Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Здоровье студентов Амурского медицинского колледжа

15.11.2016 732 1328
Иманова Галина Васильевна
Иманова Галина Васильевна, преподаватель общих аспектов сестринского ухода

Макарова Маргарита Сергеевна
Макарова Маргарита Сергеевна, студент

Амурский медицинский колледж

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью. На сегодняшний день у молодёжи, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; низок уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых. В современном мире студенческая молодёжь не представляет проблему распространения наркомании, алкоголизма, курения и ВИЧ-инфекции как социально опасных проблем для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом у молодежи не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье.

Поэтому проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Данная тема определяет не только состояние и проблемы здоровья наших детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений.

Сохранение здоровья как значимый внутренний мотив возникает чаще всего в период зрелости. В качестве побуждающих факторов выступает болезнь или «букет» болезней, жизненный кризис, другие экстремальные жизненные ситуации. В действительности, однако, здоровый образ жизни у человека должен целенаправленно и постоянно формироваться с самого раннего возраста. Только при этом условии он будет реальным рычагом укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Как нам всем известно, одним из главных направлений молодежной политики в современной России обозначено формирование отношения к здоровому образу жизни как к личному и общественному приоритету, пропаганда ответственного отношения к своему здоровью. Негативные тенденции состояния здоровья населения Российской Федерации постоянно отмечаются в государственных докладах последних лет. Тревогу вызывает состояние здоровья детей, подростков и молодежи. Особенно актуальной является проблема здоровья студенческой молодежи. Студенты относятся к числу наименее социально защищенных групп населения, в то время как специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют повышенные требования практически ко всем органам и системам их организма.

Страна нуждается в здоровом поколении, а достичь этого можно только с помощью широкого и грамотного распространения принципов здорового образа жизни. Понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также жизненные цели и ценности и т.д. Самые энергичные усилия врачей и медицинских работников не могут гарантировать нам здоровья. Никто не может за нас сделать зарядку, вовремя расслабиться, отказаться от лишней рюмки вина и сигареты. Наше здоровье и благополучие – дело наших рук. Чтобы быть здоровым, надо захотеть стать им. Для этого следует вести здоровый образ жизни. Как говорил Гиппократ: «Здоровье есть высочайшее богатство человека».

А так как мы являемся будущими медиками, то должны помнить, что охрана здоровья населения – это профессиональный долг медицинского работника, а его собственное здоровье – ресурс необходимых в работе душевных и физических сил. Личность медицинского работника во многом определяет общественное здоровье, поскольку медик служит примером отношения к своему здоровью.

Изучая данную тему, мы решили выяснить, а соблюдает ли студент Амурского медицинского колледжа компоненты здорового образа жизни, а также проанализировать состояние заболеваемости студентов АМК, их информированность о последствиях, факторах риска, мерах профилактики, их отношение к собственному здоровью и готовность психологически нести ответственность за свое здоровье.  Прежде чем перейти к дальнейшему исследованию данной темы, мы выясним, что же такое здоровый образ жизни?

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это деятельность людей, которая направлена на укрепление, улучшение и сохранение своего здоровья, предупреждение возникновения и развития заболеваний. При этом ЗОЖ объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Как целостная система, ЗОЖ складывается из трех основных взаимосвязанных элементов, или трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций. В целом структура ЗОЖ включает в себя  следующие компоненты: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим дня, психофизиологическую регуляцию, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек. Здоровье и здоровый образ жизни это два взаимосвязанных компонента одного целого, которые не могут обойтись друг без друга. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов». Можно выделить несколько компонентов здоровья:

  1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека.
  2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.
  3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, душевного комфорта.
  4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которой определяет система нравственных ценностей.

Можно считать, что критериями здоровья являются:

  1. Соматическое и физическое здоровье – «я могу».
  2. Критерий, характеризующий потенциальные возможности человека его антропологическим показателям в соответствии с возрастом и полом.
  3. Группа критериев, характеризующих индивидуальные особенности личности и его жизненные позиции.
  4. Психическое здоровье – «я хочу»;
  5. Нравственное здоровье – «я должен».

