дидактический материал в виде карточек со знаками – интеграция в область «Коммуникация» (развитие речи);

легкие предметы (листочки из органзы, снежинки из салфеток, которые можно сдуть с ладошки, - интеграция в область «Здоровье»;

предметы пальчикового или плоскостного театра для простой драматизации по тексту песни – интеграция в область «Коммуникация»;

набор детских музыкальных или шумовых инструментов – интеграция в область «Социализация», «Труд»; мультимедийное оборудование (презентация песни).

Музыкальное движение. Наиболее любимый детьми вид музыкальной деятельности. Происходит преимущественно в активной зоне.

Примерное оборудование:

игрушки для танца (например, танец с куклами) – интеграция в область «Социализация»;

атрибуты для создания сказочного игрового образа (муляжи морковок, метелки, мишура) – интеграция в область «Чтение художественной литературы;

предметы для музыкально-спортивных композиций (мячи, обручи, степы) – интеграция в область «Физическая культура»; мультимедийное оборудование.

Элементарное музицирование. Происходит в спокойной и в активной зоне, сидя на стульях, стоя возле инструмента, двигаясь в танце или выполняя музыкально-ритмическое упражнение. Следует заметить, что музыкальные инструменты и музыкальные игрушки – не совсем одно и то же в условиях детского сада.

Примерное оборудование:

наборы музыкальных инструментов, соответствующих возрасту детей, в том числе звуковысотные – интеграция в область «Социализация», «Коммуникация» (игра в оркестре) ;

дидактический материал по теме «Инструменты симфонического оркестра», «Народные инструменты» - интеграция в область «Познание»; мультимедийное оборудование (демонстрация различных инструментов и их звучания) – интеграция в области «Социализация» и «Познание».    Театральный центр – здесь собрано всё, что нужно для театрализованной деятельности: детские костюмы, мягкие куклы для игры спектакля, игрушки и декорации для настольного театра.

Центр изобразительного искусства – здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно – прикладного искусства – живописью, графикой, предметами народных промыслов, а также репродукции картин художников.

В данных центрах ребёнку предоставляется свобода для проявления творчества:

Свобода выбора: места работы (Момента начала и продолжительности); передвижения; материала.

Определение особенностей креативной личности и развивающей музыкальной среды является управленческой деятельностью педагога, направленной на проектирование условий творческого развития дошкольников. К важнейшим показателям креативности относятся творческая активность, то есть готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта; самовыражение, иначе свободный выбор ребёнком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла; интеллект, «интеллектуальные способности», «музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку; знания и навыки.   

Стратегия развития творчества дошкольников.

Прогноз:  Развитие интереса к эстетической стороне действительности, потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Создание условий:

  1. Обогащение чувственного опыта ребёнка во всех видах активности.
  2. Организация творческой деятельности, адекватной данному возрасту – музыкальной, изобразительной, театрализованной, сюжетно – ролевой и режиссёрской игры.
  3. Представление ребёнку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла.
  4. Поддержка детской непосредственности, поощрение, стимуляция, фантазии и воображения ребёнка.

Краткое содержание управления педагогическим процессом.

  1. Формирование творческих способностей.
  2. Способствовать накоплению сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений ребёнка, развитию эмоциональной отзывчивости.
  3. Приобщать детей к искусству (знакомство с классическими произведениями музыки, живописи, литературы, театрального искусства.
  4. Формирование творческого  самовыражения детей.
  5. Поддерживать инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребёнком собственных замыслов.
  6. Вовлекать детей в разные виды творческой деятельности (музыкальную, театрализованную, изобразительную, художественный труд).
  7. Приобщать детей к истокам творчества.

Анализ работы по теме: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ)» показал, что через поиск оптимальных и эффективных путей развития творческих способностей  у детей дошкольного возраста возможно полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка, что в свою очередь дает возможность достичь гармонии личности, - личности творческой, активной ищущей, неравнодушной, способной к преобразовательной деятельности. 

В результате анализа музыкальной  среды было выявлено, что в дошкольном учреждении созданы все необходимые условия, способствующие  развитию творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности. Работа по развитию творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности проводиться регулярно, системно и планомерно. В результате деятельности музыкального руководителя,  просматривается постоянное взаимодействие  и сотрудничество детей,  педагогов  и родителей  по развитию творческих способностей дошкольников в музыкальной  деятельности.

 

Список литературы

  1. Мерзлякова, С.И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» //«Музыкальный руководитель» 2010.- № 2.- с. 2
  2. Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с.3
  3. Радынова О.П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» //  Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30
  4. Скопинцева, О.А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О.А. - Волгоград, 2010
  5. Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г . - №1. – с.10
  6. Тютюнникова,Т.Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с.4
  7. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М, 2010. – 185 С.
  8. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2010. – 256 С.
  9. Бодрова Е.В., Юдина Е.Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2010. – 56 С.
  10. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 2010. – 365 С.

 

Оригинал работы:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности на музыкальных занятиях




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*