Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Самостоятельная работа как важнейший фактор творческого потенциала студента.

15.04.2011 343 1721
Озеров Сергей Александрович, преподователь специализации «Народно-инструментальное творчество»

Нижегородский областной колледж культуры
Музыкальное исполнительство России достигло больших успехов. Стало привычным, что на многих международных конкурсах воспитанники музыкальных учебных заведений завоёвывают призовые места. И, тем не менее, отдельные проблемы музыкального воспитания и обучения  и сегодня стоят довольно остро.

В последние десятилетия многие представители музыкальной педагогики всё чаще и настойчивее обращают внимание на некоторый разрыв между техническим развитием учащихся, с одной стороны, и воспитанием слуховой активности, творческой инициативы, самостоятельности – с другой стороны; между практическим обучением в классе специального инструмента и прохождением музыкально – теоретических дисциплин.

 

Уровень профессиональной подготовки выпускников музыкальных учебных заведений в нашей стране высок но, не смотря на это, у студентов исполнительских специальностей прослеживается данная проблематика: умея исполнять определённое колличество ранее выученных с педагогом пьес, большинство из выпускников оказывается явно неспособным к самостоятельному творческому мышлению.

 

Каждого учащегося отличают индивидуальные способности:

- различны степень одарённости

- восприимчивости

- музыкальная память

- чувство ритма и т.д.

 

Педагогу необходимо выяснить как сильные, так и слабые стороны учащегося, возможности его слуховых представлений, эмоциональной отзывчивости на музыку. Здесь необходим дифференцированный подход.


Понятию  «индивидуальность» придают различные значения. В узком смысле индивидуальностью обычно называют самобытную творческую личность, создающую новые художественные ценности. Индивидуальность в этом смысле – атрибут таланта.


Конечно же, один из самых первых, ярких методов на пути к творческому развитию, индивидуальности личности – качество проведения урока.


Урок – основная форма организации учебного процесса. Именно на уроке студент получает большинство знаний, навыков, закрепляет их и приучается к самостоятельной работе. Естественно самостоятельная работа, прежде всего, складывается из систематических занятий с обязательной умственной работой. И педагогу необходимо сделать свои уроки насыщенными, систематическими и плодотворными. Не нужно забывать о том, что мы готовим будущих преподавателей. Уроки, как правило, служат примером для студента и подготавливают его к самостоятельной работе. Педагогическая практика  в процессе обучения – мощный толчок к стимулированию развития самостоятельной творческой работы.


Очень важен и педагогический стиль педагога, который проявляется в основном в работе над музыкальным произведением педагога со студентом, а точнее работа студента, руководимая и направляемая педагогом. Здесь важно – побуждать студента к самостоятельному ознакомлению с произведением, помочь ему в этом. Совместный разбор – направление последующей самостоятельной работы студента, таким путём можно постепенно развить навыки творческого отношения к изучаемому произведению. Не следует при этом показывать и разъяснять студенту то, в чём он способен разобраться самостоятельно. Не стоит упрощать ему исполнительский и исследовательский путь.

 

В дальнейшей работе, педагогу необходимо научить студента анализировать свою игру, уметь понять и объяснить ту или иную ошибку, и в целом сформировать у студента ощущение целенаправленности его работы с проблемами и правильными решениями одновременно. Умение выразить ясно и понятно свою мысль, заставляют студента как бы открыться перед  самим собой, найти те формы, которые помогли бы ему в достижении поставленной цели. Студент должен почувствовать в себе исполнителя и педагога одновременно. Помочь в этом, а главное научиться формировать чётко и лаконично свои мысли, студенту особенно помогают в процессе обучения такие предметы, как педагогическая практика, а также самостоятельная работа с народным оркестром.


Как мы видим, самостоятельная и творческая работа студента занимает не мало времени  в процессе обучения. Но. Плодотворная самостоятельная работа учащегося, не может осуществляться без помощи педагога. Поэтому  преподавателю, понимающему это, необходимо очень тонко подходить к занятиям со студентом зная, что творческая и самостоятельная работа студента – отпечаток трудов его педагога.


Важно отметить, что такие формы самостоятельной работы как посещение концертов, прослушивание аудио – записей, просмотр видеофильмов, а также посещение театров и музеев, дают мощный импульс для развития творческой работы музыканта, а в частности студента.


Делая из всего вышесказанного вывод, необходимо сказать: логика мышления студента – это то, что должен стремиться развить у учащегося педагога в первую очередь. К этому надо стремиться, работая друг с другом в параллели. Так как именно дискурсивный путь даёт  теоретическую опору, фантазию, толчок для решения всего разнообразия задач, для достижения целей, а также для раскрытия всей палитры личных творческих качеств, что необходимо как для самостоятельно-учебной, так и для научно-исследовательской работы.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*