Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Значение межпредметных связей в воспитании баяниста-исполнителя в музыкальном училище

21.12.2016 681 1219
Галкин Сергей Алексеевич
Галкин Сергей Алексеевич, преподаватель

Борисоглебское музыкальное училище

Музыка представляет собой не только предмет эстетического наслаждения, но и в большей степени, чем любой другой вид искусства, влияет на идейные и моральные качества людей, формирует их нравственный облик. Своими особыми, присущими только ей средствами музыка воспитывает понимание прекрасного, развивает эстетическое отношение как к искусству, так и к окружающей жизни. И чем раньше человек встретится с серьезной музыкой, тем скорее он сможет овладеть всей духовной культурой, стать всесторонне и гармонично развитой личностью. Не случайно В.Сухомлинский утверждал, что музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Необходимо обеспечить не только глубокое усвоение учащимися знаний по специальности, но и повышение уровня нравственной и эстетической культуры, развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, имеющего большую познавательную и воспитательную силу. Одним из путей решения данной задачи является создание межпредметного воспитательного комплекса.

Музыкальная часть образования состоит из нескольких дисциплин:

-обучение игре на том или ином музыкальном инструменте;                            

-сольфеджио;                                                                                                                       

-музыкальная литература: зарубежная, русская, советская;                                              

-хоровое пение, вокал.

Все эти предметы неразрывно связаны друг с другом и, более того, не могут существовать в «одиночестве».                            

Необходимо предложить взгляд на эту проблему с качественно новой стороны: «Предмет специальности через призму межпредметных связей». Другими словами, процесс интеграции между предметами музыкально-эстетического и общеобразовательного циклов.

Преподаватель, как бы положительно ни оценивал музыкальные способности учащегося, его успехи и перспективы, должен понимать, что чем выше достижения ученика в средней школе, тем лучше для его музыкального развития. Важно сотрудничество двух учебных заведений, хороший стимул для занятий и средство развития самосознания учащихся.              Наилучшим вариантом интегрирования уроков являются «взаимопроникновения» литературы, музыки, изобразительного искусства и эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силы.      

Чтобы лучше почувствовать взаимосвязь музыкальных предметов и литературы, можно рассмотреть два вопроса: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы, и наоборот, какие потери понесла бы литература без музыки? Наиболее простой пример связи слова и музыки – песня, более сложные примеры – жанры оперы, балета, кантаты. Без текста, без либретто эти жанры вообще не существовали бы. Знакомясь с фрагментами из опер, балетов, на уроках музыкальной литературы школьники встречаются с великими образцами взаимодополнения, взаимообогащения двух искусств. Вот, например, 2-я часть поэмы «Памяти Есенина» Г.Свиридова. Стихи С.Есенина послужили импульсом и основой создания музыкального произведения, т.е. без литературы не было бы музыки. Но, с другой стороны, насколько ярче, выразительнее зазвучали есенинские строки в музыкальном преломлении, как органично дополнила и углубила поэтическую интонацию музыка! Более тонкая, опосредованная связь со словом, с литературой наблюдается в сфере не программной инструментальной музыки. Пьесы, симфонии, концерты, казалось бы, никак не зависят от литературы, но в, то, же время, если бы не было бы поэзии, а значит и песен – не появились бы многие музыкальные шедевры, в которых звучат мелодии песен: «Во поле береза стояла» в IV симфонии П.И.Чайковского, революционная песня «Карманьола» в VI симфонии Мясковского, и многие другие – получившие «вторую» жизнь в симфоническом жанре.                                                   

Хоровое пение – это коллективное выражение замыслов авторов, заложенных в исполняемых произведениях, композитора и поэта. Это не только активное восприятие и прочувствование произведения искусства, но и умение вызвать у слушателя мысли и чувства, соответствующие художественной трактовке произведения. Это умение «обогатившись – обогащать».                                                                                            

Рассматривая связь музыкальных дисциплин с изобразительным искусством, можно выявить две точки зрения -можем ли мы увидеть музыку?

-можем ли мы услышать живопись?

На уроках сопоставляются богатырские образы Бородина и Васнецова, характерные человеческие типы, воплощенные в произведениях Мусоргского и Репина («Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского и «Протодьякон» И.Репина), картины русской природы в творчестве Левитана и музыке П.Чайковского и С.Рахманинова, буйство праздничных красок в «Масленице» Кустодиева и «Петрушке» Стравинского.

