Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методика преподавания дисциплины психология студентам с ограниченными возможностями здоровья по зрению

22.11.2016 242 341
Николаева Наталья Владимировна
Николаева Наталья Владимировна, преподаватель

Кисловодский медицинский колледж Минздрава России

Важность и необходимость изучения дисциплины психология будущими медицинскими работниками невозможно переоценить. В Кисловодском медицинском колледже Минздрава России обучаются студенты по специальностям: сестринское дело, лечебное дело и медицинский массаж. Специфика изучения психологии индивидуальна и адаптирована для каждой специальности. Более подробно остановимся на методике преподавания студентам специальности медицинский массаж.

Более пятидесяти пяти лет колледж готовит специалистов по массажу среди студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Дисциплина психология входит в цикл общепрофессиональных дисциплин и изучается в период второго и третьего семестра. В дисциплину включены следующие разделы: общая психология, социальная психология и медицинская психология.

Являясь преподавателем психологии у студентов, обучающихся специальности медицинский массаж с 2008 года, считаю необходимым изложить некоторые наработанные методики в преподавании обучающимся с ограниченными возможностями здоровья по зрению.

В колледже имеется кабинет психологии, который оборудован большим овальным столом и дополнительными маленькими учебными столами, а также мультимедийными средствами. Теоретические занятия, которые преобладают в программе по психологии, проводятся в виде дискуссий за круглым столом, что очень продуктивно для освоения, как нового материала, так и закрепления пройденного.

Традиционно, на первом занятии объясняю студентам важность и необходимость изучения психологии. Убеждаю, что психологические знания являются неотъемлемой частью их будущей профессиональной деятельности, наряду с владением различными приемами и методиками массажа. Не всегда осмысление и профессиональная идентичность появляются у студентов в начале обучения. Необходимо помнить, что не для всех студентов это их личный выбор, а вынужденное решение в силу ограниченности физических возможностей. Поэтому всем преподавателям важно прививать и  вырабатывать у таких студентов любовь к этой профессии.

При обсуждении новой темы сразу обосновываем актуальность, в особенности для будущих массажистов. Проводим устный срез исходных знаний. Ввиду того, что группы бывают очень разновозрастные, и у многих уже есть образование, иногда и психологическое, необходимо выяснить, какой уровень знаний имеется у студентов, и какой к каждому применить подход. Например, для студентов, которым обсуждаемые темы знакомы и не представляют сложности в обучении, предлагаются дополнительные задания в виде кратких устных сообщений, углубляющих познания в изучении данных тем. Смысл таких заданий заключается в следующем: во-первых, повышается интерес для студентов, знающих обсуждаемые темы, в изучении уже известного, во-вторых, при невозможности дать объемный материал для домашнего задания, который начитывается студентам на диктофоны в конце занятия, это хороший способ углубления изучаемого материала. Начитываемый текст должен быть кратким, не более пятнадцати минут, лаконичным, для лучшего усвоения на слух.

Начиная с первой, вводной темы, студентам предлагается углубить знания, например, по направлениям и разделам психологии, которые в лекции упоминаются очень кратко. Студенты, подготовившие дополнительный материал, рассказывают о том, чего нет в начитанной лекции и то, что на их взгляд является интересным.

При изучении познавательной сферы необходимо объяснить процессы, дать определения терминам, обозначить свойства и функции изучаемых процессов, классифицировать их и т.д. Поэтому дополнительный, не менее важный материал о нарушении ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления и интеллекта предлагается в виде кратких устных сообщений.

При изучении характера, как структурной единицы личности,  дополнительный материал по акцентуациям характера так же предлагается в виде устных сообщений студентов. Прослушав классификации акцентуаций Леонгарда и Личко, проводим их сравнительную характеристику.

В учебной программе есть темы, которые представлены как теоретическими, так и практическими занятиями. Например, тема «Стресс. Способы выхода из стресса» обсуждается на теоретическом занятии в вопросах понятия термина, видов, этапов стресса, исторического компонента возникновения. Изучаются концепции Селье и Голдстоуна, проводится их анализ и сравнительная характеристика. На практическом занятии студенты делятся на группы и составляют «Антистрессовые программы», в которые вносят, на их взгляд, наиболее продуктивные способы профилактики и выхода из стресса. По окончании работы программы зачитываются и обсуждаются. После обсуждения предлагается сформировать единую программу от всей группы. Таким образом, завершением изучения этой темы являются «Антистрессовые программы» по количеству групп на курсе, которые помещаются в кабинете на стенде «Сам себе психолог».

Тема «Интеллект» изучается на теоретическом и практическом занятии. На теории обсуждается понятие интеллекта, различные определения, т.к. нет единого общепринятого определения интеллекта в виду его сложности и многоплановости. Предлагаются концепции Айзенка в классификации интеллекта, нарушения интеллекта в формах деменции и олигофрении. На практическом занятии студенты тренируют свое мышление и интеллект решением интеллектуальных заданий различной степени сложности: находят правильное окончание началу фразы, собирают по порядку слова пословицы, подбирают к словам антонимы, синонимы, к существительным прилагательные. При выполнении этих заданий студенты делятся равномерно на малые группы. В каждой из групп обязательно присутствует студент с остатком зрения для письменного фиксирования результатов. Выполнить задание предлагается на скорость. Студенты, выполнившие задание быстрее и качественно получают более высокие баллы.

