Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Преподавание темы «Генетика» в курсе биологии в СПО (из опыта работы)

15.03.2012 679 3790
Давыгора Марина Лютиевна
Давыгора Марина Лютиевна, преподаватель биологии, географии

Краснодарский политехнический техникум

С основами генетики  студенты знакомятся еще в курсе биологии 9 класса. Однако опыт работы в техникуме показал, что только часть детей может свободно оперировать генетическими терминами, решать задачи. На изучение  темы «Законы генетики» отводится по учебному плану всего 2 часа. Этого крайне мало! Поэтому за счет вводной лекции в предмет, контрольно-обобщающих уроков я выделяю еще 4 часа .Таким образом, создаю серию занятий из 6 часов, где тематика распределяется следующим образом: « Наука генетика, цели, задачи. Основные понятия и термины»(2 часа), « Законы генетики: I,II законы Менделя, правило « чистоты гамет» (2 часа), «Законы генетики: III закон Менделя. Обобщение и контроль знаний» (2 часа).


Предлагаю вам методическую разработку 2-го занятия.

 

2-ое занятие (2 часа)

Законы генетики: I, II законы Менделя,правило « чистоты гамет».

Цели:

1. Образовательные:

  • Формирование у студентов знаний о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании, законах единообразия гибридов первого поколения и расщепления, правиле чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.
  • Формирование умений составлять схемы скрещивания при решении генетических задач, использовать генетическую символику.

2. Воспитательные:

  • Воспитание всесторонне развитой компетентной личности через использование знаний основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем
  • Содействие формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы

3. Развивающие:

  • Развитие общеучебных умений и навыков – работы с инструктивными картами в рамках модуля.
  • Развитие познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики

1. Оборудование: Компьютер, экран, проектор, инструктивные карты,учебник «Общая биология» Константинов В.М., Рязанова А.П Учебное пособие для СПО. – М., 2002.


 Презентация.

 

Ход занятия


УЭ

Основное содержание

Указания к действию

УЭ 0. Слайд 2

Интегрирующая цель:

  • В результате овладения содержанием модуля вы познакомитесь с законами Г.Менделя, правилом частоты гамет, с цитологическими основами закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.
  • Будете уметь оперировать ими для объяснения закономерностей наследования признаков.
  • Научитесь составлять схемы скрещивания при решении генетических задач, использовать генетическую символику.
  • Запишите в тетрадь тему занятия
  • Внимательно прочитайте цель

УЭ 1. Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Слайд 3

 

 

Цель: Повторить ранее изученный материал и подготовиться к изучению нового материала.

Вводный тест:

I. Выберите правильные ответы на вопросы

1. Совокупность генов
А) генофонд Б) генотип В) ген

2. Как называются особи, дающие расщепление в потомстве 
А) гомозиготные Б) гетерозиготные В) доминантные

3. Ген – это участок молекулы
А) белка Б) РНК В) ДНК

4. Какие признаки называются доминантными:
А) Проявляются только у гомозиготных организмов, 
Б) проявляется как у гомо - так и гетерозиготных организмов
В) проявляется только у гетерозиготных организмов.

5. Фенотип – это совокупность:
А) генов данной популяции 
Б) внешних и внутренних признаков
В) генов организма

6. Гибриды обозначаются 
А) F Б) Р В) G Г) АА

II. Выберите правильное суждение

1. Доминантная гомозигота обозначается АА

2. гены, определяющие развитее одинаковых признаков, называются неаллельными

3. Родительские особи обозначаются F

4. Рецессивный признак – это подавляющий признак

5. Совокупность всех внешних и внутренних признаков называется фенотипом.

6. Наследственность – это свойство всех живых организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития.

III. Выполни задание:

Слева предлагается условие задачи. Справа – логическое следствие из этого условия. Заполните пропуски.

Условие

Следствие

Дано: Потомство доброй собаки Греты всё было доброй в нескольких поколениях

Следовательно ,доминирует ген ______, рецессивен ген ______ . Грета была ________ по данному признаку

Дано: Белая окраска шерсти кроликов определяется рецессивным геном.

Следовательно, белые кролики _________по признаку и все гаметы содержали _________.

Выполнив задание, поменяйтесь тетрадями и сверьте ответы с ключом правильности.

Выставите оценку, пользуясь критериями:

  • “о” ошибки – “5”
  • “1-2” ошибки – “4”
  • “3-4”ошибки – “3”
  • “5” и более - “2”

 

Слайд 4-5.

Ключ ответов

Уточни у товарища или учителя вопросы, на которые даны ошибочные ответы.

Только после уточнения ошибочных ответов переходите к УЭ 2

УЭ 2

Слайд 6.

 

 

 

 

Слайд 7-9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд10.

 

 

 

 

Слайд 11.

 

 

 

 

 

 

Слайд 12.

 

Цель: познакомится с первым законом Г.Менделя

Проблемный вопросМолодая пара мечтает о ребенке с голубыми глазами. Муж и жена имеют карие глаза. Возможно ли это? (Выскажите своё мнение)

I. Прочитайте текст параграфа и ответьте на вопрос (устно):

1. Почему для изучения был выбран горох?