Известно, что для многих композиторов (Бетховен, Скрябин) даже сама тональность ассоциировалась с определенным цветом. Можно привести еще один интересный пример, когда синхронность в изучении литературы, живописи и музыки помогает объединить в сознании учеников разрозненные знания в единое целое, осуществить межпредметные связи, о необходимости которых говорит методико-педагогическая наука.                                                        

Одним из тех, кто выразил в музыке предчувствие больших изменений в жизни России накануне революции 1905 года, был Александр Николаевич Скрябин. С именем этого композитора можно связать творцов одной эпохи М.Врубеля и А.Блока, как возникло сцепление этих имен? Верный путь – путь сопоставления, сравнения, установления аналогий. Почему так много сказочных сюжетов в картинах Врубеля? Почему художник часто уходит от изображения конкретного, реального мира людей и изображал Царевну-Лебедь? Ему важно было не просто изобразить жизнь, окружающую его, а постигнуть смысл жизни, философский смысл бытия. Он мечтал о красоте, искал красоту, вечную истину, и в поисках истины и красоты фантазия уносила его в иные сказочные, фантастические миры. Герой Врубеля – целеустремленный властный человек, человек-титан, жаждущий счастья, свободы. В поэзии А.Блока тоже обобщенно, в символических образах воплощены жизненные идеалы людей, светлые мечты о свободе человеческой личности.  Искусство Врубеля и Блока ассоциируется с искусством Скрябина. Много общего в их эстетических взглядах. И художник, и поэт, и композитор стремились к созданию огромного обобщения, образов-символов. Скрябин, подобно Врубелю и Блоку, мечтал прославить могущество, силу, красоту человека, мечтал обратиться через музыку ко всему человечеству, стремился подчинить свое искусство осуществлению грандиозных задач. Прекрасный пример – симфоническая поэма «Прометей». Музыка этого очень сложного для восприятия учеников произведения рождает в их сознании определенные ассоциации, подкрепляясь стихотворными строками Блока и картинами Врубеля, и благодаря этому становится понятной им. Такие «выходы» за пределы собственно музыкального искусства обогащают ассоциативный багаж учеников, расширяют художественный кругозор! В процессе живого восприятия учащиеся постигают смысл слов Р.Ролана о том, что искусство переходит одно в другое, и один род искусства находит свое продолжение в другом.                                                                                                                  

Специфика музыки как искусства, зашифрованность музыкального языка конечно ограничивают возможность использования жизненных ассоциаций учащихся для разговора с ними о композиции музыкального произведения, форме и других средствах выразительности. Но музыка на уроке истории поможет создать особый эмоциональный настрой, разбудить фантазию ученика, направить ее соответствующими комментариями в нужное для историка русло. Известно, что идейная глубина произведения, его социальный смысл становятся более понятными, если слушатель представляет эпоху, в которую жил и творил автор, роль автора в общественной борьбе его времени.                                                                     

Музыкальная культура I-го периода новой истории может быть представлена творчеством Баха, Моцарта, Бетховена и Шопена. Чем определяется выбор именно данных композиторов? Бурное развитие музыкального искусства в XVIII веке, его окончательное освобождение из-под власти церкви, та роль, которую музыка начала играть в пробуждении сознания масс, вызвали к жизни творчество целого ряда выдающихся композиторов. Среди них возвышаются две грандиозные фигуры – Бах и Моцарт. Если искусство База знаменует музыку всей первой половины XVIII века, то творчество Моцарта достойно завершает его.                                                                              

Творчество Баха связано с Просвещением. Оно насыщено демократическими идеями, несет в себе явный положительный идеал, рационализм эпохи. На уроке, конечно, должен прозвучать яркий, впечатляющий фрагмент, способный дать почувствовать красоту и своеобразие музыки композитора и вызвать желание слушать ее и вне урока (например, фрагмент из музыки «Страстей по Матфею»).

Творчество Моцарта многогранно. Гуманизм и демократизм его произведений утверждали просветительские идеи. Рассказ о творчестве Моцарта должен стать одним из ведущих в характеристике истории музыкальной культуры XVIII века.                    