При изучении раздела социальная психология большое внимание уделяется теме «Общение», которой отводится одно теоретическое и три практических занятия. На теории, соответственно, обосновываются понятие, виды, функции, уровни общения. На практике студентам предлагается потренироваться в различных видах общения, отрабатывать коммуникативную компетентность как в предложенных преподавателем ситуациях, так и самим моделировать и составлять диалоги. В пару для диалога выбираются активный и застенчивый студенты для активизации и повышения самооценки последних. Составляются диалоги, которые могут происходить дома, на работе, на учебе, в магазине и т.д.

Тема «Конфликты» вызывает большой интерес у студентов. При изучении этой темы акцент делается на способы выхода из конфликтных ситуаций, на выработку умения применять способы и приемы эффективного общения. Диалоги составляются уже с учетом конфликтного компонента и моделируются различные варианты развития дальнейших событий при применении того или иного способа разрешения конфликта. Составляются рекомендации по профилактике конфликтов, которые вывешиваются на стенд в кабинете.

Тема «Психология семьи» традиционно обсуждается за чаепитием, тем самым заменяя академичную обстановку занятия домашней семейной атмосферой, что очень сближает и раскрепощает. Студентам очень нравится такая форма проведения занятия, они тщательно готовятся к нему, приносят, приготовленные своими руками, национальные блюда, красиво накрывают стол.

В раздел социальная психология входят темы, которые носят философский характер, такие как «Любовь», «Дружба», «Аффилиация и привязанность», «Одиночество и беспомощность», «Вражда и агрессивность». Эти темы обсуждаются в форме конференции, что позволяет не только обсудить интересующие вопросы, но и вырабатывать у студентов ораторское мастерство. Студенты  парами или по трое выбирают темы для подготовки, сами находят материал для сообщения и выступают перед одногруппниками, сопровождая свое выступление презентациями, аудиоэффектами. Причем, выступление может быть подготовлено как в своей классической форме, так и в креативной: в форме диалога, в поэзии, в театрализованной сценке и т.д.

При изучении раздела медицинская психология акцент делается уже именно на профессиональную составляющую будущих массажистов. Обсуждаются конкретные ситуации, которые обыгрываются в ролях «массажист – пациент»,  моделируются способы выхода из них.

Большое внимание уделяется темам «Синдром профессионального выгорания» и «Профессиональные деформации» в виду их значимости и актуальности для будущих медицинских работников, будущих массажистов. К моменту изучения этих тем, студенты уже имеют опыт работы на учебных практиках, поэтому имеют первичное представление о том, с какими особенностями своей профессии им придется столкнуться.

Например, тема «Способы саморегуляции» предложена для изучения на теоретическом и практическом занятиях. На теории обсуждаются различные способы саморегуляции, их эффективность. На практическом занятии студенты демонстрируют способы саморегуляции: дыхательные техники, приемы самомассажа, приемы саморелаксации, аутотренинги, аффирмации.

По окончании изучения дисциплины, перед сдачей экзамена, среди групп проводится Олимпиада по психологии, как завершающий этап, подтверждающий психологические знания и умения студентов. От группы выбирается команда из шести человек, назначается капитан. Команды соревнуются в четырех этапах: приветствие, конкурс знатоков, психологические рекомендации и домашнее задание. В приветствии команды представляют участников в произвольной творческой форме. В конкурсе знатоков капитаны соревнуются в знании психологической терминологии. Дать психологические рекомендации предлагается капитанам после обсуждения всей командой. А на четвертом этапе команды демонстрируют  домашнее задание в театрализованной форме на тему «Консультация у психолога». В жюри приглашаются преподаватели психологии.  После подведения итогов вручаются номинации: «Гран-при» за первое место, «Лучшее приветствие», «Креативное домашнее задание», «Знаток психологии». Олимпиада по психологии – ежегодное открытое мероприятие, проводится в актовом зале колледжа с приглашением студентов и преподавателей. Особый интерес олимпиада представляет студентам первого курса, которым в следующем году предстоит так же отстаивать честь своих групп в соревновании в психологическом мастерстве. Студенты, участвовавшие в олимпиаде, имеют бонусы при сдаче экзамена: члены команды-победительницы и капитан-знаток, выигравший в номинации «Знаток психологии» освобождаются от сдачи экзамена, автоматически получая оценку по дисциплине исходя из своих текущих оценок, а остальные участники выбирают в билете один теоретический вопрос и отвечают только на него.

Формой итогового контроля по окончании изучения дисциплины является экзамен. Студентам выдаются материалы для подготовки к аттестации в виде вопросов и задач. В экзаменационный билет входят два теоретических вопроса и задача.

В целом хочется отметить, что изучение дисциплины психология вызывает большой интерес у студентов специальности медицинский массаж, что стимулирует меня, как преподавателя находить все новые и более разнообразные формы изучения этой сложной и интересной науки.

 

Оригинал работы:

Методика преподавания дисциплины психология студентам с ограниченными возможностями здоровья по зрению




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*