Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя

14.12.2016 178 232
Склярова Светлана Владимировна
Склярова Светлана Владимировна, преподаватель

Черемховский медицинский техникум

Еще А. С. Пушкин  200 лет назад заметил, что все беды России происходят по одной причине - по причине отсутствия воспитания. Образование без воспитания невозможно. Современные образовательные учреждения стремятся к гармоничному развитию своих подопечных, то есть хорошо образованных и воспитанных граждан современного общества.

Воспитание не может осуществляться стихийно, беспорядочно, нужна четкая и ясная воспитательная программа, которую каждое образовательное учреждение выбирает самостоятельно.

Существует много толкований термина «воспитание». От того, какое из них выберет педагогический коллектив, зависит и программа воспитания. Нами  выбрано высказывание С. Френе: «Воспитание - это максимальное развитие личности в разумно организованном обществе». Из этого  следует, что целью воспитания становится личность, а главным средством воспитания - «разумно организованное общество». Под этим понимается не только и не столько общество в глобальном понимании  этого слова, сколько образ жизни населения конкретной образовательной среды.

Социализация формирующейся личности, ее нравственное, духовное становление складываются в классном или групповом коллективе. Именно классный руководитель должен создать  благоприятный психологический микроклимат и творческую атмосферу для раскрытия, самореализации воспитанника как личности – это и становиться целью его работы.

Каковы же педагогические условия для успешной работы классного руководителя? К педагогическим условиям относятся обстоятельства, спо­собствующие проявлению и развитию творческой индивидуаль­ности классного руководителя.  Что это за обстоятельства?

  1. Успешность воспитательной прак­тики во многом зависит от сплоченности педагогическо­го коллектива. Вместе с тем творческий поиск отдельных класс­ных руководителей может внести в образовательный процесс то новое, что способно перевести на более высокий уро­вень всю работу учебной организации. Этого можно добиться, только если есть  коллектив единомышленников.
  2. Постоянно наращивать, обогащать свой воспитательный потенциал- важная задача педагога, взявшегося работать с ученическим коллективом. Её выполнение невозможно без профессиональной диагностики, высвечивающей уровень и характер воспитательных возможностей педагога.
  3. Выявление резервных возможностей качества работы классных руководителейразличными метода­ми.

Классный руководитель  организует и направляет воспитательный процесс, он непосредственный воспитатель и наставник объединяет воспитательные усилия родителей и общества. Он заботится о всестороннем развитии учащихся, о трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в классе, в группе.

Какими же качествами должен обладать классный руководитель? Среди основных качеств личности классного руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость. Эти качества, конечно, необходимы каждому педагогу. Но особенно важно обладать ими классному руководителю. Ведь он воспитывает учащихся  и личными примерами, своим поведением. Немаловажное значение для классного руководителя имеют такие качества его личности, как увлеченность профессией, гуманное отношение к детям, требовательность к себе и своим ученикам.

Основное в деятельности классного руководителя – воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний. Классный руководитель отвечает за содержание воспитательного процесса. Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего учебного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом.

Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса или группы. Начиная работать с классным коллективом,  необходимо задать учащимся следующие вопросы: Какой, по твоему мнению, должна быть дружной группа? Как сделать так, чтобы группа стала дружной? Какие традиции уже есть в вашей группе? и. т. д. Ответы на эти вопросы дадут возможность создать в группе систему традиций и ценностей.

Классный руководитель формирует мотивацию к учению каждого отдельного ученика, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные методы и формы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, формирования демократической культуры в системе самоуправления.

К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и способностей учащихся,  забота об охране здоровья. Классный руководитель организует своевременную помощь отстающим ученикам.  

Таким образом, основными задачами классного  руководителя являются: сплочение детского коллектива, создание благоприятного психолого-нравственного климата, комфортного состояния для каждого ученика, создание условий самореализации, самораскрытия каждого ученика, коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтов между учениками, стимулирование позитивного поведения уч-ся, оказание помощи уч-ся в сложных, затруднительных ситуациях.

