Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Урок по теории государства и права

12.03.2012 700 4185
Гостищева Лидия Васильевна
Гостищева Лидия Васильевна, преподаватель юридических дисциплин

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Дисциплина: Теория государства и права

Тема занятия: «Правотворческий процесс»

Тип занятия: Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний и способов действий, умений, навыков с применением кейс – метода.

Вид занятия: комбинированный урок

Время: 80 минут

 

Цель занятия: Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности студентов, научить их коррекции своих знаний и способов деятельности.


Задачи:

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к праву;
  • Формировать нравственные ценности на основе критического осмысления проблем;
  • Развивать умение работать в группах, парами и в коллективе;
  • Формировать умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • Формировать умение и навыки работы в сотрудничестве.

Образовательные:

  • Развить умение работать с источниками права, аргументировать ответ юридическими терминами, анализировать схемы и диаграммы, пользоваться правовой информацией, продолжить работу над формированием прочных знаний и представлений учащихся о государственной власти, ее назначении;
  • Закрепить полученные ранее знания о процедуре законодательного процесса в государстве РФ, субъекте РФ, на муниципальном и корпоративном уровне;
  • Научить принимать самостоятельные решения при выполнении практических заданий и контролировать свои действия;

Развивающие:

  • Развивать нравственные качества, нравственно-эстетическую оценку предметов и явлений;
  • Развивать ораторские способности;
  • Развивать умение работать с источниками права, аргументировать ответ юридическими терминами, анализировать схемы и диаграммы, пользоваться правовой информацией, р продолжить работу над формированием представлений учащихся о государственной власти, ее назначении;
  • Познакомить с процедурой законодательного процесса в государстве РФ, субъекте РФ, муниципальном и корпоративном уровне;
  • Формировать умение характеризовать понятия "правотворчество", "законотворчество";

Методическая цель:

  1. Показать на учебном занятии применение продуктивных методов обучения (работа в творческих группах, проектная деятельность, метод критического мышления, использование ИКТ);
  2. Обеспечить проверку и оценку знаний и способ деятельности студентов, научить их коррекции своих знаний и способов деятельности.
Методы и приёмы:
  1. Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приёмы: наблюдение, демонстрация опыта, презентация)
  2. Методы передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического его восприятия (исследовательская деятельность)
  3. Методы стимулирования и мотивации студентов (приёмы: создание проблемной ситуации, проблемное изложение, групповая исследовательская деятельность, выполнение творческого задания)
  4. Метод кейс-стади для формирования коммуникабельности, лидерства, умения анализировать большой объём информации, принимать решения в условиях недостатка информации.
  5. Методы контроля.

Принципы обучения: принцип научности, принцип наглядности, системный подход к изучению материала, доступность изложения, опора на интуицию.

Форма организационной работы на учебном занятии: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Виды речевой деятельности: чтение, говорение.

Оснащение: компьютеры, проектор, раздаточный материал

 

Структура и методический инструментарий занятий.

 

Этапы

урока

Деятельность

преподавателя

Методические

приемы

Деятельность студентов

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к занятию, создание

рабочей обстановки

Техническая

Пятиминутка.

Приветствие преподавателя,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение темы и плана занятия

Тема. Объяснение значения темы и сущность предстоящей работы. Постановка цели и задач урока, упражнение на концентрацию внимания

 

 

 

 

 

 

Упражнение на концентрацию внимания: отгадать слово по цифровому коду  562256256736625

ПРАВОТВОРЧЕСТВО

(использована клавиатура сотового телефона)

Воспринимают информацию на слух

 

 

 

 

Выполняют упражнение

 

Актуализация знаний необходимых для урока

Проводит фронтальный опрос на тему: «Правотворчество». Каждому студенту задан вопрос из изученного раздела

Устный опрос

Студенты отвечают на поставленный вопрос1. "Законотворческий процесс в Российской Федерации"

2."Законотворческий процесс в Ставропольском крае"

Правотворческая деятельность кейс - стади

Из состава учащихся формируется 3 творческие проблемные группы численность по 3 человека, которые представят практическое применение правотворчества с использованием метода кейс-стади. Главным условием задания является тот факт, что в итоге обсуждение может быть принято только одно изменение в закон.

Метод кейс-стади

Создают 3 группы по 3 человека в каждой, изучают закон о полиции, обсуждают его, вносят изменения, дополнения, готовят пояснительную записку со своими аргументами «за» и «против». После завершения работы делегируют представителя группы для доказывания правоты именно своей версии

Закрепление материала

Преподаватель предлагает обучающимся выполнить тест по изученному материалу.

Метод тестирования

Каждый обучающийся выполняет тест.

Контроль изученного материала

Преподаватель координирует работу команд

Метод «Пчелиный улей»

Каждая из команд задает вопрос по изученному материалу другой команде, а сама отвечает на вопрос третьей команды.

Правотворческий процесс в Гос. Думе

Преподаватель комментирует соответствие увиденного ранее изученному материалу.

Показ видеофрагмента «О ситуации на Северном Кавказе»

Студенты после просмотра видеофрагмента делают конкретные выводы.

Рабочий день Президента

Преподаватель выдает задание каждой группе

ТРИЗ-методика

Обучающиеся анализируют действия Президента и выбирают те, которые соответствуют тексту Конституции РФ.

Конкурс красноречия

Преподаватель формулирует тему выступления: «Если бы я был законодателем…»

Словесный метод

Представитель каждой группы выступает со своими предложениями

Подведение итогов занятия

Преподаватель подводит итоги работы каждой команды, комментирует ответы, выступления и выставляет оценки. Награждает команду- победителя.

Метод стимулирования и создания ситуации успеха.

