Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Тенденции формирования теории и методики физического воспитания в системе знаний о физической культуре

02.12.2016 2353 4093
Плетнева Вита Игнацасовна
Плетнева Вита Игнацасовна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

Исторически физическая культура стала объектом специальных научных исследований значительно позже, чем ряд других сторон социальной реальности. Это не значит, что до развертывания таких исследований она вообще не получала познавательного отображения в сознании человека и общества. Естественно, получала, однако главным образом эмпирически и как элемент недифференцированного мировосприятия. Причем философы уже в древности отнюдь не поверхностно осмыслили единство физического и духовного развития индивида и выдающуюся роль физической культуры как одного из неотъемлемых факторов гармонического развития, проникновенно раскрыли высочайшую ценность физической культуры в деле сбережения и упрочения человеческого здоровья ее особую значимость как фактора физического воспитания индивида и незаурядную роль в духовном развитии личности.

Не случайно четко выражающие это афоризмы рождены еще в античные времена и дошли до нашего времени (как, к примеру, «ничто не вызывает такого истощения и разрушения организма, как длительное физическое бездействие», «В здоровом теле – здоровый дух», «Если хочешь быть  умным – бегай! Если хочешь быть красивым – бегай! Если хочешь быть сильным – бегай!» и многие мудрые речения подобного рода).

В деятельностном аспекте физическая культура представляет прежде всего в качестве способов двигательной деятельности, отлаженных по нормам (правилам, принципам и закономерностям), действующим в сфере функционирования данной культуры. Это значит, что к физической культуре относится не всякая физическая активность индивида, а только те ее формы и режимы, которые преобразованы так, чтобы обеспечивать направленное формирование рационально усовершенствованных двигательных умений и развивающие воздействия на деятельностные физические качества и сопряженные с ними способности индивида, противодействовать влиянию неблагоприятных факторов, грозящих нарушениями здоровья, удовлетворять те или иные потребности, вытекающие из необходимости благотворно воздействовать на физическое состояние и развитие человека.

Физическая культура, рассматриваемая в деятельностном аспекте, включает ряд процессуальных форм, т.е. системно упорядоченных процессов целесообразно-направленного использования слагаемых физической культуры. Важнейший и наиболее распространенный из таких процессов – процесс физического воспитания. Как указывает его наименование, это один из видов воспитания в широком смысле понятия «воспитание». Хотя последнее понятие («воспитание») нередко почему-то неоправданно суживают, ограничивая лишь духовным (нравственным, интеллектуальным, эстетическим) воспитанием, современная, да и не только современная, педагогика признает, что это понятие относится к любому виду воспитания, представляющему собою процесс целенаправленного систематического воздействия на развитие индивида (как духовное, так и физическое), осуществляемое в соответствии с педагогическими закономерностями. Физическое воспитание, несомненно, представляет собой один из основных специфических видов воспитания.

Специфика этого вида воспитания заключается главным образом в том, что его определяющее содержание обеспечивает направленное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, а также направленное воздействие на развитие индивидуальных физических качеств и базирующих на них двигательных способностей, причем на этой основе обеспечивается и содействие развитию личности. Имея в виду различные слагаемые этого специфического содержания физического воспитания, в нем различают две стороны: обучение двигательным действиям (что иначе, более широко, называют физическим или физкультурным образованием) и воспитание физических качеств индивида в единстве с базирующимися на них двигательными способностями. Ясно, что в целостно отлаженной системе воспитания органически связывается с интеллектуальным, нравственным и эстетическим воспитанием. В такой сопряженности физическое воспитание приобретает значение одного из главных факторов становления и всестороннего развития личности.

По характеру своего содержания теория физической культуры относится к интегративным наукам. В ней представлены прежде всего человековедческие, культуроведческие и педагогические аспекты. Вместе с тем в ней широко представлено и естественно-научное содержание, поскольку теория физической культуры ориентирована, кроме всего прочего, на познание особенностей именно той части культуры, которая является специфическим фактором совершенствования естественных (природных) качеств и способностей человека, оптимизации его физического состояния и физического развития. В качестве наиболее широко обобщающей области научных знаний о физической культуре ее общая теория призвана, как сказано, интегративно-целостно осмысливать по возможности всю совокупность основных компонентов, самых существенных свойств и связей, составляющих и объединяющих различные стороны физической культуры как целостного многогранного явления, выявлять ее фундаментальные естественнее и социальные основы, а также связи с другими явлениями, вскрывать и истолковывать в итоге общие закономерности ее функционирования, целесообразно направленного использования и дальнейшего прогресса в обществе. В этом заключается основная проблематика и предмет теории физической культуры. Таким образом, теория физической культуры есть интегративная система научных знаний о сущности физической культуры, взятой в целом, об общих закономерностях ее формирования, функционирования, направленного использования и дальнейшего развития прежде всего в системе факторов воспитания, социального формирования личности и оптимального развития жизненных сил человека. В гуманном обществе теория физической культуры, как и все отрасли науки, непосредственно касающиеся судьбы человека, служит делу обеспечения его всестороннего гармоничного развития как активного члена общества.

Как и любая другая социально ориентированная наука, теория физической культуры не является, так сказать, бесстрастным регистратором изучаемых ею явлений – она преследует вполне определенные социальные цели. В ходе строительства подлинно гуманного общества она служит общему делу создания условий для всестороннего гармоничного развития человека, воспитания социально активной личности, содействует эффективному использованию и умножению ценностей физической культуры в этих целях.

