Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

О формировании личности педагога и целенаправленности музыкального обучения

21.12.2016 592 973
Кадырова Лала Айдыновна
Кадырова Лала Айдыновна, преподаватель

Борисоглебское музыкальное училище

Педагогическая деятельность относится к одной из наиболее сложных областей деятельности человека. На всех ступенях обучения учебный процесс создаёт много сложных и трудных проблем, требующих от педагогов постоянного и обоснованного  их решения.

Образованность понимается  во  все   более широком смысле, обретая  черты универсализма, а   само   образование воспринимается как путь культурного восхождения ко  всеобщему. В  настоящее   время   система образования постепенно приобретает профессиональную направленность. Педагогический опыт показывает, что использование в учебном процессе региональной культуры, приобщение к духовным   ценностям, использование в методике   традиций педагогической культуры, создают   определённую базу для гуманизации обучения. Это возможно только на основе правильно избранных методологических ориентиров в условиях переоценки ценностей в области профессионального   музыкального образования. Новые подходы к осмыслению генезиса педагогического знания, в частности цивилизационной и парадигмальной позиции, позволили   нам   акцентировать внимание на   более   масштабных обобшениях, общечеловеческих и региональных закономерностях педагогического процесса. Надо   отметить  что  не  однажды предпринимались усилия обозначить комплекс неких сущностных свойств  и  профессиональных   качеств   музыканта   педагога   в   целях   оптимальной   ориентации процесса    музыкального  воспитания   и   обучения.

Так   в  работах Н.А. Римского-Корсакого, Б.В.Асафьева, Б.Л.Яворского, З.Кодаи, К.Орфа, Б.М.Теплова, Л.А.Баренбойма и  др. заложены  представления   целостности музыкально-педагогического процесса, о значении личности в воспитании и обучении. Именно  поэтому для исследования сущностных характеристик музыкально-педагогического процесса, системы музыкального обучения продуктивно использование культурологического   подхода, позволяющего   оттолкнуться от общих представлений о культуре, существующих в современной науке. Использование понятий ''культура'' применительно к деятельности музыканта-педагога  не  случайно. Ведь  с его помощью   принято   определять высокий качественный уровень, совершенство самых разных видов человеческой деятельности, творческого   развития   личности  педагога. Неадаптированный материал регионального   исскуства   требует  неповторимой   технологии   педагогической деятельности, позволяет   педагогу   как   субъекту   максимально  реализовать  себя. При реализации   концепции   профессионального музыкального   образования    создаются   реальные   возможности   в   совершенствовании    профессионально-личностных качеств   педагога, в  сознании   себя   как  творческой  индивидуальности. Музыкальная – педагогика – это:

1) наука  о  воспитании   человека  средствами   музыкального    искусства  в  ходе   музыкально   творческой   деятельности. 2) Система профессионального   обучения музыкантов, которая  обеспечивает   планомерный   процесс  получения   знаний  и  навыков  необходимых   для   музыкальной   деятельности. Музыкальная   педагогика   является  средством эстетического воспитания   личности  и  целью   учебно-творческой   деятельности. Воздействие   музыки   на  глубочайшие слои эмоций, на  душу  несравненно   сложнее  и   сильнее, других   видов   искусств. По  словам   известного  психолога-музыковеда Б.М. Теплова, музыка   является   особым   видом   познания - эмоциональным   познанием, она   превращает все внешние воздействия   в   переживание   и   эмоциональный   опыт, без   которого   личность   не  может   состояться. Особенно велико  значение музыки   для   детского   периода    развития   человека,   когда  эмоции   являются   генетическими формами регуляции поведения. По  предложению  Л.С. Выготского, эмоциям   принадлежит  и  роль   регуляторов   общего  развития личности педагога. Главный   импульс  для  деятельности   коры    полушарий   головного мозга   идёт  из подкорки  в  виде  эмоций. Если   исключить   эти   эмоции, то  кора   лишается   главного   источника силы. Современная концепция музыкального   обучения   и   воспитания   рассматривает   музыку   как   источник  и   способ   развития ребёнка, как  метод   освоения, содержания   других  предметов, как   ''почву''  на  которой   могут   произрастать   духовные, нравственно-эстетические и творческие потенции ребёнка. Чувства   радости  и   горя, наслаждения   и   боли, возвышенно   героического и низменного, красивого    и   безобразного    как   бы   вызываются   и   упражняются    музыкой. Под    влиянием музыки происходит формирование эстетического    вкуса    как   ядра    ценностных    ориентации   в    художественной картине мира, развивается способность созерцания и самоуглубления. Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на   самовыражение, самосозидание. Освоение музыки помогает развить мышление образное и логическое, абстрактное и  конкретное; музыка формирует чувство ритма гармонии, наблюдательность,  память,  воображение, голосовой   аппарат, мелкую    моторику пальцев.