По данным Всемирной организации здравоохранения определены основные факторы риска, влияющие на здоровье.

Наследственность и экология влияют на 20 %; здравоохранение – 10 %; 50 % нашего здоровья определяет образ жизни.

Анализ научной литературы, посвященной здоровью студенческой молодежи, показывает, что за время обучения, здоровье студентов не только не улучшается, но и в ряде случаев ухудшается. По данным многих авторов, сами студенты практически не предпринимают никаких мер к укреплению своего здоровья, хотя в рейтинге ценностей ставят здоровье на второе место после образования, вполне понимая, что высокий уровень здоровья дает конкурентные преимущества на рынке труда. А как предстоят дела в нашем Амурском медицинском колледже?! Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили проанализировать посещаемость студентов АМК с 1 по 4 курс за три года.

2013-2014 (693чел-55%)                       

1 курс- 60,8%

2 курс- 21,2%

3 курс- 13%   

4 курс-  35% 

2014-2015г  (626чел-50%)

1 курс- 45,5%

2 курс –  24,9%

3 курс-  24,6%

4 курс – 5%

2015-2016 г (949чел-75%)

1 курс-63,4%

2 курс- 18,4%

3 курс-13%

4 курс- 5,2%

Здоровье студентов АМК вызывает серьезные опасения. Согласно данным медицинского осмотра, терапевтические заболевания имеют 37 % студентов, эндокринологические –25%; заболеваниями глаз страдают 22 %; уха, горла, носа –6%; гинекологические, неврологические и заболевания выявлены соответственно у 7%;   3 %;  обучающихся. Причем впервые патология выявлена у 15,6% обследованных; остальные имели данные заболевания и ранее. Практически здоровыми являются лишь 9 % из обследованных студентов.

Характерной особенностью заболеваний в современных условиях является высокая частота сочетанных поражений, например, заболевания желудочно-кишечного тракта сочетаются с изменениями костно-мышечной системы (61%), с нарушениями состояния нервно-психического здоровья (26,7%); а также аллергической патологией (12,3%).

Медики отмечают, что в современных условиях изменился патоморфоз заболеваний; отмечается упорное хроническое, рецидивирующее течение, утрачивается сезонность обострений; появляются тяжелые осложнения, что снижает эффективность медикаментозной терапии и ухудшает прогноз большинства болезней, способствуя формированию инвалидности.

Таковы данные медицинских заключений. А вот как оценивают состояние своего здоровья сами студенты АМК. Мы попросили студентов, дать оценку состоянию своего здоровья:

  1. 50% считают, что оно хорошее;
  2. 12% ответили, что оно слабое;
  3. 38% оценили как удовлетворительное;

Среди указанных заболеваний самые различные: желудочно-кишечного тракта (гастрит, хронический  гастродуоденит, язва 12-перстной кишки); эндокринной системы (заболевания щитовидной железы); сердечно-сосудистой системы (систолический шум, тахикардия, экстрасистолия; миокардиопатия, вегето-сосудистая дистония, варикозное расширение вен); кожно-мышечной системы (сколиоз, остеохондроз); дыхательной системы (бронхиальная астма, бронхит, хронический ларингит, ЛОР-болезни).

Перечень заболеваний, которые беспокоят студентов АМК, можно продолжить и дальше: заболевания почек, печени, мочеполовой сферы, глазные болезни, ампутация конечности и т.д.

Интересно, что даже студенты, считающие себя абсолютно здоровыми, отмечают, что их беспокоят головные боли (85 %); слабость, утомляемость после занятий – 96 %, нарушения сна – 66 %; головокружение, неустойчивость при перемещении положения тела наблюдаются у 17 %, у 10 % случаются обмороки, у 72 % бывают боли, неприятные ощущения в области сердца, учащенное сердцебиение, перебои. 50 % студентов отмечали случаи повышения артериального давления. Очень большой процент опрошенных жалуется на боли в животе (79,2 %), тошноту, изжогу (60 %); нарушения стула (46 %). Боли в пояснице испытывают 85 % студентов.

