Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

06.12.2016 343 499
Хабибулина Елена Владимировна
Хабибулина Елена Владимировна, преподаватель

Поволжский строительно-энергетический колледж им. П. Мачнева

Немецкий учёный М. Петенкофер писал:

«…не зная цену здоровью, полученному по наследству,

мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем.

Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда у нас

является желание его сохранить, когда мы из здоровых

превращаемся в больных…».

 

Успешность обучения в учебном заведении определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в техникум, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

В настоящее время образовательный процесс характеризуется его интенсификацией, и именно с этим фактором специалисты связывают 40% детско-подростковой патологии, т.к. частое следствие интенсификации учебного процесса – возникновение у студентов состояний усталости, утомления, переутомления. В свою очередь переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.

В связи с этим проблема здоровья студентов сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно преподаватель в состоянии сделать для здоровья современного студента больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто преподаватель должен работать так, чтобы обучение студентов в техникуме не наносило ущерба здоровью учащихся.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения, т.е. цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить студенту возможность сохранения здоровья за период обучения в техникуме. 

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий обучения применяются следующие группы средств:
1) Средства двигательной направленности;
2) Гигиенические факторы;
3) Психолого-педагогические факторы.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – физкультминутки , эмоциональные разрядки, подвижные игры с дидактической направленностью.
В течение дня концентрация внимания не одинакова – она колеблется. У каждого человека есть свои собственные циклы, длительность которых от 90 до 110 минут. В конце каждого такого цикла мозг нуждается в кратковременном отдыхе.

В среднем юноши и девушки 14-18 лет могут интенсивно, без перерывов учиться в течение 12-15 минут После этого должна обязательно следовать пауза.

Существуют и другие причины необходимости введения в процесс обучения пауз и фаз рефлексии. Эти причины следующие:
1.Многое в процессе обучения происходит неосознанно и спонтанно. Для осмысления и структурирования результатов обучения требуется специальное время.
2.Для того, чтобы найти в обучении свои личностные смыслы, человеку необходимо время, свободное от поступления новой информации и решения задач.
3.После завершения урока учебный процесс еще долго не заканчивается. Не сознавая этого, мы в течение какого-то времени перерабатываем эту информацию. На житейском языке это звучит обычно таким образом: «эта информация должна отлежаться».
Все это означает, что после интенсивной работы необходим перерыв, во время которого активизируются отделы головного мозга, не работающие ранее.

Упражнения для физкультминуток выполняют важные функции:

1. Они снижают уровень напряжения и дают возможность ученикам расслабиться.
2. Они делают процесс обучения более эффективным, поскольку активизируют все важнейшие системы человеческого организма.
3. Они создают в группе обстановку доверия и доброжелательности.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятия, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений, ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления. Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Основные гигиенические критерии рациональной организации урока ( по Н.К.Смирнову ). Факторы урока Гигиенический рациональный уровень урока
Плотность урока Не менее 60% и не более 75-80%
Число видов учебной деятельности 4 – 7
Средняя продолжительность различных видов деятельности Не более 10 мин.
Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7 – 10 мин.
Число видов преподавания Не менее 3
Чередование видов преподавания Не позже чем через 10 – 15 мин.
Наличие эмоциональных разрядок (число) 2 – 3
Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами
Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся
Физкультминутки Две за урок. Состоящие из 3 легких упражнений, по 3 – 5 повторений каждого Психологический климат : преобладают положительные эмоции.
Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности) Не ранее чем через 40 мин.

В последние годы на фоне экологического и социального неблагополучия и продолжающейся интенсификации школьного образования отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. 
Одной из важнейших задач по реализации здоровьесберегающих технологий является использование активных, творческих методов обучения. Их применение снижает риск появления у студентов переутомления, способствует более гармоническому развитию личности. 

Творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение студента в творческий процесс не только природосообразно, способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими, насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.

Следует помнить, что содержание и формы учебной деятельности оказывают серьезнейшее влияние (положительное или негативное) на состояние и перспективы здоровья детей. Учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся.

 

Оригинал работы:

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*