Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

О некоторых методах, приемах и формах уроков по дисциплинам «Общего фортепиано»

21.12.2016 56 72
Анфёрова Любовь Леонидовна
Анфёрова Любовь Леонидовна, преподаватель

Борисоглебское музыкальное училище

Урок является основной формой организации занятий  по  дисциплине «Общее фортепиано». На уроке педагог дает ученику необходимые знания, направляет его развитие, определяет последовательность и структурность занятий на инструменте. Каждый последующий урок это своеобразное звено в цепи занятий. Общее назначение урока – это подведение итогов  самостоятельных занятий  студента  и определение дальнейших задач. Забота о систематичности занятий и вовлечение студента в общую совместную работу, целенаправленность действий, воля и активность – есть залог эффективности обучения. При обучении игре на фортепиано педагог не составляет точного плана занятий с указанием тематики каждого урока. Причина в индивидуализированном содержании и последовательности занятий, в индивидуальном плане работы  со студентом. У педагога всегда есть план в каком направлении вести работу на данном уроке, но нередко в намерения педагога вносятся корректировки, обусловливаемые предшествующими занятиями, их результатами. Могут быть и подготовительные уроки, которые будут заключаться в просмотре фортепианной литературы, различных редакций того или иного произведения с целью выбора лучшей, в прослушивании изучаемого произведения различными  исполнителями.  Педагогу необходимо быть в курсе выходящей литературы  по вопросам общей педагогики, проблемам преподавания в области фортепианного искусства.  Кроме того, в урок  входит чтение с листа, игра различных упражнений, исполнение педагогом отдельных произведений для сравнительного анализа или для ознакомления.

Большое значение имеет показ на фортепиано. Кроме ярких, образных замечаний, словесных указаний, педагог обязан уметь показать студенту «вживую» то, о чем он только что рассказывал. Используя на уроке собственное исполнение, педагог придает своим  объяснениям  большую убедительность, обогащает их. Иногда словесные разъяснения будут лишь дополнением к показанному и сыгранному. И чем важнее для студента смысл указаний, тем чаще они связываются с показом на фортепиано. При  выборе программы, при занятиях с недостаточно подготовленными студентами работа над произведением  часто  начинается с показа, с проигрывания данного произведения или каких-либо отрывков из него. Своим показом педагог выявляет художественные намерения, делает конечную цель более яркой, более осознанной. Иногда приводятся примеры из других сочинений композитора, отрывки из сочинений других композиторов. Целью показа является отчетливое представление о направлении дальнейшей работы. Исполнение педагога, в целом, оказывает положительное воздействие на музыкальное воображение  и развитие студента. Свое исполнение педагогу необходимо связывать с конкретным объяснением того или иного пианистического приема, технических задач, нюансировки, детализации, понимании формы сочинения, определения исполнительских задач. 

Одна из важнейших проблем построения функционального урока – взаимосвязь урока и самостоятельной работы  студента. То, насколько интересен и содержателен был урок для студента, отразится  и на его последующих самостоятельных занятиях. В этом назначение урока - вызвать ответную реакцию, желание усвоить то, что дает ему учитель, и, конечно, работать далее  самому. Успешной эта работа будет только в том случае, если студент приобретет умение заниматься с любовью на фортепиано. Цель – обеспечение сознательного отношения студента к занятиям.  Довольно длительное время необходимо показывать студенту как конкретно надо заниматься, прививать необходимые навыки, контролировать его самостоятельные  занятия  и  отмечать каждый положительный элемент в его  работе. Это залог слухового самоконтроля – вдумчивого, музыкального,  осмысленного  контроля над занятиями.

Для того чтобы привить любовь и желание заниматься над данным музыкальным произведением педагогу необходимо рассказывать студенту о данном произведении, об авторе  музыкального произведения, о времени написания, о стиле данного произведения; необходимо прослушивание записей  различных исполнителей, или, при отсутствии оных, необходимо показом исполнять данное произведение самим педагогом в классе. Студент должен знать какое интересное произведение ему нужно будет учить, это значительно повысит желание заниматься. Работа над привлекательным произведением оказывается плодотворной для пианистического развития.