Являясь частью общества, студенты в полной мере подвержены воздействию комплекса неблагоприятных факторов, связанных с современной экономической ситуацией многие студенты вынуждены покидать привычную домашнюю среду, начинают жить в общежитии либо снимают комнату, что существенно влияет на образ жизни, требуя приспособления к новым условиям жизни. Необходимо обратить внимание на крайне высокую интенсивность современного учебного процесса, при котором студенты испытывают серьезный рост учебных нагрузок, который происходит при одновременном снижении физической активности и отсутствия сформированной приверженности к здоровому образу жизни. Указанные факторы негативно сказываются на состоянии физического и психического здоровья студентов. Физическое воспитание в колледже является неотъемлемой частью образования. От качества организации и проведения занятий со студентами зависит уровень их физической подготовленности и здоровья, а также отношение к физической культуре по окончанию учебных заведений. Анализ реального состояния дел в физическом воспитании студентов даёт основание полагать, что эффективность этого процесса далека от желаемой действительности.

Нами было проведено анкетирование студентов Амурского медицинского колледжа г. Благовещенска.

В число опрошенных вошли студенты с 1 по 4 курс 1 курс-33%, 2 курс -22%, 3 курс-21% 4 курс-24%. В возрасте от 14 до 40 лет.

1.А) 14-18 лет-54%, Б)19-22года-40,4%, В)30-45лет-5,6%. Среди них 75% девушек, 25% мужчин. В общежитие проживает -43% студента а ,студенты имеющие собственное жилье- 57%

Проанкетировано 267 студента.

В качестве методики исследования применялась закрытая анкета с предложенными вариантами ответов. Анкета содержала вопросы, касающиеся соблюдение студентами здорового образа жизни.

В результате исследования было выявлено, что 64  % опрошенных - курит. Объясняя это следующими причинами: 42%-снимает стресс, у 38% опрошенных «нет силы воли бросить», 5% объясняет это тем, что «все курят, и я буду», «облегчение общению» указали 11% респондентов, 4% ответили что таким образом они «расслабляются». При этом 87%  студентов осведомлены о неблагоприятном воздействие табакокурения. Ставя на 1 место- рак лёгкого, на 2 место- бесплодие у мужчин, 3 место- косметические дефекты(жёлтые зубы, ломкие ногти, волосы и т.д.. Подавляющее большинство студентов 55% могут легко расстаться с этим пагубным для здоровья воздействием, 23% опрошенных затрудняются ответить.

На следующем этапе исследования, мы решили выяснить употребляют ли  наши студенты алкогольные напитки? Были получены следующие данные: 62% употребляют алкогольные напитки,6% употребляют очень редко, и только 32% ответили отрицательно. На вопрос: «Как часто Вы, употребляете алкогольные напитки?» 17% ответили что «когда захотят», 8%- раз в неделю, 18% респондентов ответили – раз в месяц, и большинство опрошенных –57% только по праздникам. Большая часть студентов предпочитают пиво-43%, на втором месте  вино-24%, водку -19%, Коньяк- 12%,на энергитик указали 10% , шампанское – 8% . 87% опрошенных, знают о последствиях частого употребления алкоголя. «Доводилось ли пробовать вкус наркотиков?» получен 100% отрицательный ответ. У всех респондентов нет причин, мотивов употреблять, или пробовать наркотические вещества.

У каждого из нас есть вкусовые привычки и предпочтения. Но не всегда та пища, что мы предпочитаем, является полезной для нашего здоровья.

Рациональное, правильное, здоровое питание - основное, составляющее здорового образа жизни. Правильное питание - это основа нашего здоровья.

Нашему организму, для его полноценного функционирования, постоянно требуются различные микроэлементы. Многие из них, являются незаменимыми. Наш организм - это высоко технологичная «химическая» лаборатория. Многие компоненты, необходимые для нормальной работы всех органов, он может синтезировать сам.

