Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль научно-методической службы колледжа в развитии творческого потенциала педагогических кадров

29.11.2016 497 704
Павлова Антонина Ивановна
Павлова Антонина Ивановна, заведующий методическим кабинетом

Мезенский педагогический колледж

Сложившаяся в Мезенском педагогическом колледже система научно-методической работы направлена на развитие профессионально-педагогического мастерства преподавателей, их готовности к реализации компетентностного подхода в подготовке современного специалиста. В  2016-2017 учебном году  педагогический коллектив начал работать над  проблемой, которая определена в рамках Программы развития колледжа на период 2017 – 2021 гг. по теме: «Создание практико-ориентированной образовательной среды в БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж» для подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов». Первый этап – проектно-аналитический – направлен на разработку нормативно-правового обеспечения реализации Программы развития. Актуальным в научно-методической работе является реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе, формирование общих и профессиональных компетенций будущих педагогов.

Научно-методическая и инновационная работа педагогического коллектива проводится  в соответствии  с основными направлениями:

  • научная и инновационная деятельность преподавателей;
  • учебно-методическая работа;
  • организация и руководство научно-исследовательской работой студентов.

В процессе работы решаются следующие задачи:

  • разработка нормативно-правовых актов и корректировка имеющихся в колледже локальных актов с целью создания в профессиональной образовательной организации практико-ориентированной образовательной среды для подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов;
  • активизация конкурсной деятельности преподавателей на всероссийском, международном уровнях (в соответствии с мониторингом СПО-2016);
  • активизация деятельности студентов в мероприятиях на основе перечня конкурсов и олимпиад профессионального мастерства обучающихся по программам профессионального образования, учитываемых при проведении мониторинга качества подготовки кадров (приказ Минобрнауки РФ от 20 июня 2016 г. № АК-28/06ВН);
  • внедрение в практику образовательной деятельности колледжа инновационных технологий через проведение семинаров, консультаций, открытых учебных занятий и внеучебных мероприятий;
  • разработка методических материалов для дистанционной формы обучения и инклюзивного образования;
  • активизация научно-методической деятельности преподавателей колледжа с целью обеспечения научно-методического оснащения образовательного процесса (совершенствование фонда оценочных средств, выпуск рекомендаций, учебно-методических пособий для самостоятельной работы студентов очной формы обучения, обобщение опыта работы преподавателей в рамках инновационных площадок);
  • расширение образовательного пространства, социального партнерства колледжа;
  • определение актуальных направлений исследований в рамках курсового проектирования и при выполнении выпускных квалификационных работ в соответствии с требованиями ФГОС СПО;
  • совершенствование научно – исследовательской деятельности студентов через работу НСО «Посейдон»;
  • организация и проведение региональной научно-практической конференции студентов (19.10. 2016 г.);
  • реализация системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров с целью повышения профессиональной компетентности.

В работе методической службы колледжа активно используется кластерный подход, который позволяет объединить усилия педагогов и обучающихся на разных уровнях образовательной системы. Наиболее значимыми аспектами развития методической службы как ресурса управления являются следующие:

-совместное проектирование и планирование методической работы на различных уровнях (предметные кафедры, творческие и проектно-исследовательские группы педагогов и обучающихся и др.);

-изучение, исследование и анализ педагогической практики, обобщение и трансляция актуального педагогического опыта в колледже через сеть связей между структурными подразделениями методической службы;

-разработка и применение рекомендаций, ориентированных на развитие аналитических, методических, профессиональных способностей педагога;

-вовлечение каждого педагога в методическую работу через составление им и реализацию индивидуального плана профессионального развития,

-участие каждого педагога колледжа в научно-методических мероприятиях, инновационной и исследовательской работе;

-самоконтроль и рефлексивная оценка каждым педагогом своих результатов педагогической и методической деятельности, её корректировка.

