Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материала«Практика без теории ценнее, чем теория без практики»
Марк Фабий Квинтилиан, римский ритор.
Не секрет, что основной задачей учебного заведения среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста востребованного в своей профессиональной сфере.
Изменения, происходящие в современном российском обществе, не могли не коснуться
системы профессионального образования. Время перемен потребовало новых подходов, новой стратегии развития образовательных организаций.
Российское фундаментальное образование создавалось на знаниевой парадигме. Образовательный процесс строился в соответствии с дидактической триадой «Знания – умения – навыки». Причем основное внимание уделялось усвоению знаний. Долгие годы у нас бытовала установка, что молодым людям достаточно дать знания. В результате такого подхода Россия пришла к ситуации, когда реальная экономика стала испытывать нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров [1].
Дефицит высококвалифицированных рабочих и техников уже стал одним из факторов, сдерживающих экономическое развитие, как целых отраслей, так и регионов.
На рынке труда все более востребованными становятся специалисты, как по традиционным профессиям, так и принципиально новым, не имеющим отечественных аналогов.
В этих условиях закономерно встает вопрос о подготовке специалистов новой формации, способных быстро и адекватно войти в производственный процесс, обеспечивая прирост новых современных компетенций в организациях [2].
Переориентация на рыночные отношения потребовала серьезных изменений в системе профессионального образования. При приеме на работу работодателей интересует не столько формат теоретических знаний выпускников учебных заведений, сколько их готовность к осуществлению профессиональной деятельности.
Перед образовательными учреждениями профессионального образования стоят задачи по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту и профессиональной мобильности.
В настоящее время государство и бизнес-сообщество ставит перед образовательными учреждениями задачу – подготовить настоящих специалистов, а не просто выпускников с дипломными корочками.
В документах Второго международного Конгресса ЮНЕСКО подчеркнуто, что XXI век принесет с собой радикально иную экономику и общество, а это неизбежно окажет влияние на техническое и профессиональное образование, которое призвано обеспечить «мост в будущее посредством качественной подготовки квалифицированных специалистов» [3].
В системе современного образования актуальной является разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий, повышающих интенсивность, качество, уровень мотивации, привлекательность процесса познания [2].
Одним из путей решения данных проблем и совершенствования подготовки специалистов является применение дуальной системы в профессиональном образовании.
В плане подготовки квалифицированного специалиста – дуальная система на сегодняшний день признана самым эффективным инструментом, т.к. здесь теория и практика чередуются. Благодаря увеличению роли практической подготовки студентов, будущие рабочие осваивают производственные навыки уже на стадии обучения. Достигается это путем увеличения практической составляющей учебного процесса и проведения занятий непосредственно на рабочем месте.
Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения с периодами производственной деятельности. Учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с теоретическими занятиями в образовательном учреждении обучающиеся приобретают практический опыт на конкретном предприятии. Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики [2].
Социальное партнерство в профессиональном образовании – это особый тип взаимодействия образовательной организации с различными институтами рынка труда, то есть с предприятиями – работодателями, департаментом службы труда и занятости населения, общественными организациями, ВУЗами.
Основная цель социального партнерства – это содействие процессу подготовки конкурентоспособных квалификационных работников, адаптированных к быстрым изменениям рынка труда.
Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства. Для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации. Для молодых людей дуальное обучение — отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены.
Работодатели, в конечном счете, получают готового специалиста, досконально знакомого с особенностями работы именно этого предприятия (организации). Подготовленные кадры по окончании обучения сразу же могут быть задействованы в производстве: необходимость профессиональной адаптации отпадает.
Высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы, объясняется тем, что она отвечает кровным интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства. Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, при этом - экономя на расходах в поиске и подборе работников, их переучиванию и адаптации. Появляется возможность отобрать самых лучших студентов, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными, а у студентов появляется мотивация учиться не для галочки [2].
Использования дуальной системы обучения имеет следующие преимущества по сравнению с традиционной:
Во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближенно к запросам производства.
Во-вторых, достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Обучающиеся, сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано. Позиция пассивного потребителя учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста на производстве, которому надо принимать решения и нести за них ответственность. Обучающийся раньше адаптируется к производственным отношениям в коллективе, учится социальным поступкам.
В-третьих, работает принцип «от практики к теории», студент больше работает не с текстами и знаковыми системами, а с производственными ситуациями. Сложные теории легче осваиваются через практику и решение реальных профессиональных задач.
В-четвертых, оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. С первых дней учащийся большую часть времени проводит на рабочем месте, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях.
В-пятых, преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть всеми новшествами на производстве.
В-шестых, снижается нагрузка на бюджет. Часть затрат по профессиональному обучению несет предприятие [3].
Для будущих выпускников дуальное обучение:
- обеспечивает плавное вхождение выпускников в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой;
-позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе;
-формирует социальную компетентность, ответственность;
-предоставляет обучающимся прекрасные возможности для управления собственной карьерой.
Для того чтобы внедрять дуальное обучение, необходимо:
-работа в тесном контакте с базовыми предприятиями, имеющим возможность внедрения дуальной системы обучения;
-разработать совместно с работодателями рекомендации для предприятий по внедрению дуальной модели обучения;
-обеспечить создание или выделение на предприятиях ученических мест и мастерских для обучения по дуальной системе;
-ввести обязательную стажировку преподавателей специальных дисциплин на рабочем месте [2].
Концепция дуальной системы профессионального образования базируется на усилении практической направленности при подготовке специалистов через синтезирование учебного и производственного процессов, что существенно увеличивает возможность профессиональной мобильности выпускников учебных учреждений. Дуальная система является действенным и гибким механизмом, позволяющим готовить высококвалифицированных специалистов, востребованных в современных условиях рыночной экономики предприятиями различных сфер деятельности. Ни одно образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.
Список литературы:
1. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. Равен Джон. //М., 2002.
2. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учебных заведений: в 2 т. Т.1: Дидактика / Н.А. Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С 90-380.
3. Сборник научно-методических статей. Выпуск 6./ Под общ.ред. М. А. Гусаковского. МинскБГУ, 2008. , С. 244.
Оригинал работы:
Внедрение элементов дуальной системы обучения как средство повышения качества образования
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.