Но есть такие микроэлементы, которые он сам синтезировать не может. К таким компонентам относятся, в частности, витамины. Витамины мы получаем, в основном, с пищей. Именно поэтому, здоровое питание должно включать в себя, в обязательном порядке, необходимое количество витаминов и минералов.

Питание современного городского жителя большим содержанием витаминов не отличается. Скорее наоборот. Диетологи констатируют катастрофический дефицит, в современном питании, природных витаминов и минералов. Подчеркиваю, именно, природных или натуральных. Никакие «мультивитаминные комплексы» не заменят тех витаминов, которые мы получаем с натуральными продуктами.

Вот чего требует наш желудок, а совсем не «гамбургеров» и промышленных полуфабрикатов. Это вообще не продукты, а, в лучшем случае, лишь их суррогаты. Не из таких продуктов состоял рацион питания наших предков. Не к такой еде наш организм приспосабливался многие тысячелетия.

Ведущие диетологи обеспокоены резким снижением в нашем питании натуральных пищевых волокон (клетчатки, целлюлозы и пр.) Наше питание состоит из мягкой, жирной, рафинированной пищи. Такая еда приводит к расстройству нашей пищеварительной системы. Наш организм требует грубой, нерафинированной пищи, обогащенной клетчаткой. Это овощи, фрукты, злаковые и бобовые культуры, всевозможная зелень.

Переход к здоровому образу жизни, в первую очередь, подразумевает переход к здоровым продуктам питания. Природа создала для нас огромное количество вкусных и полезных для нашего организма продуктов. Не надо их заменять всяческими суррогатами. Еще Гиппократ говорил, что «еда должна быть нашим лекарством, а лекарство едой»

А как же питается наш студент? Мы решили узнать соблюдают ли наши студенты принципы правильно питания.

«Избыток пищи мешает тонкости ума?» - так называлось одно из наших исследований. Прежде всего, мы выявили соотношение роста и массы тела обследованных. Средний рост нашего студента около 168 см, а вес около 54 кг. Наблюдается небольшой дефицит массы тела. А причины заключаются в нерациональном питании, недостаточном употреблении сырых овощей и фруктов, недостатке белка. Отсюда довольно часто встречаются заболевания желудочно-кишечного тракта.

На вопрос: «Как часто в течение дня вы питаетесь?»  39% ответили, что они питаются не менее трех раз в день, 58% - два раза. Вызывает тревогу то, что 3% студентов питаются всего один раз в день.

Известно, что для полноценной жизни, особенно молодым, необходимо завтракать. 37% ответили, что завтракают всегда, 30% завтракают редко,33% со всем не завтракают.

На вопрос «Как часто вы едите свежие овощи и фрукты?» 52% студентов ответили, что едят свежие фрукты и овощи 3-4 раза в неделю, 31% -   1 раз в день, всего 5% едят свежие овощи и фрукты несколько раз в день.

На вопрос анкеты «Как часто вы употребляете фастфуды», получили следующие результаты: 62%- употребляют их почти каждый день, 15% респондентов ответило, что раз в месяц, 23% - очень редко, только тогда когда захочется.  На вопрос анкеты «Знаете ли вы что такое правильное питание?» 42% ответили положительно,  большая часть респондентов затруднилось ответить на данный вопрос. Заключительным вопросом, мы хотели выяснить знают ли наши студенты, какое влияние оказывает рациональное питание на здоровье человека? Получили следующие данные: 57% считают, что от правильного питание зависит наше здоровье, 30% считают, что не какое влияние питание не оказывает, остальная часть опрошенных затруднилось ответить на данный вопрос.

На следующем этапе мы решили выяснить, а соблюдают ли наши студенты здоровый образ жизни.

Придерживаются ЗОЖ-40%, нет - 60%

На вопрос анкеты, что можно отнести к выражению ЗОЖ.

  1. 31%- регулярное посещение врача с целью профилактики;
  2. 16%- доброжелательные отношения с другими людьми;
  3. 24%-умение справляться со своими эмоциями, гармония с собой;
  4. 29%- интерес к информации о здоровом образе жизни.

Какую группу посещаете на физической культуре?

