Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Совершенствование систем неразрушающего контроля ответственных деталей и узлов тягового подвижного состава

16.11.2016 540 841
Лапицкий Василий Николаевич
Лапицкий Василий Николаевич, преподаватель

Рейдель Александр Александрович
Рейдель Александр Александрович, студент

Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО "Омский государственный университет путей сообщения"

Аннотация: Статья посвящена основным направлениям совершенствования систем неразрушающего контроля ответственных деталей и узлов тягового подвижного состава, а также по повышению квалификации работников, связанных с неразрушающим контролем узлов и деталей тягового подвижного состава.  

Требуемый уровень безопасности движения невозможно обеспечить без эффективно действующих систем НК технических объектов железнодорожного транспорта. Проведенный анализ влияния на безопасность движения результатов НК показал, что причинами крушений и сходов поездов в основном являются изломы рельсов и ответственных деталей подвижного состава (осей колесных пар, цельнокатаных колес, бандажей, литых деталей тележек грузовых вагонов, корпусов автосцепки) из-за пропуска опасных дефектов в них.

Понятие «система НК» включает совокупность физических методов, технических средств, технологий и условий проведения НК с целью обнаружения недопустимых дефектов в объекте контроля, а также персонала, занятого НК и оценкой качества объекта. Учитывая особенности объектов железнодорожного транспорта, подвергаемых НК при изготовлении, эксплуатации и ремонте, а также применяемые методы, средства и технологии контроля, можно выделить следующие системы НК: ответственных деталей подвижного состава, рельсов, сварных соединений в конструкциях пути, подвижного состава и искусственных сооружений.

Анализ состояния действующих систем НК ответственных деталей железнодорожного подвижного состава показал, что они характеризуются:

-влиянием на результаты НК человека-оператора и, как следствие, необходимостью повышения достоверности результатов НК как одного из важнейших средств обеспечения безопасности движения;

-большим разнообразием геометрических форм и размеров контролируемых объектов и применяемых методов и средств НК;

-отсутствием комплексного подхода к решению задач НК контролируемых объектов на всех стадиях их жизненного цикла (изготовления, эксплуатации и ремонта);

-достаточно четким изложением в документах по НК требований к критериям браковки объектов контроля;

-недостаточной отработкой нормативов времени на проведение технологических операций НК объектов контроля;

-отсутствием единых требований к организации работ по НК на предприятиях, к средствам НК, их техническому обслуживанию и метрологическому обеспечению, к уровню квалификации персонала по НК;

-недостаточной унификацией применяемых средств НК;

-недостаточной механизацией и автоматизацией процессов НК деталей подвижного состава;

-недостаточным использованием современных информационных технологий для сбора, накопления, хранения и анализа данных по результатам НК для мониторинга технического состояния объектов контроля;

-недостаточным уровнем профессиональной подготовки дефектоскопистов;

-относительно низкой производительностью труда дефектоскопистов [1].

Действующие системы НК ответственных деталей подвижного состава в целом обеспечивают выявление опасных дефектов с достаточно высокой надежностью. Однако это достигается за счет больших затрат на проведение НК объектов.

Обучение дефектоскопистов проводится в учебных центрах и дорожных технических школах. В последние годы на ряде железных дорог созданы центры для профессиональной подготовки дефектоскопистов и сертификации персонала по НК, однако, их численность недостаточна. В связи с этим на некоторых железных дорогах дефектоскописты направляются на обучение и повышение квалификации в учебные центры и технические школы, не связанные с железнодорожной тематикой. В ряде дорожных технических школ отсутствует необходимая учебно-лабораторная база, оснащенная современными дефектоскопами, образцами ответственных деталей подвижного состава для обучения, наглядными пособиями. В последние годы по заказу Департамента локомотивного хозяйства разработаны учебно-методические материалы для обучения персонала по НК (плакаты, обучающие компьютерные программы и видеофильмы, учебные пособия), однако, они еще не нашли широкого применения.