2. Какие признаки Г.Мендель рассматривал у гороха?

3. Что учитывал Г.Мендель при проведении своих опытов?

4. Почему скрещивание называют моногибридным?

5. В чём суть первого закона Г.Менделя?

II. Запишите определение первого закона Г. Менделя

III. Запишите схему скрещивания. Подпишите фенотипы.


IV. Заполните пропуски в тексте.

При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям (доминантной и рецессивной) и отличающихся друг от друга _____________ признаком, всё __________ поколение F окажется _________ и будет по фенотипу похоже на родителей.

Сверьте ответы с ключом правильности.

При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям (доминантной и рецессивной) и отличающихся друг от друга одним признаком, всё первое поколение F окажется единообразным и будет по фенотипу похоже на родителей

 

 Формулировка I закона Менделя

Попробуйте ответить на проблемный вопрос. (Устно)

  • Прочитайте цель занятия
  • Работа с группой
  • Прочитайте текст  учебника на с.60-61
  • Работа в паре.
  • Работайте индивидуально в тетради

 

УЭ3

Слайд 13-14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 16.

 

ЦельПознакомиться со вторым законом Г.Менделя, правилом « чистоты гамет». Научиться составлять схемы скрещивания.

I. Послушайте рассказ учителя и ответьте на вопросы:

1. Как Г.Мендель получил второе поколение?

2. Сколько горошин он получил во втором поколении всего, и в каком соотношении по фенотипу?

3. Какой процесс помогает понять цитологические основы генетики? Что происходит в нём?

4. В чём сущность закона чистоты гамет?

II. Запишите в тетрадь.

1. Сформулируйте второй закон Г. Менделя, закон чистоты гамет.

2. Запишите схему скрещивания. Подпишите фенотипы.


3.     Используя схему скрещивания, решите генетическую задачу, используя правила оформления задач


Ответ: F1 – по генотипу 100% Аа, по фенотипу – 100% желтые; F2 – по генотипу ¼ АА + ½ Аа + ¼ аа;

4. С какими генетическими закономерностями Вы познакомились?

Формулировка II закона Менделя

  • Прочитайте цель
  • Внимательно слушайте рассказ педагога
  • Для ответов на вопросы используйте текст статьи учебника с.60-61
  • Работа в паре.
  • Работайте индивидуально в тетради
  • Перепишите задачу в тетрадь
  • Сделайте вывод

УЭ 5

Слайд 17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 18-19.

Слайд 20.

 

Цель: Применение полученных знаний для решения генетических задач.

Попробуйте ответить на проблемный вопрос. (Устно).

Решите задачи и сделайте выводы.

Муж и жена кареглазые. У них родился голубоглазый ребёнок. Какой генотип должен быть у родителей? Возможно ли это?

1. Обозначь буквами генотип:

рецессивная гомозигота - …..
доминантная гомозигота - …..
гетерозигота - …..

2. Какой закон отражает запись:

Р ♀ простые бобы X ♂ вздутые бобы
Fпростые бобы (100%)

3. Как называется признак у гибридов F1?

4. Какой закон отражает запись:

Р от F♀ простые бобы X ♂ простые бобы 
Fпростые (75%) : вздутые (25%)

5. Как называется признак у 25% потомков F2?

Сверьте ответы с ключом правильности.

1. Рецессивная гомозигота -аа.
доминантная гомозигота - АА.
гетерозигота - Аа.

2. Закон доминирования или Закон единообразия гибридов F1

3. Доминантный признак

4. Закон расщепления

5. Рецессивный признак

Сообщение студентов « Жизнь и творчество Г.Менделя»

  • Прочитайте цель
  • Индивидуальная работа в тетради
  • После решения каждой задачи
  • Объясните её решение и сделайте вывод(устно)
  • Задание выполняется письменно в тетрадь индивидуально.
  • Взаимопроверка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно послушайте и запишите сообщение « Жизнь и творчество Г.Менделя»

УЭ 6

Слайд21.

 

ЦельПодведение итогов. Определение домашнего задания.

I. Прочитайте цель урока.

II. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

III. Что помогало и что мешало вашей успешной работе на уроке

IV. Что осталось непонятным?

  • Внимательно просмотрите записи урока, уточните у товарища или у учителя непонятные Вам моменты.
  • Сдайте тетради на проверку учителю.
  • Если Вы отработали все учебные элементы, то домашнее задание – это творческая работа.
  • Если какие – либо УЭ не отработаны, то возьмите модуль домой, проделайте задания, используя статью учебника на с. 59-66.Решите задачу.

Творческая работа: А)  Составить родословную своей семьи (папа, мама, братья, сестры, бабушки, дедушки) по любому из внешних признаков.

Б) Составить кроссворд на 10-12 слов

Спасибо за работу!

  • Прочитайте цель
  • Индивидуально.
  • Вместе с группой

Д/З. Изучить статью «Генетика» по учебнику Константинова с. 59-66, ещё раз выполнить работу по карте




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*