Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль бородинского сражения в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

21.12.2016 809 1208
Волхова Наталья Юрьевна
Волхова Наталья Юрьевна, преподаватель

Борисоглебское музыкальное училище

Была победа – впереди.
Россию удалось спасти: 
В спасенье армии – победа. 
Ценой Москвы. Однако, это – 
Другой волнующий рассказ. 
И остановимся на этом. 
Пока достаточно сейчас 
Для понимания, что значит 
Великий дух российский наш, 
И наша общая задача – 
Чтоб дух могучий не угас 
Той Бородинской славной битвы 
В душе у каждого из нас.
России быть, нам быть дано,
Пока жив дух Бородино.

(В. Тяптин "Бородинская битва")

Погружаясь в богатый и многообразный мир русской классической литературы, молодые люди, часто незаметно для себя, сталкивается с трудностями. Ее страницы, как на машине времени, переносят нас в давние времена, когда и общественное устройство, и быт, и сами люди заметно отличались от нынешних. Поэтому произведения классиков воспринимаются нами не столь легко и просто, как современниками автора – теми читателями, для которых были написаны. Сложны для понимания как особенности описываемой эпохи, ее законы и приметы, так и отдельные слова и понятия, исчезнувшие из обихода или изменившие свой смысл.

Русская литература и отечественная история – родные сестры. В нашем сознании они идут рука об руку. Не сможет читатель понять до конца «Мертвые души» Н.В. Гоголя или «Анну Каренину» Льва Толстого, не имея представления о времени их действия, ничего не зная о крепостном праве или о пореформенной эпохе. Поэтому без знания отечественной истории трудно понять русскую литературу, знание же литературы облегчает понимание истории, оживляя ее образами, диалогами и красками.

Одной из характерных черт русской литературы был немеркнущий интерес ее творцов, великих писателей, к историческому прошлому своего народа, своей страны, тесно связанный с их неослабным вниманием к историческим судьбам всего человечества. В этом отчетливо и ярко проявились такие присущие русской литературе качества, как народность и гражданственность. Нельзя правильно отразить жизнь, чувства и мысли народа, не зная пройденного им сложного исторического пути, не осознав всего того, чем он жил, что радовало и печалило его в течение многих веков, что определило его быт и характер. Обличая в своих произведениях несправедливость современного им общественного строя и стараясь найти путь в будущее, передовые деятели русской литературы не могли не обратить внимания на прошлое своего Отечества. Для них это было и выполнением гражданского долга, и проявлением национального самосознания, и, наконец, выражением органичной потребности обогатиться мыслями, образами, бытовыми красками, богатствами народного языка — всем многообразием национальной культуры, складывающейся веками.

К вопросам истории писатели подходили по-разному. Некоторые из них, как А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, выступают в отдельных своих произведениях (труды Пушкина о Петре I, о Пугачеве) даже как историки-профессионалы и тем самым становятся в ряд тех, кто внес непосредственный вклад в развитие исторической науки в России. Но и те из писателей, кто не ставил перед собой чисто исследовательских задач в области исторической науки своего времени, например И. С. Тургенев, оставили в своих заметках, дневниках, письмах оригинальные мысли об историческом прошлом.

Наконец, всему творчеству классиков русской литературы присущ историзм. Это значит, что даже в художественных произведениях, повествующих о современной писателю действительности, события и герои произведений предстают на фоне большого исторического полотна. Кроме того, большинство русских писателей интересовались проблемами не только русской, но и всемирной истории.

Взаимодействие художественной литературы и исторической науки всегда оказывалось в центре внимания различных исследований и работ. Еще двести лет назад Н. Карамзин, стоявший у истоков профессиональной литературы и отечественной исторической науки, признавал их взаимосвязь. Отечественная историография знает немало серьезных научных трудов, обладающих литературными достоинствами. Дань литературной обработке исторических текстов отдали Н. Карамзин, С. Соловьев, Н. Костомаров,

В. Ключевский. И наоборот, художественная литература часто берет сюжеты из реалий истории. В ли­те­ра­ту­ре  боль­шое ко­ли­че­ство про­из­ве­де­ний на ис­то­ри­че­скую тему: ро­ма­ны, по­ве­сти, поэмы, драмы, бал­ла­ды, в сю­же­те ко­то­рых мы чи­та­ем о со­бы­ти­ях про­шло­го. Ярким при­ме­ром тому яв­ля­ет­ся твор­че­ство Льва Николаевича Толстого.

В романе-эпопее  "Война и мир"  Бородинское сражение - один из важнейших эпизодов в произведении. Весь исторический период, описанный в романе, был насыщен драматическими событиями. Но все же, самым судьбоносным годом, оказавшим влияние на последующую жизнь России, является 1812, описанный подробно в романе "Война и мир".

