Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаС основами генетики студенты знакомятся еще в курсе биологии 9 класса. Однако опыт работы в техникуме показал, что только часть детей может свободно оперировать генетическими терминами, решать задачи. На изучение темы «Законы генетики» отводится по учебному плану всего 2 часа. Этого крайне мало! Поэтому за счет вводной лекции в предмет, контрольно-обобщающих уроков я выделяю еще 4 часа .Таким образом, создаю серию занятий из 6 часов, где тематика распределяется следующим образом: « Наука генетика, цели, задачи. Основные понятия и термины»(2 часа), « Законы генетики: I,II законы Менделя, правило « чистоты гамет» (2 часа), «Законы генетики: III закон Менделя. Обобщение и контроль знаний» (2 часа).
Предлагаю вам методическую разработку 2-го занятия.
2-ое занятие (2 часа)
Законы генетики: I, II законы Менделя,правило « чистоты гамет».
Цели:
1. Образовательные:
2. Воспитательные:
3. Развивающие:
1. Оборудование: Компьютер, экран, проектор, инструктивные карты,учебник «Общая биология» Константинов В.М., Рязанова А.П Учебное пособие для СПО. – М., 2002.
Ход занятия
УЭ |
Основное содержание |
Указания к действию |
||||||
УЭ 0. Слайд 2 |
Интегрирующая цель:
|
|
||||||
УЭ 1. Слайд 2
Слайд 3
|
Цель: Повторить ранее изученный материал и подготовиться к изучению нового материала. Вводный тест: I. Выберите правильные ответы на вопросы 1. Совокупность генов 2. Как называются особи, дающие
расщепление в потомстве 3. Ген – это участок молекулы 4. Какие признаки называются
доминантными: 5. Фенотип – это совокупность: 6. Гибриды обозначаются II. Выберите правильное суждение 1. Доминантная гомозигота обозначается АА 2. гены, определяющие развитее одинаковых признаков, называются неаллельными 3. Родительские особи обозначаются F 4. Рецессивный признак – это подавляющий признак 5. Совокупность всех внешних и внутренних признаков называется фенотипом. 6. Наследственность – это свойство всех живых организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития. III. Выполни задание: Слева предлагается условие задачи. Справа – логическое следствие из этого условия. Заполните пропуски.
Выполнив задание, поменяйтесь тетрадями и сверьте ответы с ключом правильности. Выставите оценку, пользуясь критериями:
|
|
||||||
Слайд 4-5. |
Ключ ответов Уточни у товарища или учителя вопросы, на которые даны ошибочные ответы. |
Только после уточнения ошибочных ответов переходите к УЭ 2 |
||||||
УЭ 2 Слайд 6.
Слайд 7-9.
Слайд10.
Слайд 11.
Слайд 12.
|
Цель: познакомится с первым законом Г.Менделя Проблемный вопрос: Молодая пара мечтает о ребенке с голубыми глазами. Муж и жена имеют карие глаза. Возможно ли это? (Выскажите своё мнение) I. Прочитайте текст параграфа и ответьте на вопрос (устно): 1. Почему для изучения был выбран горох? 2. Какие признаки Г.Мендель рассматривал у гороха? 3. Что учитывал Г.Мендель при проведении своих опытов? 4. Почему скрещивание называют моногибридным? 5. В чём суть первого закона Г.Менделя? II. Запишите определение первого закона Г. Менделя III. Запишите схему скрещивания. Подпишите фенотипы. IV. Заполните пропуски в тексте. При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям (доминантной и рецессивной) и отличающихся друг от друга _____________ признаком, всё __________ поколение F окажется _________ и будет по фенотипу похоже на родителей. Сверьте ответы с ключом правильности. При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям (доминантной и рецессивной) и отличающихся друг от друга одним признаком, всё первое поколение F окажется единообразным и будет по фенотипу похоже на родителей
Формулировка I закона Менделя Попробуйте ответить на проблемный вопрос. (Устно) |
|
||||||
УЭ3 Слайд 13-14.
Слайд 15.
Слайд 16.
|
Цель: Познакомиться со вторым законом Г.Менделя, правилом « чистоты гамет». Научиться составлять схемы скрещивания. I. Послушайте рассказ учителя и ответьте на вопросы: 1. Как Г.Мендель получил второе поколение? 2. Сколько горошин он получил во втором поколении всего, и в каком соотношении по фенотипу? 3. Какой процесс помогает понять цитологические основы генетики? Что происходит в нём? 4. В чём сущность закона чистоты гамет? II. Запишите в тетрадь. 1. Сформулируйте второй закон Г. Менделя, закон чистоты гамет. 2. Запишите схему скрещивания. Подпишите фенотипы. 3. Используя схему скрещивания, решите генетическую задачу, используя правила оформления задач Ответ: F1 – по генотипу 100% Аа, по фенотипу – 100% желтые; F2 – по генотипу ¼ АА + ½ Аа + ¼ аа; 4. С какими генетическими закономерностями Вы познакомились? Формулировка II закона Менделя |
|
||||||
УЭ 5 Слайд 17.
Слайд 18-19. Слайд 20.
|
Цель: Применение полученных знаний для решения генетических задач. Попробуйте ответить на проблемный вопрос. (Устно). Решите задачи и сделайте выводы. Муж и жена кареглазые. У них родился голубоглазый ребёнок. Какой генотип должен быть у родителей? Возможно ли это? 1. Обозначь буквами генотип: рецессивная гомозигота - ….. 2. Какой закон отражает запись: Р ♀ простые бобы X ♂ вздутые бобы 3. Как называется признак у гибридов F1? 4. Какой закон отражает запись: Р от F1 ♀ простые бобы X ♂ простые
бобы 5. Как называется признак у 25% потомков F2? Сверьте ответы с ключом правильности. 1. Рецессивная гомозигота -аа. 2. Закон доминирования или Закон единообразия гибридов F1 3. Доминантный признак 4. Закон расщепления 5. Рецессивный признак Сообщение студентов « Жизнь и творчество Г.Менделя» |
Внимательно послушайте и запишите сообщение « Жизнь и творчество Г.Менделя» |
||||||
УЭ 6 Слайд21.
|
Цель: Подведение итогов. Определение домашнего задания. I. Прочитайте цель урока. II. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? III. Что помогало и что мешало вашей успешной работе на уроке IV. Что осталось непонятным?
Творческая работа: А) Составить родословную своей семьи (папа, мама, братья, сестры, бабушки, дедушки) по любому из внешних признаков. Б) Составить кроссворд на 10-12 слов Спасибо за работу! |
Д/З. Изучить статью «Генетика» по учебнику Константинова с. 59-66, ещё раз выполнить работу по карте |
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.