Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование милосердия у обучающихся

19.12.2016 252 312
Жиденко Вероника Евгеньевна
Жиденко Вероника Евгеньевна, Заведующая отделением

Челябинский медицинский колледж

«… Влияние нравственное составляет главную задачу воспитании, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» (Ушинский)

Неоценимую роль в формировании профессиональных и морально-нравственных качеств у будущего медика играет воспитательная работа в образовательной организации.

Медицинская профессия особая. Она требует от человека самоотверженности, доброты, милосердия, сострадания и отзывчивости. Без этого он не может состояться как профессионал.

Принцип единства профессионального, гражданского и нравственного воспитания является основой комплексного подхода к всестороннему развитию личности. Сущность нравственной культуры определяется органическим единством этических знаний, моральных убеждений, способностей к нравственному поведению и активности их проявления в реальных условиях. Для успешной реализации целей нравственного развития личности необходимы два важнейших условия: постоянное образование студента и своевременное включение его в систему общественных, политических и нравственных отношений. Это дает возможность для проявления общественной активности и приобретения самостоятельного опыта реализации ведущих моральных качеств.

Формирование моральных качеств является непременным условием подготовки человека к любой профессиональной деятельности, особенно деятельности специалиста-медика, работающего в системе «человек – человек».

В Челябинском медицинском колледже процесс нравственного воспитания осуществляется в двух основных направлениях: нравственно-этическом и нравственно-деонтологическом.

Основой профессиональной  деонтологии медицинского работника являются общечеловеческие ценности, выражающиеся в таких личностных качествах, как гуманизм, милосердие, долг, готовность к самопожертвованию, любовь к профессии, осознанность профессионального выбора и ответственность, коммуникативная компетентность, уважение к людям, эмпатия.

Нравственные и профессиональные категории смыкаются в выполнении  профессионального долга, являющегося и правовой нормой по отношению к медицинским работникам.

Закрепление навыков профессионального и этического выбора – также важнейшая составляющая нравственно-гражданского воспитания.

Воспитательная работа в колледже на отделении № 3  (в том числе внеурочная деятельность) строится на тщательной диагностике профессионально-личностного развития студентов на всех этапах их жизнедеятельности.

Чтобы определиться с формами и методами воспитательной работы, сформулировать цели и задачи, на отделении № 3 проводится исследование по выявлению интересов и ценностных ориентаций  студентов с 1по 4 курс.

Инструментом исследования является анкетирование.

В ходе анкетирования были получены следующие  результаты:

  1. Жизненные позиции студентов имеют позитивную, конструктивную окраску.
  2. Основной вид направленности на «себя «и «дело».
  3. Главная ценность -  приверженность к здоровому образу жизни.
  4. Семья - как цель жизни является главной.
  5. Не всегда морально-этические ценности являются ведущими в жизни студентов, что показывает их профессиональную однобокость (только на дело) и высвечивается проблема: недостаточный уровень  нравственности у будущих специалистов, в то время как одним из главных принципов в деятельности медицинского работника -это человеколюбие и уважение к личности.

На основе этих результатов и выстраивается работа  на отделении.

Цель: формирование глубокой нравственной культуры личности, проявляющейся в повседневной жизни и врачебной деятельности, межличностном и профессиональном общении.

Задачи:

  1. Освоение основ этических знаний.
  2. Изучение истории и теории профессиональной биомедицинской этики.
  3. Определение взаимозависимости морального сознания и профессионализма.
  4. Раскрытие механизма взаимосвязи личности и общества, этики и науки, морали и религии.
  5. Определение взаимозависимости морального сознания и здорового образа жизни.
  6. Утверждение нравственных принципов в сознании и поведении студентов.
  7. Создание условий нравственного выбора в процессе учебной и профессиональной практической деятельности.