Сотрудничество классного руководителя и учащихся строится на принципах:

  1. Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
  2. Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
  3. Терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.
  4. Диалогичность и открытость в общении с учащимися.
  5. Отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
  6. Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
  7. Умение управлять своим настроением, не податься влиянию предвзятого мнения.
  8. Умение признавать ошибки.

Очень здорово, если классный руководитель, начиная работать с классным коллективом, может рассказать ребятам о принципах своего общения с ними, а также о своих бывших учениках, о том, как строились отношения в коллективе, о тех традициях и обычаях, которые существовали в классе или группе.

Обобщение передового педагогического опыта способствовало определению некоторых правил и заповедей   успешной работы  классного руководителя. К ним относят:

1.Будь честным и искренним.

2.Будь терпимым, принимай каждого ученика, его сильные и слабые стороны.

3.Оценивай не личность, а поступок.

4.Не будь равнодушным.

5.Будь открытым для общения с детьми, умей шутить.

6.Будь здоровым.

7.Если не прав, умей признать свои ошибки.

8.Будь настойчивым в достижении поставленных целей.

9.Умей управлять своим настроением.

10.Открытость классного руководителя;

11.Способность признать собственные промахи;

12.Способность понять и поддержать ученика;

13.Отсутствие категоричности в суждениях.

Итак, творчество педагога, классного руководителя является мощным стимулом в учебно-воспитательной работе, благоприятным основанием для выстраивания сотрудничества классного руководителя и ребят. Для этого в воспитательном процессе необходимо создать педагогические условия классному руководителю. Успех в работе классного руководителя достигается не только определенными качествами самого классного руководителя, но и тем как методически правильно организован воспитательный процесс, который имеет научную основу: принципы,  формы, содержание, используемые технологии и стили воспитательных мероприятий.

Результатом воспитательных мероприятий является не мифическое «повышение уровня воспитанности» класса или группы, что невозможно измерить, а реальное изменение отношений в коллективе, ребят друг к другу, к самим себе, к учителю, к учению, к родителям. Ребята должны становиться друг к другу добрее, у «отверженного» должен появиться товарищ, слабоуспевающий должен поверить в себя. Только такой результат воспитательной работы классного руководителя можно признать успешным. 

Несколько советов о том, как добиться успеха и избежать неудач при работе со студентами.

  1. Никогда не унижайте студента! Унизительные  слова автоматически настраивают его против вас. Студент не станет уважать вас после этого, никогда не станет доверять вам. Будет подчиняться вам из боязни наказания, но в будущем, когда перевес сил будет не в вашу пользу – он припомнит вам все.  
  2. Не прибегайте к угрозам. Угрозы унижают вас в глазах студента, т. к. понимает, что вы не можете справиться с ним, не можете убедить его разумным, нормальным способом.
  3. Не подкупайте студента оценками. Можно поощрить не учебную работу студент оценкой, но не надо из этого делать систему. Иначе студент превращает свои прямые обязанности в работу, за которую платят. Он учится уже не для того, чтобы добиться успеха, узнать что-то интересное, а для того, чтобы заработать себе хорошие оценки, за которые родители, в свою очередь, его поощрят.
  4. Не вынуждайте студента обещать вам что-либо. А если вы взяли с него слова, держите ситуацию на контроле.
  5. Не слишком опекайте своих студентов.
  6. Не требуйте слепого повиновения немедленно. Ни о каком командно-исполнительском воспитании и речи быть не может, если мы хотим воспитывать свободных людей, способных к самодисциплине и принятию самостоятельных решений.
  7. Будьте последовательны в своих просьбах
  8. Ставьте перед студентом задачи, соответствующие его индивидуальному уровню развития. Будьте реалистами. Дайте студенту такие задачи, которые выполнить в его силах. Иначе журнал будет полон двоек.  Или выполненный студентом макет, придется переделывать вам самим. 
  9. Не отдавайте распоряжения, если не намерены требовать их выполнения. Если уж вы  требуете привести родителей в техникум – доведите дело до конца.

 

Оригинал работы:

Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*