Необходимость включения творчества Людвига Ван Бетховена в анализ культуры конца XVIII века – I половины XIX века вряд ли требует доказательств. На примере его произведений можно показать, что музыка способна выражать социально-значимые идеи.

Романтизм в музыке представлен творчеством Ф.Шопена. Оно развивалось в русле романтического искусства и неразрывно связано с национально-освободительной борьбой. Р.Шуман писал: «Произведения Шопена – это пушки, прикрытые цветами».  

А теперь обратимся к новейшей истории, всемирно-известным годам Великой Отечественной войны (1941-1945гг.). В классе звучит эпизод нашествия из I-ой части VII симфонии Д.Д.Шостаковича. Этот образ всесокрушающего зла, вырастающий из безобидных, на первый взгляд, механических интонаций примитивного марша, страшен. Здесь можно зримо представить картину неотвратимого приближения чудовищной военной машины, все сметающей на своем пути, чье безостановочное движение рождает стоны ужаса и отчаяния. Но эта музыка, говоря словами самого Д.Д.Шостаковича, сильна концепцией, обобщением, позволяет учащимся за музыкальным образом разглядеть нечто более глубокое – точно выраженную композитором сущность того явления, которое обозначается страшным словом «фашизм» - рождение бесчеловечности из пустоты, примитивности, бездуховности.                                                                                                         

Итак, мы видим, что процесс интеграции затрагивает предметы гуманитарного цикла средней школы и школы искусств. А вот теперь интересно проследить межпредметные связи музыкально-эстетических дисциплин с точными науками и иностранными языками.  Знакомясь с новым произведением или песней, ученик обращает внимание на многочисленные обозначения темпов произведения, штрихов, оттенков исполнения, помогающие для раскрытия того или иного музыкального образа. А ведь известно, что вся музыкальная терминология ведется в нотном письме на итальянском языке. 

Allegro - скоро 
Moderato - умеренно 
Forte - громко 
Piano - тихо                                                                                                                      

Изучая большой раздел по сольфеджио – интервалы, виды интервалов, обращаешь внимание школьников, что название интервалов соответствует названию латинских порядковых числительных (интервал с латинского – промежуток, расстояние). Как выясняется, музыкальное образование в общеобразовательной школе является настоящим подспорьем в нравственном, интеллектуальном развитии и воспитании школьников, не говоря уже о развитии эстетического вкуса! Но могу определенно заявить, что музыка помогает развивать у ребят абстрактное мышление, воображение, логику и память. Педагоги всех предметных циклов отмечают у этих ребят повышенную любознательность. 

Математика – царица наук тесным образом перекликается с предметом сольфеджио. Сольфеджио – это математика в музыке.                                             

Ни одна тема в обоих предметах не существует сама по себе. Каждая тема «вытекает» из предыдущей и подготавливает последующую.

Элементарному счету подчиняются количество тактов, фраз, предложений в мелодии, количество ступеней в гамме, кстати, обозначающиеся римскими цифрами, количество октав на клавиатуре, линеечек на нотном стане, количество тонов и ступеней в интервалах и т.д.                                                    

По некоторым понятиям сразу даже не определить идет здесь речь о математике или о музыкальном предмете, например, цифры, количество, параллельность, промежуток, расстояние и т.д.                                         

Абстрактное и логическое мышление как неотъемлемая часть математических действий и умозаключений, необходимы и на уроке сольфеджио при написании гармонических и мелодических диктантов и последовательностей, при разрешении и обращении тех или иных интервалов или аккордов.

Таким образом, можно подвести некоторые итоги по проблеме «предмет специальности через призму межпредметных связей». Опыт показывает, что целенаправленные занятия музыкой способствуют и развитию интеллектуальных способностей детей. У детей, занимающихся музыкой, все психические процессы – восприятие, внимание, память, воображение, воля, мышление – развиваются интенсивнее и глубже. То же относится и к формированию личности школьника, направленности его учебных и познавательных интересов. Проведенные недавно в Венгрии исследования показали, что дети, ежедневно соприкасающиеся с музыкальными занятиями, делали значительно большие успехи в школе, чем дети того же возраста и тех же способностей, но не занимавшиеся музыкой. Лучше усваивались арифметика и орфография, улучшалось поведение и даже некоторые физические данные – в частности, объем легких и подвижность грудной клетки. Немаловажное значение имеет и то, что юные музыканты более организованы, инициативны, у них выше развито чувство ответственности за любую выполняемую работу. Занятия музыкой требуют от них достаточно высокой степени самоорганизации, самоконтроля, умения четко планировать время.