Научно-практическое значение имеет разработанный в колледже «Рейтинг профессиональной деятельности преподавателя», в которой каждый преподаватель заполняет 6 блоков:

  • 1 блок. Оценка показателей достигнутой квалификации
  • 2 блок. Оценка научной работы
  • 3 блок. Оценка организационно–методической деятельности
  • 4 блок. Оценка учебно-методической деятельности
  • 5 блок. Учебная работа
  • 6 блок. Внеучебная, воспитательная и общественная работа

Инновационная работа – важное направление деятельности Мезенского педагогического колледжа. Сущность инновационной работы в колледже заключается в поиске новых подходов к подготовке будущих специалистов, поэтому нововведения в практике образовательного процесса затрагивают процессы обучения и воспитания. Готовность педагога к новшествам – важный фактор развития инновационной работы в профессиональной образовательной организации. Организационно-содержательной основой инновационной деятельности в колледже является методическая система, ориентированная на совершенствование профессионально-методической компетентности педагогов, формирование их готовности к реализации компетентностного подхода в образовательном процессе. Деятельность методической службы колледжа направлена прежде всего на интеграцию усилий администрации, методистов, преподавателей, психологов, социальных педагогов, представителей работодателей, других специалистов, участвующих в методическом сопровождении образовательного процесса.  Методическая служба содействует системе внутриколледжного управления в организации, совершенствовании, развитии методической работы, направленной на развитие профессионального мастерства педагогов. Организационным ядром модели является Методический кабинет колледжа – центр инновационной, творческой, методической деятельности педагогов, их общения и саморазвития, социально-психолого-педагогической деятельности. Координация инновационной работы осуществляется через деятельность кафедр, творческих, проблемных, проектно-исследовательских групп педагогов, постоянно действующего методического семинара. Деятельность методического кабинета направлена на координацию инновационной работы, подготовку материалов, статей, методических рекомендаций, отражающих ход, результаты, опыт работы педагогов. На заседаниях методического совета заслушиваются вопросы качества работы кафедр, организации и проведении методических недель в рамках работы Школы педагогического мастерства. С целью активного включения в инновационную деятельность педагогов колледжа была организована работа творческих групп по темам: «Управление самостоятельной работой студентов»; «Повышение ИКТ-компетентности»; «Реализация компетентностного подхода на учебных занятиях и во внеурочной деятельности».  В инновационной деятельности Мезенского педагогического можно выделить следующие этапы:

1 этап. Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований, наличие в колледже своего рода «идейных вдохновителей» и «генераторов» будущих идей.

2 этап. Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности преподавателей к инновационной деятельности по повышению качества образования. Отражение результатов инновационной работы педагога в рейтинге профессиональной деятельности преподавателя по итогам отчётного периода. Для подтверждения используется следующий инструментарий рейтинга: приказы, локальные акты; сертификаты, дипломы, грамоты; программы, проекты; описание исследования; сценарий урока с анализом и самоанализом; сборники с публикациями, сертификаты; удостоверения о курсах повышения квалификации; пособие и рецензия; аналитический отчет; методические материалы, публикации, отчёты; результаты мониторинга; протоколы педсоветов и методических советов.

3 этап. Определение главной (ключевой) проблемы образовательного процесса колледжа, что позволяет на основе полученных результатов вырабатывать  проектные идеи Программы развития на ближайший период, а также  формировать и развивать инновационный потенциал педагогического коллектива. Наличие в профессиональной образовательной организации развивающегося педагогического коллектива рассматривается как необходимая гарантия, условие и средство для более эффективного и надежного обеспечения режима развития.

В 2016 – 2017 учебном году БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж» является пилотным учреждением в региональных инновационных площадках:

  • Развитие сетевого взаимодействия и освоение формата ВКС - связи как важнейший фактор деятельности инновационных образовательных учреждений (Моделирование индивидуальных и коллективных образовательных перспектив как способов саморазвития и развития образовательных траекторий личности с использованием ВКС-технологий и сетевого взаимодействия);
  • Гражданско-патриотическое воспитание молодёжи Орловской области на традиционных ценностях отечественной культуры.