Музыка способна   волшебным образом помочь в развитии разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост. Педагог-музыкант, как впрочем, и любой другой педагог, работает на будущее.

Вложенная   им   в  свой   труд    энергия даст плоды лишь   спустя     некоторое    время. Естественно,    что    содержание    и    методы   музыкально-педагогической    работы    должны    во   многом    определяться    ясным   пониманием    того, к  чему   готовишь    ученика, и   предвидением   хотя   бы    в   самых    общих    чертах    характера   его    возможной   в   будущем    музыкальной    деятельности. Мастерство    в   работе   в   выучивании    произведения      характеризуется    своей    прямолинейностью    и    способностью    не    тратить    время    попусту. Чем    больше   участвуют    в    этом    процессе    воля    и    внимание, тем   эффективнее    результат. Работа    над    художественным    образом    должна    начинаться    одновременно    с    первоначальным    обучением    игре   на    фортепиано  и   усвоением   нотной   грамоты. Ребёнок    сможет   воспроизвести     какую  -  нибудь    простейшую    мелодию, необходимо    добиться,    чтобы   это    первичное ''исполнение''   было   выразительно. Как   можно    раньше    от   ребёнка   нужно    добиться, чтобы   он   сыграл   бодрую    мелодию   бодро, торжественную       торжественно   и   довёл   бы   своё    художественно-музыкальное    намерение   до   полной    ясности. По   ходу    исполнения    педагог    должен    успевать    распознать    удачи   и    неудачи; хорошо   сказанную    фразу, красивую    звучность, ловко    сыгранный    пассаж   и   обратное, неверную   ноту, нечистую    педаль. Обратимся   к   содержанию    программ   по   обучению   игре   на   фортепиано. Большая   их   часть    требует    изучения    гамм   и   арпеджий    в    различных    видах, инструктивных    этюдов, а   также   пьес    чаще   всего    специфически    учебного   порядка. Иногда    материалом    учебной    работы   становятся   не   пьесы,    а    разного    вида   игровые   движения (пальцевая    техника   и   т.п.). Надо    воспитывать    в   ученике     специфически    исполнительские    качества; способность    проникаться    чувствами   и   мыслями, нашедшими    выражения   в   произведениях    композиторов    разных   времён   и   народов, как    своими    собственными, способность   зажигаться   ими   при    публичном    исполнении.        

Педагог   должен   осознать    необходимость    большего    обобщения    частностей   в   типические    закономерности. Не   только    научить   хорошо    играть   ряд    произведений, но   на   основе    этого    вооружить    ученика    важнейшими    принципами   подхода    к   разнообразным    явлениям    своего    искусства-  такова    насущная    проблема    фортепианной     педагогики, разрабатывавшаяся    последовательно    в    методической     литературе    на    протяжении   уже   довольно   длительного   времени. Актуальность     исследования   темы   статьи   обусловлена   тем,   что   в   условиях    стремительно    изменяющегося    социально- культурного    мира   именно    образование -   это   фундамент    для    формирования     всесторонне    развитой, цельной    личности.  Распознать    в   юном     возрасте    способности   и   творческие     наклонности    ребёнка, создать    условия    для   их    развития    и    обеспечить    необходимую    для   этого    образовательную    основу     задачи    современной     системы    образования. Значимую   роль    в    достижении    успеха    в    решении    вышеуказанных    задач    имеет     система    дополнительного    образования    детей. Одним   из    направлений     в    развитии    ребёнка    является    привитие     ему    любви   к   искусству, в   том  числе    музыкальному. Особое    место    в    музыкальном   образовании    ребёнка    играет   обучение    игре   на   фортепиано. «Игра   на    фортепиано -   движение    пальцев, исполнение    на    фортепиано -  движение    души. Обычно   мы   слышим    только    первое» -  писал   А.Рубинштейн. Познание    мира    через    звуки    музыки    особенно   в    раннем    возрасте    позволяет    раскрыть    ещё    неограниченные     социальными     рамками    творческие    способности    ребёнка    помогает    сформировать    его   эстетические    пристрастия. Освоение    филигранной     фортепианной     техники    не   требует    от   начинающего    пианиста     значительных     усилий, во   многом     обучение    представляется    ему    как   новая, интересная     игра. Посредством    обучения    в    ребёнке     могут    раскрываться     и     другие    способности, которых      раннее    ни   взрослые, ни   ребёнок    в    себе     не   замечали. Приобретение    дополнительных     навыков     позволяет    ребёнку     выделяться    среди    других     детей, привлекать    их    заинтересованное    внимание,а   значит    чувствовать    интерес    к   себе   со   стороны   окружающих     достигать     успехов    и    получать     признание,что    также     является    значительным     стимул     в    личностном     развитии     и    преодолении     сложностей     и    трудностей, которые    могут   возникнуть    на   жизненном     пути. Исследование    общей    системы   дополнительного    образования    позволяет     определить    следующие     задачи, решению    которых    способствует    обучение    игре    на   фортепиано:

  1. Общественные:

1) раскрытие    заложенных   в   течении   генетически     творческих    способностей     ребёнка;

2) совместный    поиск    ребёнка   с    педагогами     и   родителями    направлений    для    развития    его    творческого    потенциала;

3) социальная     адаптация   ребёнка    в    течении    формирование    в    нём    духовно- нравственных     начал    позволяющих    принимать    окружающих    и    свободно   реализовывать     свои    интересы;

4) обеспечение   заинтересованной     занятости    ребёнка,что   особо    важно     в    периоды    физиологической   и    психологической     перестройки    организма    подростка;

5) посредством    обращения    при    обучении    игре    на   фортепиано    к    различным     произведениям    обеспечение     культурного    развития    ребёнка    в   течении    познания    особенностей    развития    культуры     в   различные    эпохи,изучение    биографических    сведений     выдающихся    людей    мира    музыки;

6) формирование    навыков    самостоятельного    обучения   в   течении   числе   посредством    обработки    домашних    заданий,аудио     прослушивания    и   видео    просмотра    музыкальных    перфомансов    как    классических,так   и   современных.

  1. Педагогические:

1) раскрытие   и    развитие      творческого    потенциала    ребёнка,индивидуальных    способностей;

2) обучение    навыкам    игры    на    фортепиано,постановка    техники    исполнительского     мастерства;

3) обращение    внимания    ребёнка    на   слуховой   контроль,мускульную    и    психическую    свободу,необходимость    понимания    сиюминутных    настроений;

4) формирование    и    поддержание    рабочей    дисциплины    как    во   время    занятия    в   классе,так  и   во   время    самостоятельной    подготовки   ребёнка   к   уроку;

5) воспитание   в   ребёнке    таких   качеств    как    точность,целеустремлённость,филигранность    профессионализм   в    исполнении    музыкальных    произведений,а   также    артистизм,импровизация,ассоциативность    и    конечно    ответственность    за   свой   труд,и   труд    вложенный   в   него    другими    людьми.

Общедидактическими    принципами    обучения    необходимыми   для   результативной    реализации   задач    приведённых    в   первой    части    настоящего    исследования    являются:

1)постепенность    и   последовательность    в    переходе    от   простого   к   сложному;

2)индивидуализм    и    дифференцированность    в    подходе   к   обучаемым,исходя   и    уровня    природных    способностей    ребёнка, успеваемости    занятости,музыкальной   подготовки   на   момент    поступления    в    учреждение    дополнительного    образования;

3)вариативность   и   разносторонность    в   обучении;подборе    репертуара,системы    организации    урока    с   учётом    возрастных    и   психоэмоциональных    особенностей    обучаемого;

4)обеспечение   общения    на   уровне    взаимоуважения    и    взаимопонимания    ученика    и   учителя ,принятия    демократического    стиля    общения,принятие    инициатив    обучаемого;

5)привлечение    дополнительных    форм   образования;воспроизведение    музыкальных    произведений,просмотр    постановок,посещение    культурных   мероприятий;концертов,открытых    уроков   и   т.д.;

6)заимствование    опыта   работы    у    других    творческих    коллективов,непрерывная    работа    над    расширением    собственного    кругозора,не    только   в   музыкальной    сфере;

7)понимание    социальной    среды  из   которых    происходит   и   в   которой    воспитывается    ребёнок;

8)использование нетрадиционных способов и методов в обучений. Например, при   работе с малолетними детьми отведение времени для    игровой деятельности, изображения    и    представления образов музыкальных произведений. Известно, что во   время   музыкальных   занятий активизируются    функции   мозга, улучшается    психосоматика ребёнка, существенно повышается работоспособность, и у ребёнка возрастает интерес к чтению, счётом арифметике,письменности, рисованию,танцам. Музыка безусловна положительно влияет на общее развитие личности. ''Музыка - высшее в мире искусств''писал Л.Толстой.''Любое  искусство    стремится   к    тому    чтобы    стать    музыкой''-    Уолтер    Патер.

Список литературы

  1. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики   и   исполнительства / Л. Баренбойм. –Л.: Музыка, 1969. - 258с.
  2. Натансон В. Вопросы фортепианной    педагогики / В. Натансон. – М.: Советский композитор, 1976. – 96 с.

 

Оригинал работы:

О формировании личности педагога и целенаправленности музыкального обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*