Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие профессиональных компетенций на занятиях «Анатомия и физиология человека»

24.11.2016 774 1270
Андриевская Елена Викторовна
Андриевская Елена Викторовна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

В самом начале моей педагогической деятельности  одной из важнейших проблем организации учебной деятельности являлось  создание системы проверки и оценки знаний, умений и навыков студентов. В настоящее время в связи с переменами в государственной и социальной жизни, ускорением темпов развития и информатизации, переходом к обществу с рыночной экономикой изменилось понимание образовательного процесса. Качественное профессиональное образование является приоритетной задачей.

Структура медицинского образования включает в себя совокупность специализированных предметов с компонентами профессиональной направленности. Одним из базовых является «Анатомия и физиология человека». Данная дисциплина неотделимо связана с другими дисциплинами, так как это наука, которая объединяет области знания, относящиеся к строению организма человека на всех уровнях от субклеточных структур до анатомо-физиологических систем. Студенту, изучающему «Анатомию», в течение двух семестров нужно освоить несколько тысяч специальных терминов, названий, составить себе целостное представление о системах, организме в эволюционном и функциональном аспекте, установить закономерности структур и использовать полученные знания на практике – в клинике.

В связи с этим студенты получают огромный объем информации, процесс переработки которой зачастую бывает трудным. Из целей, определяемых для курса «Анатомии», обычно выполняются только две: 1) изучить строение человека, 2) выявить связи строения с выполняемыми функциями.

Параллельно являясь преподавателем «Сестринский уход в терапии» постоянно сталкиваюсь с необходимостью применять самые разнообразные методики, содействующие развитию профессиональных компетенций у студентов. Причем особое внимание  уделяю межпредметным связям, знаниям, выходящим за рамки одного предмета.

Под межпредметными связями понимаются связи между отдельными дисциплинами, реализуемые в процессе преподавания, обеспечивающие восприятие студентами учебного материала и позволяющие создать у них комплексное, целостное представление о предметах и явлениях. В преподавании дисциплины «Анатомия» исхожу из принципа межпредметной интеграции, которая способствует более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию материала, что усиливает мотивацию к приобретению профессиональных навыков.

Для обеспечения междисциплинарных связей  и развитию профессиональных компетенций на своих занятиях применяю решение ситуационных клинико-анатомических задач, деловые и ролевые игры при изучении разделов: «Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма», «Процесс кровообращения», «Процесс пищеварения», «Процесс выделения». Опыт преподавания показывает, что студенты, даже при достаточно хорошем усвоении материала отдельных разделов и тем, испытывают трудности при необходимости одновременного использования этих знаний в ходе решения

Большим плюсом деловых игр является возможность наблюдение за изменением поведением студентов в конкретной ситуации, связанной  с принятием решений, соответствующих реальным обстоятельствам в условиях неопределенности и риска.

При этом обычно используется не только программный материал, но, что особенно важно, вырабатываются умения и навыки системного мышления, пробуждается стремление к поиску новых идей, стремление к творчеству и коллективному взаимодействию.

Для подтверждения выше изложенного провела небольшое исследование: в течение учебного года на каждых занятиях активно использовала в группе медицинских сестер решение клинико-анатомических задач и деловых ролевых игр. При выявлении остаточных знаний по предмету «Анатомия и физиология человека» на третьем курсе, получила следующие результаты:

 

Фельдшерская группа

Сестринская группа

Акушерская группа

Отлично

3

           3

           1

Хорошо

7

10

4

Удовлетворительно

6

5

3

Неудовлетворительно

1

2

3

Не участвовали

-

2

1

 

Итого: Результаты выявления остаточных знаний по предмету «Анатомия и физиология человека» свидетельствуют о лучшем освоении учебного материала и профессиональных компетенций в экспериментальной группе сестринской группе, о чем свидетельствует большее количество студентов, выполнивших работы  на «хорошо» и «отлично».

Выводы.

Использование клинических деловых игр и решение клинико-анатомических задач в образовательном процессе позволяет активизировать мыслительную и познавательную деятельность студентов, творческую самостоятельность и в итоге приводит к лучшему освоению профессиональных компетенций, образовательных стандартов.

 

Использованная литература:

 

  1. Березовин Н.А. Адаптация первокурсников к педагогическому процессу вуза. \ Л.И. Морозова, Н.А. Березовин // Педагогика высшей и среднеспециальной школы. – Минск: Университетское, вып.8, 2012. - C 26-40.
  2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. \ В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 192с.
  3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. \ С.И. Гессен. – М.: Школа-Пресс, 2011. - 448с.
  4. Самыгин С.И. Педагогика и психология высшей школы. \ С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

 

Оригинал работы:

Развитие профессиональных компетенций на занятиях «Анатомия и физиология человека»

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*