Бородинское сражение в романе описывается, главным образом, таким, каким его увидел Пьер Безухов. Этот неловкий, добрый и наивный, никогда не видевший войны человек, по замыслу автора, как ребенок, воспринимает разворачивающиеся батальные события, все это для него внове, и оттого нельзя даже усомниться в его правдивости. Ранее Пьер много слышал о роли военного плана, о значимости правильно выбранной позиции. И приехав, он прежде всего пытается разобраться именно в вопросах военной тактики. Л. Н. Толстому нравится наивность героя. Рисуя картину сражения, писатель использует свой излюбленный прием: сначала дает “вид сверху”, а затем — “изнутри”. Именно взгляд Пьера и есть тот самый вид изнутри, война глазами новичка. Дважды Пьер охватывает взглядом все поле Бородина: перед боем и в ходе боя. Но оба раза его неискушенный взгляд подмечает не позицию, а “живую местность”, В начале битвы дается вид с высоты. Пьера поражает вид самого сражения. Перед ним открывается изумительная по красоте и оживлению картина поля битвы, освещенного лучами утреннего солнца. И Пьеру хочется оказаться там, среди солдат. 

Картина Бородинского сражения — это картина невероятного подвига русской армии. Повествование о Бородине Толстой завершает словами: «Не один Наполеон испытывал то похожее на сновиденье чувство, что страшный размах руки падает бессильно, но все испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения, Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином. 

Французское нашествие, как разъяренный зверь, получивший в своем разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель, оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной, нанесенной при Бородине, раны. Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника». 

Война 1812 года воспета Толстым как всенародный подвиг, но война также и осуждена Толстым с высоких нравственных позиций. Накануне Бородинского сражения Андрей Болконский говорит Пьеру: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это, и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия — отсутствие свободы, т. е. дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то, это — высшее сословие, почитаемое всеми».

Картины Бородинского сражения заканчиваются картинами массового уничтожения людей. «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» —думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения». В объективно авторском повествовании сказано: «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… опомнитесь. Что вы делаете?». И русским, и французам «начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга». Испытывая ужас и душевное потрясение, они естественно приходят к мысли: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому?». 

Война 1812 года часто изображалась в художественной литературе. Русский народ справедливо гордится боевой доблестью своих сынов, проявленной в Бородинском сражении. На Бородинском поле русская армия, отстаивая национальную независимость своего народа, насмерть билась с армией французского императора Наполеона I. Но русские и не думали складывать оружие. Русские войска во время долгого отступления ждали этого боя. Они были полны решимости померяться силами с противником и готовы лучше умереть, чем пропустить врага. Французская армия разбилась здесь о несокрушимую силу русских войск. На Бородинском поле русские нанесли наполеоновской армии удар такой силы, что эта армия уже не могла оправиться. Бородинское сражение положило начало разгрому «великой армии» Наполеона. К концу 1812 г. война окончилась почти полным истреблением неприятеля. Остатки разбитой армии Наполеона были изгнаны за пределы России. В гг. Наполеон был окончательно разбит. Его империя развалилась, а сам Наполеон умер пленником на пустынном острове Святой Елены. Порабощенные им народы Европы восстановили с помощью России свою национальную независимость. 

И хотя, мы сказали, что литература часто берет сюжеты из реалий истории, нельзя все же ставить между изображениями историческими и историческим событием  знак равенства. Ведь история и литература – это две разные науки и задачи у них разные. Литература ориентирована больше на создание художественного образа, который может быть и далеким от реального исторического события. История же – это. Прежде всего, термины и сухая статистика, но достоверная, чего нельзя в полной мере сказать про литературу. Но мы с уверенностью можем сказать, что одно без другого представить сложно, они дополняют друг друга

 

Список литературы

  1. Лев Толстой: Война и мир. Комплект из 2-х книг. – Азбука 2015г.
  2. Захарова Е.Н. История России XIX — начала ХХ века: Учебник для общеобразовательных учреждений. 8 класс. М., 2003. С. 45;
  3. Киселев А.Ф., Попов В.П. История России. XK век: Учебник для общеобразовательных учреждений М., 2010. С. 24; Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. Указ. соч. С. 34, 36;
  4. История России XIX—ХХ веков: Новые источники понимания /Под ред. С. С. Секиринского/М.: Московский общественный научный фонд, 2001. 306 с.
  5. Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб.: Искусство – СПБ, 1998. – С. 14 – 285.
  6. Н. Пруц­ков. Древ­не­рус­ская ли­те­ра­ту­ра. Ли­те­ра­ту­ра XVIII века. / Ис­то­рия рус­ской ли­те­ра­ту­ры в 4-х томах. – 1980.
  7. Хализев Валентин:Теория литературы. – М.Высшая школа 1999

 

Оригинал работы:

Роль бородинского сражения в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*