Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Информационно - образовательная среда – важнейший компонент новой системы образования

15.11.2016 3420 6574
Гарькавая Оксана Юрьевна
Гарькавая Оксана Юрьевна, преподаватель

Южно-Якутский технологический колледж

Требования к условиям реализации основной образовательной программы представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов образования.

С введением новых государственных образовательных стандартов важнейшим компонентом новой системы образования становится информационно-образовательная среда (ИОС), в основе которой лежат современные информационные технологии, обеспечивающие:

  • стремительный рост информационно-ресурсной базы,
  • свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам,
  • дистанционность,
  • мобильность,
  • возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ,
  • интерактивность,
  • возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.

ИОС в процессе обучения одновременно выступает и как условие современного процесса обучения, и одновременно, как средство формирования новой системы образования.

С точки зрения образовательного процесса современная информационно-образовательная среда – это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на формирование творческой, интеллектуально и социально развитой личности. Она представляет собой совокупность взаимодействущих компонентов – банка информационно-образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения, современных средств коммуникации (Интернета), педагогических технологий.

Таким образом, одним из результатов введения нового федерального государственного стандарта рассматривается создание информационно-методической развивающей образовательной среды - оптимальных информационно-методических условий для реализации основных образовательных программ.

При этом информационно-образовательная среда понимается как педагогическая система нового уровня и должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) содержат следующие компоненты:

-новая цель образования;

-новое содержание образования;

-новые средства обучения;

-новые технологии обучения;

-новые требование к подготовке учителя;

-новое целеполагание для учащихся и учителей.

Что же формирует новую цель образования? Во-первых, общественный договор (новые образовательные запросы общества, семьи и государства). Во-вторых, новые технологии (широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни).

Основная цель современного образования – формирование новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной модернизации российского общества.

Что дают образованию новые технологии?

  1. Стремительный рост информационно-ресурсной базы.
  2. Свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам.
  3. Дистанционность.
  4. Мобильность.
  5. Возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ.
  6. Интерактивность.
  7. Возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.

Отметим, что современное содержание образования не может ограничиваться перечнем требований к предметным знаниям, умениям и навыкам. Оно должно охватить все новые компоненты социализации:

  • Систему духовно-нравственных ценностей;
  • Систему научных представлений о природе, обществе и человеке;
  • Систему универсальных учебных действий.

Важнейшее условие и одновременно средство формирования новой системы образования – информационно-образовательная среда (ИОС). Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой – системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

С точки зрения образовательного процесса современная информационно-образовательная среда – это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности.

Системно-структурная организация информационно-образовательной среды проявляется в том, что она представляет собой совокупность взаимодействующих систем (подсистем):

  1. Информационных образовательных ресурсов.
  2. Компьютерных средств обучения.
  3. Современных средств коммуникации.
  4. Педагогических технологий.

Состав информационных образовательных ресурсов системы (ИОС) :

  1. Компоненты на бумажном носителе (учебник - органайзер, рабочая тетрадь – тетрадь тренажер);
  2. Компоненты на CD и DVD (электронное приложение к учебнику, электронные наглядные пособия, электронный тренажер, электронный практикум);
  3. Интернет-среда ИОС (методическая поддержка учителя: программы, конструктор уроков; Интернет школа; Интернет ИПК; мультимедиа коллекция).

Системный характер воспитательно-образовательного эффекта использования информационно-образовательной среды заключается в том, что она – как системный интегратор всего педагогического процесса, обеспечивает качественно новые параметры образования.

Педагогический потенциал информационно-образовательной среды включает в себя следующие компоненты:

  • Индивидуализация учебного процесса;
  • Организация коллективной деятельности и работы в группах сотрудничества;
  • Ориентация на самообразование;
  • Создание ситуации успешности для учащихся;
  • Социализация учащихся;
  • Возможность обеспечения деятельностного подхода;
  • Обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебного процесса;
  • Гибкость организационной структуры обучения с использованием ДОТ;
  • Возможность интенсификации процесса обучения;
  • Разноуровневость содержания образовательного ресурса.

Каковы же требования нового ФГОС? Во-первых, образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками, в том числе с электронным приложением как их неотъемлемой частью. Во-вторых, образовательное учреждение должно иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам. В-третьих, библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам.

Результат - изменение роли участников педагогического процесса. В традиционной системе образования ученик:

-получает готовую информацию.

Учитель:

-транслирует информацию.

Новое качество образования – учитель организует деятельность ученика по работе с информацией на основе созданной им модели урока. Ученик осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации. В итоге мы получаем новый образовательный результат – развитие компетентности к обновлению компетенций и мотивации к обучению на разных этапах развития личности учащихся.

Таким образом, мы приходим к выводу, что информационно-образовательная среда является важнейшим компонентом новой системы образования, она позволяет организовать учебный процесс на современном техническом и методическом уровне и обеспечивает условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, согласно требования нового стандарта образования.

 

Оригинал работы:

Информационно - образовательная среда – важнейший компонент новой системы образования

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*