Как и в любой области занятий, результаты могут быть достигнуты лишь путем настойчивой, длительной работы. И цели могут быть поставлены минимальные. Но в процессе работы замечания и рекомендации педагога как будто впитываются студентом, и, в итоге, отражают собственные, студента, представления о данном музыкальном произведении.  Наиболее естественный путь - исходить из намерений самого студента, развивая их и углубляя. Полезным показала себя самостоятельная работа студента над произведением, когда ему предлагается выучить несложное произведение самому, так как ему самому хочется, как ему нравится, совсем без помощи преподавателя. И этот метод приемлем  в занятиях со студентами разного уровня и разной степени подготовленности.

В процессе обучения целесообразно применять как репродуктивные так и проблемно-поисковые методы. Методы обучения, как способы достижения цели,  представляют собой систему действий педагога, направленных на организацию деятельности студентов по усвоению содержания образования. Для передачи знаний педагог может использовать объяснительно-иллюстративный метод или метод проблемного изложения. Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что педагог сообщает готовую информацию разными средствами  (объяснение, показ, прослушивание), а студент воспринимает, осознает и фиксирует в памяти эту информацию путем слушания, наблюдения, запоминания. Суть проблемного изложения в том, что педагог ставит перед студентом исполнительскую проблему, но решает ее сам, при этом показывает на инструменте пути решения в его противоречиях, как бы вскрывая творческий процесс решения исполнительской задачи. Студент не только осознает и запоминает готовые выводы, но и в своем слуховом, интеллектуальном и эмоциональном восприятии следует за движением мысли и чувства педагога. Использование этого метода приобщает студентов к способам поиска знаний.  Для  обучения студента практическим навыкам (пианистическим, чтение с листа, аккомпанемент) целесообразно применять репродуктивный метод. Главный его принцип - неоднократное воспроизведение и повторение студентом определенного навыка по заданиям педагога.  В целях развития интеллектуальных, поисковых навыков и умений и постепенному приближению студентов к самостоятельному решению исполнительских задач следует широко использовать  частично-поисковый метод. Для этого, в процессе совместной с педагогом работы над интерпретацией музыкального произведения студента необходимо учить самостоятельному исследованию отдельных этапов творческой работы, формируя умения постепенно.   Для активизации музыкального мышления студента весьма важными являются и такие приемы развивающего обучения  как: разнообразные сравнения  и сопоставления, различные формы анализа и  обобщения, установление причинно-следственных связей и зависимостей. 

Успехи в развитии интеллектуальных способностей студентов создают благоприятные условия  для применения уже исследовательского метода. Этот метод необходим для полноценного усвоения студентами опыта самостоятельной творческой деятельности. Его использование предполагает полную самостоятельность в творческой работе, и, в полной мере, решает задачу формирования творческого склада мышления, поисковых навыков, т.е. учит самостоятельному осуществлению процесса познания на этапе становления и реализации исполнительского замысла. В результате применения этого метода студент учится самостоятельно приобретать знания, исследовать музыкальные явления, делать выводы и использовать добытые знания, навыки и умения в будущей профессиональной деятельности.

В учебном процессе педагогу следует органично сочетать все эти вышеназванные методы, т.к в реальном процессе обучения методы находят свое отражение в многообразии конкретных приемов работы над музыкальными произведениями. Педагогу необходимо иметь в своем арсенале многообразие приемов и умело использовать необходимые в зависимости от поставленных задач и возможностей студента.

 

Список литературы

  1. Алексеев А. Методика обучения игры на фортепиано. / А.Алексеев. – М.: Музыка, 1978. – 236с.
  2. Любомудрова Н.А . Методика обучения игре на фортепиано. / Н.А.Любомудрова. – М.: Музыка, 1982. – 141с.
  3. Ныркова В.Д. Вопросы методики курса фортепиано для студентов разных специальностей. / В.Д. Ныркова. – М.:ЦМК ГМПИ им. Гнесиных,1980. – 33с.
  4. Тарасова Г.К. Программные рекомендации по курсу общего фортепианодля отделений народных инструментов музыкальных училищ. / Г.К.Тарасова. -Воронеж .:ВГИИ, 1987. -26с.

 

Оригинал работы:

О некоторых методах, приемах и формах уроков по дисциплинам «Общего фортепиано»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*