Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Внедрение элементов дуальной системы обучения как средство повышения качества образования

02.12.2016 311 452
Цапко Светлана Борисовна
Цапко Светлана Борисовна, преподаватель

Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства

«Практика  без  теории  ценнее,  чем  теория  без  практики» 

  Марк  Фабий  Квинтилиан, римский ритор.

Не секрет, что основной задачей учебного заведения среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста  востребованного в своей профессиональной сфере.

Изменения, происходящие в современном российском обществе, не могли не коснуться

системы профессионального образования. Время перемен потребовало новых подходов, новой стратегии развития образовательных организаций.

Российское  фундаментальное  образование  создавалось  на  знаниевой  парадигме. Образовательный  процесс  строился  в  соответствии  с  дидактической  триадой  «Знания – умения – навыки».  Причем  основное  внимание  уделялось  усвоению  знаний. Долгие  годы  у  нас  бытовала  установка,  что  молодым людям достаточно  дать  знания.  В результате такого  подхода Россия  пришла  к  ситуации,  когда реальная экономика стала испытывать нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров [1].

Дефицит высококвалифицированных рабочих и техников уже  стал  одним  из факторов, сдерживающих экономическое развитие,  как целых отраслей, так и регионов.

На рынке труда все более востребованными становятся специалисты, как по традиционным профессиям, так и принципиально новым, не имеющим отечественных аналогов.

В  этих условиях закономерно  встает вопрос о подготовке  специалистов новой формации, способных  быстро  и  адекватно  войти  в  производственный  процесс, обеспечивая прирост новых современных компетенций в организациях [2]. 

Переориентация на рыночные отношения потребовала серьезных изменений в системе профессионального образования. При приеме на работу работодателей интересует не столько  формат теоретических знаний выпускников учебных заведений, сколько их готовность к  осуществлению  профессиональной деятельности.

Перед образовательными учреждениями  профессионального образования стоят задачи по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту и профессиональной мобильности.      

В настоящее время государство и бизнес-сообщество ставит перед образовательными учреждениями  задачу  –  подготовить  настоящих  специалистов,  а  не  просто  выпускников  с дипломными  корочками.   

В документах Второго  международного  Конгресса  ЮНЕСКО  подчеркнуто,  что  XXI  век принесет  с  собой  радикально  иную  экономику  и  общество,  а  это  неизбежно  окажет  влияние  на техническое  и  профессиональное  образование,  которое  призвано  обеспечить  «мост  в  будущее посредством качественной подготовки квалифицированных специалистов» [3]. 

В системе современного образования актуальной является разработка и внедрение в учебный процесс  педагогических  технологий, повышающих интенсивность, качество, уровень  мотивации, привлекательность процесса познания [2].

Одним из путей решения данных проблем и совершенствования подготовки специалистов является применение дуальной системы в профессиональном образовании.

В  плане  подготовки  квалифицированного специалиста – дуальная система  на  сегодняшний  день  признана  самым  эффективным инструментом,  т.к.  здесь  теория  и практика чередуются. Благодаря увеличению роли практической подготовки студентов, будущие рабочие осваивают производственные навыки уже на стадии обучения. Достигается это путем увеличения практической составляющей учебного процесса и проведения занятий непосредственно на рабочем месте.

Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения с пе­риодами производственной деятельности. Учебный процесс организуется следующим образом: па­раллельно с теоретическими занятиями в образовательном учреждении обучающиеся приобретают практический опыт на конкретном предприятии. Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики [2].

Социальное партнерство в профессиональном  образовании – это особый тип взаимодействия образовательной организации с различными институтами рынка труда, то есть с предприятиями – работодателями,  департаментом  службы  труда  и  занятости  населения,  общественными организациями, ВУЗами.

Основная  цель  социального  партнерства  –  это  содействие  процессу  подготовки конкурентоспособных  квалификационных  работников, адаптированных  к  быстрым изменениям рынка труда.