К основным направлениям повышения эффективности систем НК ответственных деталей подвижного состава относятся:

-механизация и автоматизация технологических процессов НК объектов контроля при их эксплуатации и ремонте с целью уменьшения влияния человеческого фактора на достоверность контроля и повышения производительности труда;

-разработка и внедрение новых технологий и средств НК с повышенными функциональными возможностями;

-совершенствование организационной структуры управления системами НК;

-модернизация и обновление  средств НК;

-сокращение номенклатуры применяемых средств НК;

-совершенствование метрологического обеспечения средств НК;

-совершенствование профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала по НК [2].

В условиях реформирования железнодорожного транспорта особенно актуальным является совершенствование организационной структуры управления системами НК.

Повышение достоверности результатов НК может быть достигнуто в проектировании, изготовлении, эксплуатации, ремонте. Следует отметить, что системы НК ответственных деталей железнодорожного подвижного состава при их изготовлении не достаточно эффективны, что приводит к систематическому пропуску в эксплуатацию объектов с дефектами изготовления, которые не всегда могут быть выявлены при НК этих объектов в эксплуатации и при ремонте.

Общепризнанными в отечественной и мировой практике механизмами управления системами НК являются: сертификация средств НК, аттестация методик по НК (руководящих документов и технологических инструкций), сертификация персонала в области НК; аккредитация подразделений (лабораторий) НК. Перечисленные работы должны выполняться Регистром сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, головной и базовой в области НК организациями метрологической службы ОАО «РЖД», организациями, осуществляющими в установленном порядке акредитацию лабораторий НК и сертификацию персонала по НК.

В соответствии с указанием МПС России от 16.06.2000 г. № М–1844у все вновь разработанные средства НК ответственных деталей подвижного состава должны подвергаться сертификации по показателям применения. С этой целью Концепция предусматривает:

-разработку технических требований к средствам НК ответственных деталей подвижного состава для проведения их сертификации по показателям применения, а также методику проведения испытаний;

-разработку и аттестацию отраслевых стандартных образцов с моделями дефектов для проведения сертификационных испытаний;

-создание испытательного центра, оснащенного отраслевыми стандартными образцами с моделями дефектов.

В связи с созданием на железных дорогах базовых предприятий по ремонту подвижного состава возможна автоматизация технологических процессов, в том числе и технологических операций НК.  Создание автоматизированных установок требует унификации технических средств и методов НК, совершенствования метрологического обеспечения НК.

Метрологическое обеспечение средств НК в настоящее время базируется в основном на стандартных образцах предприятия (СОП), представляющих собой контролируемые детали (фрагменты деталей) с моделями дефектов и применяемых для проверки работоспособности и настройки (установки порога чувствительности) ультразвуковых, вихретоковых и магнитопорошковых дефектоскопов  перед проведением контроля деталей. В настоящее время для настройки средств НК на ремонтных предприятиях требуется слишком большое число типов СОП. Соответственно возникают проблемы их изготовления и приобретения, технического обслуживания, калибровки и хранения. Так, на сегодняшний день число типов СОП для НК в локомотивном хозяйстве составляет более 30 единиц, и их число продолжает расти с увеличением номенклатуры контролируемых деталей. Для совершенствования метрологического обеспечения средств НК предусматривается минимизация числа СОП для настройки дефектоскопов.

В связи с тем, что на предприятиях железнодорожного транспорта активно внедряются автоматизированные и программируемые средства НК, Концепция предусматривает создание дорожных центров по техническому обслуживанию, ремонту и метрологическому обеспечению средств НК. Эти центры должны иметь передвижные лаборатории (вагоны) для обслуживания линейных предприятий [3].

С учетом внедрения новых методов и средств НК предусматривается корректировка действующих руководящих документов и инструкций по НК деталей подвижного состава.

Слабое развитие в настоящее время средств объективного документирования результатов НК деталей подвижного состава сдерживает возможность управления процессами их изготовления и ремонта на основе анализа данных НК. Предусматривается создание единых форм представления результатов НК ответственных деталей подвижного состава, а в дальнейшем­–автоматизированной системы мониторинга технического состояния этих объектов.

