Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ данной работе представлены результаты учебно – исследовательской работы студента по указанной теме.
Генетика все более входит в повседневную жизнь людей, определяя будущее семьи и всего человечества, так как генетика и проблемы здоровья тесно связаны между собой.
В настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения известно около 10 тысяч наследственных признаков из них 5 тысяч приходится на наследственные заболевания, которые приобретают все больший удельный вес в общей патологии человека.
По утверждению Рубан Э.Д. практически все разделы клинической медицины включают наследственные болезни. Выявлено, что наследственная изменчивость весьма велика – в течение жизни человека приблизительно у 70% людей проявляются те или иные наследственные болезни. С наследственными и врождёнными заболеваниями рождаются от 4 до 6 процентов детей. Анализ статистических данных показывает, что за последние 50 – 60 лет встречаемость наследственных болезней проявляется чаще.
Таким образом, у большинства людей в течение жизни проявляется хотя бы одно серьёзное генетически обусловленное отклонение от нормы, снижающее работоспособность и продолжительность жизни человека.
Изучением наследственных заболеваний человека занимается медицинская генетика. Одной из главных задач которой является профилактика генетических заболеваний.
уделяется медико – генетическому консультированию.
Медицинская сестра, фельдшер вместе с врачом, могут активно участвовать в реализации профилактических мероприятий в медицинской практике. Для активного участия в профилактической работе медицинский работник должен иметь хорошую клинико – генетическую подготовку.
Высокий уровень подготовки специалиста предполагает владение знаниями о разнообразии наследственных болезней и механизмах их передачи.
Более полное знакомство студентов с наследственными и генетическими болезнями происходит при изучении дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики» на втором курсе.
Первое знакомство студентов с наследственными и генетическими заболеваниями происходить на уроках биологии при изучении раздела «Основы генетики». Изучая данный раздел, студенты и школьники изучают основные закономерности наследования признаков, при этом они лишь касаются понятия «наследственные болезни» при решении генетических задач и знакомятся, как правило, с такими заболеваниями как гемофилия и дальтонизм, фенилкетонурия, полидактилия. Это лишь незначительная часть из изученных 5000 наследственных болезней. Следовательно, знание студентов первого курса о наследственных болезнях минимальна.
Это подтверждает и результаты исследования, проведённое в форме анкетирования.
Анкетирование охватило студентов с 1 по 4 курсы (170 человек) Черемховского медицинского техникума, а также обучающихся 8 – 11 классов МОУ СОШ № 3 г. Черемхово (25 человек). В общей сложности приняло участие 195 обучающихся.
Анкетирование проводилось с целью:
Обучающимся были предложены следующие 4 вопроса:
Результаты анкетирования показало:
На первый вопрос: Перечислите, какие вы знаете наследственные (генетические) заболевания? ответили 179 человек, не ответили 16 человек.
Всего перечислено 59 заболеваний, из них 18 наследственных и генетических заболеваний, такие как: гемофилия, дальтонизм, болезнь Дауна, что составляет – 31%. Указанные 41 заболевание - это болезни, не имеющие наследственной природы, среди них были отмечены: сифилис, грипп, чесотка, угри, ВИЧ, гайморит, ДЦП и др., они составили 69 %.
На второй вопрос: Укажите механизмы передачи наследственных и генетических заболеваний. Ответили из 195 человек - 150, 49 человек не ответили. Из указанных 17 механизмов передачи наследственных болезней, верно, указаны 3 – это: через хромосомы, через гены и генная мутация – 18%, указанные неверно – 14 – это 82%, среди них указаны такие механизмы, как: половой, через кровь, фекальный, пищевой, воздушно – капильный и др.
На третий вопрос: Из каких источников вы узнали о наследственных и генетических болезнях? Ответы были таковы: на лекциях – 52 человека, из интернета – 52 человека, из СМИ – 47 человек, от родственников и близких – 10 человек.
На четвертый вопрос: Вы бы хотели пополнить свои знания о наследственных и генетических заболеваниях? Ответы таковы: хотели бы узнать больше – 176 человек – 90%, не хотели бы 19 человек – 10%.
Анализ анкетирования показал:
Таким образом, анализ анкетирования подтверждает необходимость создания атласа наследственных и генетических болезней с целью повышения интереса к такому роду заболеваний, изучению их многообразия и механизмов их наследования. Чтобы применять эти знания на практике в медико – генетическом консультировании и конкретно в профилактике данных болезней будущими медицинскими работниками. Расширение кругозора знаний школьников о наследственных болезнях – это уже профилактическое мероприятие по данной проблеме.
Выбор темы обусловлен интересом к изучению многообразия наследственных и генетических болезней, а также практической необходимостью создания учебного пособия «Атлас наследственных и генетических заболеваний», с целью повышения уровня осведомленности студентов и школьников о многообразии наследственных болезней и механизмах их передачи.
В данной работе изложен материал по изучению многообразия наследственных заболеваний и созданию учебного пособия «Атлас наследственных и генетических заболеваний».
Цель исследования: создать учебное пособие «Атлас наследственных и генетических заболеваний».
Объект исследования: многообразие наследственных и генетических болезней.
Предмет исследования: учебное пособие «Атлас наследственных и генетических заболеваний».
Задачи исследования:
Методы исследования:
ресурсов.
На теоретическом этапе работы по данной проблеме изучена специальная литература, содержание которой отражает описание и характеристику наследственных и генетических заболеваний и механизмы их наследования.
Глубокое изучение данного вопроса позволило отразить в атласе более полную информацию о наследственных и генетических заболеваниях.
Практический этап – это создание учебного пособия «Атлас наследственных и генетических болезней».
Изучение описаний и характеристик наследственных заболеваний.
Построение структуры учебного пособия, в которую входят: титульный лист, аннотация, предисловие, глоссарий, описания заболеваний, которые сопровождается рисунками и фотографиями.
В описании заболеваний изложены основные характеристики заболеваний, наследуемых в поколениях. Среди описаний заболеваний изложены характеристики, как хромосомных, так и генетических болезней. Среди изложенных описаний есть более полные характеристики – это заболевания, которые наиболее полно изучены. Также даны характеристики синдромов.
В профилактике распространения наследственных болезней данное учебное пособие играет важную роль, так как студенты, пользуясь атласом, повышают свою грамотность и становятся более профессиональными в вопросах наследственных болезней.
Таким образом, созданное учебное пособие является эффективным, так как оно делает процесс изучения наследственных болезней наиболее доступным и информационным для обучающихся.
Практической значимостью данной работы также заключается в использовании учебного пособия на уроках биологии и генетики. Учебное пособие размещено на компьютере в библиотеке техникума и в кабинете биологии.
Учебное пособие рекомендовано для использования на уроках биологии в общеобразовательных школах, оно также размещено в школьной библиотеке МОУ СОШ № 3 г. Черемхово.
Тема данной работы является перспективной, так как атлас требует дополнения описаний наследственных и генетических болезней, эту работу можно продолжать при изучении дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики» на втором курсе.
Оригинал работы: Атлас наследственных и генетических болезней
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.