Обучающиеся воспринимают информацию на слух, поздравляют победителей

Рефлексия

Преподаватель озвучивает тему синквейна и знакомит обучающихся с правилами его составления

Метод - синквейн

Обучающиеся составляют синквейн на заданную тему: Правотворческий процесс.

(Правотворческий процесс

 Актуальный   Обсуждаемый

 Принимает Изменяет                                   Дополняет

Закрепляет в законах возможности человек               Закон)


Литература:

  1. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. Учебник. СПб, 2009.
  2. Раянов Ф.М. Юриспруденция. Курс лекций. Уфа. 2008
  3. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2009


Приложение 1.

Пока делегаты групп совещаются, проводится сказочная викторина: “Какое право нарушено?”

  1. Царь Салтан приказал сбросить в море жену с младенцем.
  2. Хоттабыч на тысячу лет заточен в кувшин.
  3. Буратино, схватив крысу за хвост.
  4. Иван Царевич, украв Жар-птицу у царя Берендея.
  5. Балда, нанявшись на работу к попу.
  6. В сказке Маршака “Двенадцать месяцев”.
  7. В сказке Ш. Перо нарушено право Золушки.
  8. В сказке Михалкова “Три поросёнка”.
  9. Колобок, колобок, я тебя съем.
  10. Несу косу на плечи, хочу  лису посечи.

Задание № 1: “Рабочий день Президента”. Работа в группах. Найдите ошибки в следующем тексте:

Собираясь на работу, Президент проверил, взял ли с собой депутатский мандат. Обратился с Посланием к народу. Назначил очередные выборы в нижнюю палату парламента. Председательствовал на заседании Правительства. Посетил собственный ресторан. Отменил решение губернатора края. Заплатил партийные взносы. Принял верительные грамоты послов, подписал закон. Совершил поездку на военный полигон. Принял Экс-Президента РФ по его просьбе. Избрал и назначил полномочных представителей Правительства Российской Федерации. Организовал посиделки высшего командования Вооружённых Сил Российской Федерации. Принял решение распустить Гос. Думу. Внёс проект будущего закона в Государственную Думу. Назначил референдум по принятию закона «О правилах выгула собак».

Задание 2. Конкурс красноречия на тему: «Правотворчество будущего…»

 

Приложение 2.

ТЕСТ

1. Закон – это:

a) решение суда по конкретному делу, которому придан нормативный характер.

b) любой нормативно-правовой акт.

c) правило, ставшее привычным  в том или ином  обществе, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением.

d) обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти.

2. Назовите принципы, которые лежат в основе правотворческой деятельности.

a) Демократизм.

b) Неотвратимость.

c) Научность.

d) Законность.

e) Индивидуализм.

f) Профессионализм.

g) Целесообразность.

3. Какой нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой?

a) Постановление Правительства РФ.

b) Федеральный закон.

c) Указ Президента РФ.

4. Какой из перечисленных актов является локальным нормативно-правовым актом?

a) Указ Президента РФ.

b) Приказ о приеме на работу.

c) Положение о премировании работников конкретного предприятия.

5. К видам  подзаконных актов  в современной России  относятся:

a) Указ Президента РФ

b) Конституция РФ.

c) Постановление городской думы.

d) Конституции субъектов РФ.

e) Постановления Правительства РФ.

6. Корпоративные нормы – это:

a) совокупность норм и правил поведения, регулирующих отношения между людьми и их объединениями.

b) правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих.

c) установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях общественных объединений, основанных на членстве, для реализации и достижения целей их функционирования.

d) нормы, возникшие стихийно, исторически, выполняемые большинством населения в силу сложившейся привычки.

7. Обратная сила закона выражается в том, что:

a) закон смягчает ранее наложенное уголовное наказание.

b) распространяет свое действие на юридические факты, возникшие до его принятия.

c) распространяет свое действие  на юридические факты, возникшие после его принятия.

d) обладает всеми выше перечисленными признаками.

8. Назовите стадию правотворческого процесса.

a) Законодательная инициатива.

b) Выбор правовой нормы.

c) Установление фактических обстоятельств дела.

9. Какой орган обладает правом издания нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой на территории Российской Федерации?

a) Правительство РФ.

b) Федеральное  Собрание РФ.

c) Президент РФ.

10. В чем состоит высшая юридическая сила закона?

a) Закон имеет общеобязательный характер.

b) Все иные нормативно-правовые акты должны строго соответствовать закону.

c) Закон издается компетентным государственным органом.

d) Закон издается в особом процедурном порядке.

11. Подберите понятие к данному определению: « Принятое судом решение, служащее ориентиром (эталоном) для решения аналогичных дел в дальнейшем».

a) Акт толкования права.

b) Нормативный акт.

c) Правовой прецедент.

12. Какая категория обозначается понятием: « Планомерный, управляемый,  организованный и систематичный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования у них высокого уровня  правосознания и правовой культуры»?

a) правовое регулирование.

b) правовое воспитание.

c) толкование норм права.

13. Юридическая сила нормативного правового акта зависит:

a) от времени его издания.

b) от территориальной юрисдикции правотворческого органа.

c) от компетенции правотворческого органа, ранга регулируемых отношений и вида нормативного правового акта.

d) от его названия.

14. Подберите надлежащее понятие к данному определению: «Общеобязательное, формально-определенное, структурно-организованное, государственно-властное веление, регулирующее общественное отношение и  обеспечиваемое силой государственного принуждения».

a) Традиция.

b) Юридическая норма.

c) Корпоративная норма.

15. К какому понятию относится данное определение: «Деятельность компетентных субъектов правотворчества по подготовке, обсуждению, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов»?

a) Правореализация

b) Правоприменение.

c) Правотворчество.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*