Одним из тех, кто выразил в музыке предчувствие больших изменений в жизни России накануне революции 1905 года, был Александр Николаевич Скрябин. С именем этого композитора можно связать творцов одной эпохи М.Врубеля и А.Блока, как возникло сцепление этих имен? Верный путь – путь сопоставления, сравнения, установления аналогий. Почему так много сказочных сюжетов в картинах Врубеля? Почему художник часто уходит от изображения конкретного, реального мира людей и изображал Царевну-Лебедь? Ему важно было не просто изобразить жизнь, окружающую его, а постигнуть смысл жизни, философский смысл бытия. Он мечтал о красоте, искал красоту, вечную истину, и в поисках истины и красоты фантазия уносила его в иные сказочные, фантастические миры. Герой Врубеля – целеустремленный властный человек, человек-титан, жаждущий счастья, свободы.                                                                                                                       

В процессе живого восприятия ученики постигают смысл слов Р. Ролана о том, что искусство переходит одно в другое, и один род искусства находит свое продолжение в другом.                                                                      

Специфика музыки как искусства, зашифрованность музыкального языка конечно ограничивают возможность использования жизненных ассоциаций учащихся для разговора с ними о композиции музыкального произведения, форме и других средствах выразительности. Но музыка на уроке истории поможет создать особый эмоциональный настрой, разбудить фантазию ученика, направить ее соответствующими комментариями в нужное для историка русло. Известно, что идейная глубина произведения, его социальный смысл становятся более понятными, если слушатель представляет эпоху, в которую жил и творил автор, роль автора в общественной борьбе его времени.

Опыт показывает, что целенаправленные занятия музыкой способствуют и развитию интеллектуальных способностей детей. Как правило, учащиеся музыкальной школы, несмотря на свою повышенную занятость, лучше усваивают материал и успевают по всем предметам. Объясняется это тем, что процесс обучения музыке, т.е. слушательская, исполнительская, а нередко и музыкально-творческая деятельность учащихся ДМШ оказывает воздействие на формирование не только музыкального восприятия и мышления, но и восприятия и мышления вообще. У детей, занимающихся музыкой, все психические процессы – восприятие, внимание, память, воображение, воля, мышление – развиваются интенсивнее и глубже. То же относится и к формированию личности школьника, направленности его учебных и познавательных интересов. Проведенные недавно в Венгрии исследования показали, что дети, ежедневно соприкасающиеся с музыкальными занятиями, делали значительно большие успехи в школе, чем дети того же возраста и тех же способностей, но не занимавшиеся музыкой. Лучше усваивались арифметика и орфография, улучшалось поведение и даже некоторые физические данные – в частности, объем легких и подвижность грудной клетки. Немаловажное значение имеет и то, что юные музыканты более организованы, инициативны, у них выше развито чувство ответственности за любую выполняемую работу. Занятия музыкой требуют от них достаточно высокой степени самоорганизации, самоконтроля, умения четко планировать время. Процесс интенсификации и интеграции учебного процесса расширяет сферу деятельности для решения этой основной задачи.

 

Список литературы

1.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / П. Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. Методика музыкального воспитания;  М.: -Музыка, 1990г.

2.Теплов Б.М.  Психология музыкальных способностей. –М.: 1993.

3.Картавцева М. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. – М.: Музыка, 1978г.

4.Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования. – Москва, 1986г.

5.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду – М.: Просвещение, 1981г.

6.Лунева Т.А. Музыкальные занятия. – Волгоград: изд. Учитель, 2008г.

7.Котляревская-Крафт М.Москалькова, И. Батхан Л. Сольфеджио. Ленинград. Музыка 1989г.

8.Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М., «Музыка»,1986г.

9.Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Москва, 2010г.

10.Домогацкая И.Е. Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет., Классика- XXI, Москва  2011г.

 

Оригинал работы:

Значение межпредметных связей в воспитании баяниста-исполнителя в музыкальном училище




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*