Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование общих и профессиональных компетенций на практических занятиях по дисциплине «Сестринский уход в педиатрии»

24.11.2016 367 547
Зуенок Валентина Александровна
Зуенок Валентина Александровна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Скажите мне - я забуду

Покажите мне - я запомню

Вовлеките меня - я пойму

Китайская мудрость

Задачей среднего медицинского образовательного учреждения в настоящее  время является не просто передача знаний и обучение практическим навыкам будущих специалистов среднего звена системы здравоохранения. Конечная цель медицинского образования - формирование профессиональных компетенций, т.е. способности применять полученные знания и навыки в практической работе, реально выполнять то, чему научили в колледже.

Концепция модернизации российского образования предусматривает введение такой категории как ключевые компетенции выпускника. В образовательной практике категория «квалифицированный специалист» постепенно заменяется категорией «компетентный специалист».

В процессе реализации компетентностного подхода преподаватель перестает быть носителем информации и превращается в руководителя самостоятельной познавательной учебной деятельности студентов. Его главной задачей становится умение мотивировать студентов на проявление инициативы и самостоятельности. Таким образом, для того, чтобы стать компетентным специалистом, необходимо овладеть совокупностью компетенций, среди которых можно выделить общие компетенции и профессиональные.

Общие (ключевые) - определяющие компетенции являются универсальными, востребованы всеми профессиями.

Профессиональные компетенции - это компетенции, необходимые для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности специалиста.

Я ставлю перед собой следующую цель: освоить и адаптировать в учебный процесс такие современные педагогические технологии, которые способствовали бы формированию профессиональных компетенций. Необходимо пересмотреть традиционную методику обучения, переориентировав технологию занятия на обучение в деятельности.

Модульно-компетентностный подход ставит своей целью обучения и освоение совокупности компетенций. Это означает, что цели любого занятия должны быть сформированы как необходимые компетенции, востребованные в профессиональной деятельности конкретного специалиста.

Общие компетенции можно сформировать и проверить на лекции, семинаре, тематической конференции, практическом занятии, дипломном проектировании. С профессиональными компетенциями сложнее, они заставляют преподавателей искать нестандартные формы занятий: ролевая игра, круглый стол, урок-состязание, пресс-конференция, деловая игра, мозговая атака, дебаты и другие. На таких занятиях трудно свести сущность образовательного процесса к передаче фактических данных и информации. Профессиональные знания и навыки могут сформироваться только тогда, когда в познавательную активность вовлекаются не только стандартные, но и нестандартные формы обучения. Применяя компетентностный подход, мы вовлекаем студентов в процесс напряженных профессиональных поисков, исследований. В качестве позитивного примера можно рассмотреть, как можно сформировать профессиональные компетенции на занятии в форме дебатов.

Дебаты — это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри или присутствующих зрителей в своей правоте. Использование дебатов в процессе обучения способствует созданию устойчивой мотивации обучения, так как при этом достигается личностная значимость учебной информации для студента. Состязательность во время интеллектуальной игры стимулирует творческую, поисковую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого профессионального материала.

В конце занятия у всех должна быть сформирована конкретная позиция «за» или «против». Специфической особенностью дебатов является преобладающих характер самообразования студентов, ведь для подготовки необходимо изучить соответствующую теоретическую базу. Такая система обучения охватывает с одной стороны подготовку к непосредственной практической деятельности, с другой стороны ориентирована на совершенствование личности, помогает осознавать социальную значимость своей профессии, принимать решения в нестандартных ситуациях, работать в команде, ориентироваться в современных часто сменяемых технологиях профессиональной деятельности. Дебаты позволяют повысить конкурентоспособность студента как специалиста и гражданина. Студентам интересно, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость.

Технология дебатов

Сущность. Формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд: «Команда утверждения», «Команда отрицания». (Каждая команда по три человека)

Ведущая идея  

  • Обучение убедительной аргументации своей позиции, точки зрения;
  • формирование готовности противостоять современному «информационному зомбированию», умению осознанно вырабатывать жизненную позицию.

Требования к формулировке темы – тезиса.

  • Чёткость в формулировке;
  • Однозначность в понимании;
  • Перспективность в обсуждении;
  • Значимость для обучающихся.

Рекомендации. 

  • Заранее установить регламент (1-5 минут), за соблюдением которого следят руководители (звуковой сигнал).
  • Определиться, кто будет говорить.
  • До окончания дебатов члены обоих групп должны строго придерживаться заданной позиции.
  • Важное значение в дебатах имеет судейство: критерии, протокол.
  • Словесные парадигмы: «Мы считаем, что…+ формулировка темы»
  • «Мы не согласны с позицией наших оппонентов и считаем, что + антитезис»…

Спикер утверждающей команды   представляет команду.

  • Формулирует тему дебатов, показывает её актуальность.
  • Заявляет позицию своей команды.
  • Объясняет ключевые понятия (слова) темы.
  • Выдвигает все аргументы своей команды.

Спикер отрицающей команды задаёт перекрёстные вопросы с целью принизить аргументы 1-ой команды и  предлагает свои аргументы.

  • 1 команда отвечает на вопросы. Могут быть вопросы зрителей.
  • Опровергает аргументы, представленные 2 командой.
  • Восстанавливает свои аргументы, усиливая утверждающую линию, представляя новые доказательства.

Заключение Ведущий выделяет наиболее важные области столкновения позиций команд.

  • Проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам.
  • Делает эффектное заключение.

По данной технологии мною были подготовлены методические разработки и проведены  внеаудиторные мероприятия  по темам «Эвтаназия – за и против», « Вакцинация – за и против», «Чума над Россией. Наркомания»

Использованная литература:

  1. Н. В. Кудрявая, Е. М. Уколова, А. С. Молчанов, Н. Б. Смирнова, К. В. Зорин «Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации» М.ГОУ ВУНМЦ 2005.
  2. Г. К. Селько «Современные образовательные технологии» М. «Народное образование» 1998. «Педагогика» под ред. Ю. К. Бабанского, М. «Просвещение» 1983. Журнал «Сестринское дело» № 1 2007, № 6 2009, № 3 2014.
  3. «Педиатрия» под ред. Н. П. Шабалова С-Петерб. СпецЛит 2007. «Аспекты превентивной педиатрии» учебное пособие под ред. А. Ф. Виноградова и Е. Л. Кривошеиной РИО ТГМА Тверь1996
  4. Заключительные материалы 16 съезда педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» Москва 2009. Г. Ю. Ксензова «Внедрение технологий развивающего обучения…» учебное пособие Тверь 2004 Журнал «Главная медицинская сестра»,№9 2009 Программа развития сестринского дела в РФ на 2010–2020 год.                                            

 

Оригинал работы:

Формирование общих и профессиональных компетенций  на практических занятиях по дисциплине «Сестринский уход в педиатрии»  

 

 

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*