В практике воспитательной работы у педагогического коллектива целый арсенал форм и методов, помогающих возрождению нравственных основ личности, ориентирующих на привитие интереса к избранной профессии:

  • Изучение курсов философии, биомедицинской этики, истории медицины, психологии.
  • Включение вопросов медицинской деонтологии в тематические планы лекций и практических занятий теоретических и клинических дисциплин.
  • Расширение тематики научных студенческих работ по проблемам этических оснований медицинской деятельности, например:
  • эволюция философских взглядов на сущность медицины у врачей-философов,
  • проблема эвтаназии в истории философии,
  • альтруизм во врачебной деятельности,
  • эвтаназия – моральные, правовые и социальные аспекты,
  • этика в медицине критических состояний,
  • демография: биоэтический аспект,
  • этические проблемы в трансплантологии,
  • биоэтические проблемы СПИДа,
  • биоэтическая проблема использования стволовых клеток,
  • проблема клонирования.
  • Закрепление студентами этических медицинских навыков в процессе прохождения производственной практики.
  • Проведение выставок и подготовка обзоров литературы по проблемам этики и медицинской деонтологии.
  • Пропаганда здорового образа жизни (борьба с алкоголизмом, курением и наркоманией)

Акции:

  • Суд над сигаретой;
  • Спид-чума 21 века;
  • Недели Здоровья;
  • Привлечение студентов к пропаганде здорового образа жизни среди населения, дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Проведение лекций с тематикой:
  • «Как модно быть здоровым»;
  • «Профилактика инфекционных заболеваний»;
  • «Чистые руки»;
  • «Профилактика диабета»;
  • «Мифы об электронных сигаретах»;
  • «Контрацепция и ИППП».
  • Организация шефства студентов над пациентами геронтологических отделений и хосписа в ЛПУ, доме-престарелых п.Каштак:
  • благоустройство территории, комнат;
  • санитарная обработка инвалидов;
  • мастер-классы совместно с преподавателями  младшему и среднему медицинскому персоналу, с целью обучения манипуляциями по уходу за престарелыми и больными.
  • Привлечение студентов к участию в волонтерском движении по уходу за детьми-сиротами и инвалидами.

 Объекты приложения студенческих сил:

  • Шефство над Домом – ребенка для инвалидов в п. Каштаке (в течение 10 лет);
  • подарки к Новому году, собранные в Рождественскую акцию, для дома -ребенка;
  • Новогодние утренники;
  • Помощь в уходе за детьми – инвалидами(помывка , перестилание постели ,кормление)
  • Прогулки с детьми из старших отрядов, игры на спорт площадке;
  • Сопровождение больных детей на обследование в стационары;
  • Благоустройство отделений после ремонта;
  • Обеспечение предметами личной гигиены;
  • Веселые старты ко Дню защиты детей.
  • Проведение диспутов «Нравственность и мораль в современном обществе»
  • Встречи- беседы с лучшими медработниками, руководителями лечебных учреждений о перспективах развития здравоохранения города и области
  • Конкурсы профессионального мастерства «Лучший по профессии»
  • Неделя «Белого Халата»
  • Посещение Музея « История медицины Челябинской области»
  • Экскурсии на медицинские выставки
  • Посещение тематических конференций
  • Шефство над ветеранами Великой Отечественной войны и труда - выпускниками и педагогами колледжа
  • Донорская помощь

Такая конкретная работа больше всего воспитывает ответственность, милосердие, сострадание к чужой беде, эмпатию.

Таким образом, комплексный подход к работе по воспитанию профессиональных качеств у будущего медика позволяет осуществлять подготовку высокопрофессиональных специалистов для практического здравоохранения.

 

Список литературы

  1. Ушинский К.Д. Избранные сочинения: в 4-х т. Т.2. М.: Просвещение, 1986.
  2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: Учебное пособие. М.: ЛПА «Кафедра-М». 1998.
  3. Бастракова Е.Г. Профессиональное становление личности медицинского работника среднего звена: На примере медицинской сестры: Автореферат дис. Канд.психол. наук. Калуга, 2003.
  4. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. М., 2001.
  5. Недоводеева Т.А. Воспитание милосердия у студентов медицинского училища. Автореферат кан. пед. наук, Кострома, 2006.

 

Оригинал работы:

Формирование милосердия у обучающихся




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*