В колледже сформированы проектно-исследовательские группы в соответствии с темами региональных инновационных площадок. Проекты педагогов – участников площадки по патриотическому воспитанию направлены на разработку таких актуальных тем по патриотическому воспитанию. Одним из реализуемых в колледже проектов является долгосрочный социальный проект по краеведению, посвящённый 450-летию г. Орла.  Реализация проекта позволяет придать социальную значимость таким понятиям, как национальная гордость, патриотизм, историческая память, гражданский долг; повысить уровень социальной активности обучающихся; совершенствовать проектно-исследовательскую деятельность студентов в колледже. Актуальным вопросам посвящён педагогический совет на тему: «Формирование правосознания и нравственных ценностей будущих специалистов в воспитательной деятельности колледжа». Участники проектно-исследовательских групп охотно делятся  накопленным опытом работы по патриотическому воспитанию и публикуют материалы на образовательных порталах в сети Интернет, в сборниках региональных, всероссийских, международных конференций.

Повышение квалификации – необходимое условие роста профессионального мастерства педагогов. Составлен перспективный план курсов повышения квалификации, которые педагоги проходят не менее одного раза в три года. Курсы проходят в различных формах (очной, очно-заочной, дистанционной), в таких учреждениях, как Бюджетном учреждении Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования»; в Орловском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; ГБОУ ВО города Москвы «Московский государственный педагогический университет»;  в институте медико-биологических проблем РУДН, г. Москва; в ФГБОУ  ВПО «Томский государственный педагогический университет»; в частном образовательном учреждении высшего образования «Региональный институт бизнеса и управления», г. Рязань; в автономной некоммерческой организации «Центр дополнительного образования «Профессионал-Р», г. Ростов-на-Дону; в автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Межрегиональная академия повышения квалификации», г. Пенза. Педагоги принимают активное участие в вебинарах. Так, социальный педагог колледжа в  2015 г. приняла участие в 36 вебинарах.

В период межкурсовой подготовки педагоги работают по индивидуальному плану профессионального развития, представляют результаты исследований на заседаниях кафедр, методическом, педагогическом советах, конференциях, большое внимание уделяют освоению современных педагогических технологий, направленных на формирование  у обучающихся исследовательских компетенций. Большую помощь педагогам в освоении информационно-коммуникационных технологий оказывают преподаватели информатики колледжа, проводя практические занятия в рамках ежегодной методической недели. Все мероприятия сопровождаются выставками научно-методической литературы, методических разработок, проектно-исследовательских работ студентов.

В колледже ежегодно выпускаются сборники, методические рекомендации в помощь студентам, преподавателям по актуальным вопросам образования. Так, в 2015-2016 учебном году выпущено  более 50 таких сборников. В рамках Школы педагогического мастерства во время методических недель рассматриваются такие актуальные вопросы, как:

  • Реализация компетентностного подхода в преподавании естественнонаучных дисциплин.
  • Развитие культуры профессионального общения на занятиях психолого-педагогического цикла и частных методик у студентов педагогического колледжа.
  • Проектно - исследовательская деятельность как средство повышения эффективности самостоятельной работы студентов.
  • Самоанализ учебного занятия как средство  повышения  профессионального  мастерства  педагога.

Таким образом, система научно-методической работы в колледже направлена на развитие профессионального мастерства преподавателей и является эффективным средством повышения творческого потенциала педагогических кадров.

Список литературы

  1. Антропова И.П. Школа исследовательских проектов – школа будущего // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2013. - № 6. – с. 68 – 70.
  2. Козлова Г.А. Особенности развития внутришкольной методической службы в аспекте корпоративного управления //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2013. - № 5. – с. 61 – 63.
  3. Сас Н.Н. Процесс инновационного управления учебным заведением: понятие, содержание, этапы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2015. - № 3. – с. 28 – 31.

 

Оригинал работы:

Роль научно-методической службы колледжа в развитии творческого потенциала педагогических кадров




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*