Теория физической культуры, ее общие основы и отрасли связаны со многими гуманитарными и естественными науками. Повторим, что особенно тесные связи объединяют ее с культуроведением (общей теорией культуры), социологией, теорией управления социальными процессами и общей теорией воспитания (педагогикой). Как бы на границах теории физической культуры и этих наук возник ряд смежных специализированных дисциплин, рассматривающих физическую культуру в социологическом, организационно-управленческом и педагогическом аспектах, - социология физической культуры, теория организации и управления физкультурным движением, теория и методика физического воспитания (как отрасль теории физической культуры, имеющая в основном педагогическое содержание). Теория физической культуры широко пользуется материалами этих дисциплин и, в свою очередь, обогащает их. Существенное значение для теории физической культуры имеются также материалы психологического изучения физкультурной практики, особенно в аспекте таких формирующихся отраслей психологической науки, как социальная психология и психопедагогика физкультурного движения.

Вместе с тем теория физической культуры теснее, чем ряд других дисциплин культуроведческого характера, связана с естественными науками. Ведь в предмет ее сходит выяснение закономерностей направленного оптимизирующего воздействия на естественные свойства человека, на функции и структуры его организма, на процесс их развития. Поэтому разработка научной теории физической культуры не мыслится без широкой опоры на исследовательские материалы биологических наук, изучающих человека, закономерности его функционирования и развития. Особый интерес в связи с этим представляют теория онтогенеза (индивидуального развития) и филогенеза (развития в процессе смены поколений), теория адаптации к факторам внешней среды, физиологический, биохимический, биофизический и другие естественно-научные аспекты изучения двигательной деятельности и ее воздействия на человека. То же самое надо сказать о гигиенических и медицинских аспектах рационализации физкультурной деятельности.

В общем, трудно назвать отрасль науки, касающуюся человека, с которой не было бы так или иначе связана теория физической культуры. Как и любая широко обобщающая дисциплина, она использует достижения многих пограничных наук. При этом, что тоже уже подчеркивалось, она не подменяет дисциплины и не поглощает всего их конкретного содержания, а выделяет и синтезирует в характерном для нее теоретико-интегративном аспекте лишь то существенное общее, что соответствует ее собственному смыслу.

В своем современном виде теория физической культуры как учебная дисциплина включает четыре крупных раздела.

  1. Введение в теорию физической культуры, где определяются исходные категории (понятия), составляющие основной понятийный аппарат теории физической культуры, очерчивается ее предмет, методы исследования; здесь же дается систематизационная характеристика основных социальных функций и форм физической культуры, прослеживаются тенденции ее развития в обществе.
  2. Общие основы теории физического воспитания. Содержание этого раздела является в значительной мере традиционным в сложившейся науке о физическом воспитании. Здесь рассматриваются общие черты и закономерности физического воспитания как педагогически направленного процесса использования факторов физической культуры в образовательно-воспитательных целях, основные задачи, решаемые в процессе физического воспитания, используемые для этого средства и методы, принципы построения занятий и управления их эффектом и т.д. Особое внимание при этом уделяется характеристике определяющих черт обучения и воспитания в системе физического воспитания, являющейся высшим типом организации социальной практики физического воспитания.
  3. Характеристика типичных направлений и форм использования физической культуры в обществе. В этом разделе анализируются особенности различных направлений и соответствующих им форм целесообразного использования физической культуры в структуре образа жизни людей, особенно в основных сферах жизнедеятельности. Конкретнее говоря, здесь рассматриваются особенности физической культуры в системе общего образования, в образе жизни основного контингента населения и в рамках профессионально-прикладной подготовки, в том числе в системе научной организации труда и в сфере повседневного быта, анализируется при этом и спорт, как один из основных компонентов физической культуры, и специфические формы спортивной деятельности (спортивная тренировка, состязания).
  4. Научно-прикладные основы дифференцированного использования физической культуры в возрастном аспекте. Проблемы целесообразного применения факторов физической культуры рассматриваются в данном разделе как бы в «возрастном разрезе», т.е. применительно к особенностям основных этапов возрастного развития человека. Одновременно характеризуются особенности физкультурных занятий, связанные с изменением конкретных условий жизнедеятельности в процессе жизни.

Таким образом, курс теории физической культуры включает обширный комплекс знаний, входящих в теоретический фундамент профессионального образования специалистов. Его значение состоит не только в ценности самих этих знаний. Не менее важно, что он дает возможность будущему специалисту целостно осмыслить суть профессиональной деятельности во всей сфере физической культуры, раздвигает тем самым его кругозор за рамки узкой специальности, связывает ее с общим делом всех работников физкультурного фронта и всем этим содействует формированию широкого профессионального мировоззрения, которым должен обладать специалист нового типа.

 

Литература

 

  1. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб.: Университетская книга, 1997.
  2. Введение в теорию физической культуры / Под общ. ред. Л.П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1983.
  3. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. Кишинев: Штинца, 1989.
  4. Всесоюзная дискуссия по проблемам развития теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1976. № 3.
  5. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект). Л.: ГДОИФК, 1988.
  6. Матвеев Л.П. Вопросы формирования общетеоретических основ физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 1975. № 11.
  7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991.
  8. Очерки по теории физической культуры / Под общ. ред. Л.П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1984.
  9. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1986.
  10. Теория и методика физической культуры / Под общ. ред. Ю.Л. Курамшина и В.И. Попова. СПб.: ГАФК, 1999.

 

Оригинал работы:

Тенденции формирования теории и методики физического воспитания в системе знаний о физической культуре




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*