Дуальная  система  отвечает  интересам  всех  участвующих  в  ней  сторон  —  предприятий, работников,  государства.  Для  предприятия — это  возможность  подготовить  для  себя  кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации. Для  молодых  людей  дуальное  обучение  —  отличный  шанс  рано  приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены.

Работодатели, в конечном счете, получают готового специалиста, досконально знакомого с особенностями работы именно этого предприятия (организации). Подготовленные кадры по окончании обучения сразу же могут быть задействованы в произ­водстве: необходимость профессиональной адаптации отпадает.

Высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы, объясняется тем, что она отвечает кровным интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства. Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, при этом - экономя на расходах в поиске и подборе работников, их переучиванию и адаптации. Появляется возможность отобрать самых лучших студентов, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными, а у студентов появляется мотивация  учиться не для галочки [2].

Использования дуальной системы обучения имеет следующие преимущества по сравнению с традиционной:

Во-первых,  обеспечивается  высокий процент  трудоустройства  выпускников,  т.к.  они полностью  отвечают  требованиям  работодателя.  Обучение  максимально  приближенно  к  запросам производства.

Во-вторых,  достигается высокая мотивация в получении  знаний.  Формируется новая психология  будущего  работника.  Обучающиеся,  сначала  закрепившись  на  предприятии  в  качестве потенциальных  работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано. Позиция  пассивного потребителя учебной информации сменяется инициативной  позицией специалиста на производстве,  которому  надо  принимать  решения и  нести  за  них  ответственность. Обучающийся  раньше  адаптируется  к  производственным  отношениям  в  коллективе,  учится социальным поступкам.

В-третьих, работает принцип «от практики к теории», студент больше работает не с текстами и  знаковыми  системами,  а  с  производственными ситуациями. Сложные  теории легче осваиваются через практику и решение реальных профессиональных задач.

В-четвертых, оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. С первых дней учащийся  большую часть времени проводит на рабочем месте, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают  возможность  оценить  уровень  подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях.

В-пятых, преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть всеми новшествами на производстве.

В-шестых, снижается нагрузка на бюджет.  Часть  затрат  по  профессиональному обучению несет предприятие [3].

Для будущих выпускников дуальное обучение: 

- обеспечивает  плавное  вхождение  выпускников  в  трудовую  деятельность,  без неизбежного для  других  форм  обучения  стресса,  вызванного  недостатком  информации  и  слабой  практической подготовкой;

-позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе; 

-формирует социальную компетентность,  ответственность; 

-предоставляет  обучающимся  прекрасные  возможности  для  управления  собственной карьерой.

Для того чтобы внедрять дуальное обучение, необходимо:

-работа  в  тесном  контакте  с  базовыми  предприятиями,  имеющим  возможность  внедрения дуальной системы обучения;

-разработать  совместно  с  работодателями  рекомендации  для  предприятий  по  внедрению дуальной модели обучения;

-обеспечить создание  или  выделение на предприятиях ученических мест и мастерских для обучения по дуальной системе;

-ввести обязательную стажировку преподавателей специальных дисциплин на рабочем месте [2].

Концепция дуальной системы профессионального образования базируется на усилении практической направленности при подготовке специалистов через синтезирование учебного и производственного процессов, что существенно увеличивает возможность профессиональной мобильности выпускников учебных учреждений. Дуальная система является действенным и гибким механизмом, позволяющим готовить высококвалифицированных специалистов, востребованных в современных условиях рыночной экономики предприятиями различных сфер деятельности. Ни одно образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере. 

 

Список литературы:

1. Компетентность  в  современном  обществе.  Выявление,  развитие  и реализация.   Равен  Джон. //М., 2002.

2. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учебных заведений: в 2 т. Т.1: Дидактика / Н.А. Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С 90-380.

3. Сборник научно-методических статей. Выпуск 6./ Под общ.ред. М. А. Гусаковского. МинскБГУ, 2008. , С. 244.

 

Оригинал работы:

Внедрение элементов дуальной системы обучения как средство повышения качества образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*