  1. 55% -Ответили, что посещают основную группу;
  2. 13%-посещают подготовительную группу.
  3. 21%- специальную группу;
  4. 11%- вообще не ходят на физическую культуру;

На вопрос, что мешает придерживаться принципов здорового образа жизни:

  1. Недостаток времени отметили – 24%
  2. На материальные трудности указали – 8%
  3. На отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости ответили 68% респондентов.

Студенты, имеющие собственное жилье и оценивающие условия проживания как хорошие, гораздо чаще других считают себя здоровыми. Среди студентов, проживающих в общежитии, здоровыми себя считают в 1,5 раза меньше. По мнению студентов, первостепенным фактором, неблагоприятно влияющим на здоровье, является постоянное переутомление, связанное с высокой интенсивностью учебной нагрузки и необходимостью работать параллельно с учебой. На втором месте –неудовлетворительные жилищные условия, затем следуют: безразличное и невнимательное отношение к собственному здоровью, проблемы в семье, несбалансированное питание, вредные привычки. Среди факторов определяющих здоровый образ жизни молодого человека, в первую очередь состояние индивидуального здоровья, необходимо отметить следующие: режим питания, уровень двигательной активности, уровень стрессовой нагрузки, наличие негативных привычек (курение), употребление алкоголя, наркотиков, социально-опасные инфекционные болезни.  ступенью привлечения молодежи к ведению здорового образа жизни является период адаптации студента на первом курсе колледжа. Ведь требования программы школы и колледжа радикально отличаются. Это, в значительной степени, дает свой отпечаток на психику молодых людей, что в дальнейшем дает сбой в ведении здорового образа жизни. Разрыв с домашней обстановкой, принятия самостоятельных решений не всегда является удачным для студента. И как всегда на помощь приходят нежелательные друзья – алкоголь, курение, наркотики. Поэтому именно в период адаптации большая ответственность возлагается на воспитателей общежитий, кураторов и классных руководителей.

Итак, мы определили, что здоровье студентов АМК как по объективным, так и по субъективным данным нельзя считать даже удовлетворительным. Поэтому и перед студенческим научным обществом, перед педагогическим научным обществом, перед педагогическим коллективом и непосредственно перед каждым студентом должны стоять определенные задачи.

В соответствии с выявленными заболеваниями необходимо определить систему медицинских мероприятий. Цель их одна: восстановление утраченных резервов здоровья человека.

Студенческая молодежь – это будущее нашей нации, будущие матери и отцы детей, которые должны появиться на свет. В колледже необходимо создать условия для воспитания у студента чувства ответственности за свое собственное здоровье, формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни. Для достижения положительных результатов организации здоровье сохранения в нашем колледже лучше использовать различные методы работы. Наиболее распространенными и информативными формами в данном случае, являются беседы, лекции, дискуссии, круглые столы, индивидуальные консультации. Таким образом, только хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний способствует снижению заболеваний, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровье студентов, формирование активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Красноперова Н.А. «Педагогическое обеспечение формирования ЗОЖ студента» // Теория и практика физической культуры -2005№ 6
  2. Федулова Т.А. «Формирование здорового образа жизни студентов через создание и апробацию здоровьесберегающих технологий», журнал «Среднее профессиональное образование» №11, 2001
  3. Дворникова О.Б. «Формирование здравотворческой компетенции студентов». Журнал «Специалист» №8, 2003г., с.13
  4. Курилова Н.П., Бондарь Ю.А., Гречихина М.В.. «Забота о здоровье студентов». Журнал «Специалист» №12, 2003г., с.17
  5. Глотова И.Г. «Вопросы этики как элемент качества медсестринской практики». Журнал «Главная медсестра», №4, 2001г. с.95
  6. Козлова, В. «Рациональная пирамида»/ В. Козлова// «Будь здоров». – 2010 № 8 С.5-10
  7. Стародубов В.И., Щепин О.П. «Общественное здоровье и здравоохранение». Национальное руководство Москва Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа» 2013 г.

 

Оригинал работы:

Здоровье студентов Амурского медицинского колледжа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*