Для совершенствования управления системами НК ответственных деталей подвижного состава Концепция также предусматривает:

-завершение работ по созданию на заводах и линейных предприятиях подразделений НК (или подразделений НК и технической диагностики);

-разработку типовых норм времени на проведение НК деталей конкретного типа различными методами с учетом внедрения новых средств НК;

-разработку регламентов технической оснащенности предприятий железнодорожного транспорта средствами НК;

-разработку программы исключения из эксплуатации устаревших средств НК и замены их новыми.

Для повышения эффективности системы НК деталей локомотивов и моторвагонного подвижного состава (МВПС) при их ремонте Концепция предусматривает:

-разработку механизированного стенда для контроля свободных бандажей при формировании колесных пар локомотивов и МВПС;

-разработку автоматизированного стенда для контроля элементов колесных пар локомотивов и МВПС (по сериям);

-разработку автоматизированного вихретокового дефектоскопа для контроля латунных латунных сепараторов роликовых подшипников локомотивов и МВПС;

-внедрение программируемых средств НК, позволяющих повысить производительность контроля и документировать результаты контроля с применением компьютерной техники;

-разработку специализированных ультразвуковых преобразователей для механизированного и автоматизированного контроля элементов колесных пар локомотивов и МВПС;

-разработку механизированных стендов для контроля литых деталей автосцепного устройства;

-разработку типового ряда механизированных стендов магнитного контроля деталей подвижного состава, состоящих из унифицированных модулей  [4].

Одним из важнейших факторов, влияющих на достоверность результатов НК, является уровень знаний и навыков дефектоскопистов и инженерно–технического персонала, ответственного за разработку технологической документации и проведение НК на предприятиях.

В целях обеспечения железнодорожного транспорта специалистами в области НК различного уровня квалификации Концепция предусматривает:

-подготовку в университетах и техникумах (колледжах) России инженерно–технических работников в области НК объектов железнодорожного транспорта;

-завершение в 2003–2005 гг. сертификации персонала по НК на заводах-изготовителях и заводах по ремонту объектов железнодорожного транспорта, а также лиц, ответственных за НК в службах и линейных предприятиях железных дорог;

-подготовку и представление в Минтруд России предложений по переработке разделов ЕТКС в части требований к дефектоскопистам в области НК объектов железнодорожного транспорта;

-разработку и введение в действие типового положения о профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации, аттестации и сертификации персонала в области НК на железнодорожном транспорте с учетом требований ЕТКС и ПР 32.113–98 «Правила сертификации персонала по неразрушающему контролю технических объектов железнодорожного транспорта»;

-завершение разработки программ обучения и повышения квалификации инженерно-технических работников, ответственных за НК объектов железнодорожного транспорта;

-завершение разработки учебных планов и программ для профессиональной подготовки дефектоскопистов 3–6 разрядов;

-оснащение современными средствами НК и образцами контролируемых деталей ВУЗов, техникумов, дорожных технических школ и учебных центров для подготовки персонала по НК [5].

 

Список литературы

  1. Энциклопедия Ж.Д. [электронный ресурс] – 2015 – Режим доступа: http://www.jd-enciklopedia.ru/5-lokomotivy-i-lokomotivnoe-xozyajstvo/5-16-texnicheskaya-diagnostika-lokomotivov/
  2. Рином, ООО на Allbiz – Омск (Россия). [электронный ресурс] – 2015 – Режим доступа: http://77834.ru.all.biz/
  3. Рефератный сайт «FreeRef». [электронный ресурс] – 2015 – Режим доступа: http://freeref.ru/wievjob.php?id=507562
  4. ОАО «НИИ технологический контроль и диагностика железнодорожного транспорта». [электронный ресурс] – 2015 – Режим доступа: http:// http://www.niitkd.com/main.php?id=12&cid=14
  5. Рефераты, доклады, курсовые и дипломные работы. [электронный ресурс] – 2015 – Режим доступа: http:// docus.me/d/1082735/?page=3

 

Оригинал работы:

Совершенствование систем неразрушающего контроля ответственных деталей и узлов тягового подвижного состава




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*