Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСегодня любой, даже далекий от работы в сфере профессионального образования человек понимает, что в этой сфере не все так идеально, как хотелось бы, и что изменения необходимы. Потому, что меняется жизнь, причем стремительно и необратимо, и с помощью устаревших методов и форм обучения не получается уже подготовить специалистов, востребованных современным рынком.
Что бы ни говорили о советской системе образования – в ней было много плюсов. Именно она позволила подготовить большое количество высокопрофессиональных специалистов в различных областях, но она же в соответствии с господствовавшей в экономике того времени идеологией плановости не позволяла делать их гибкими, восприимчивыми, готовыми к разным изменениям. Когда распался Советский Союз, исчезла не только великая империя. Исчезла идеология социалистического хозяйствования. На смену ей очень медленно и трудно стала приходить идеология рынка, конкурентной среды, обостренно-болезненной (характерной для периода становления) борьбы за свое место под солнцем.
Система образования, по природе своей консервативная, не смогла быстро среагировать на эти изменения. Результаты не заставили себя ждать – подготовленные «по старинке» специалисты с трудом находили себе работу, работодатели не спешили предлагать им хорошие зарплаты, не будучи уверены в их компетентности и способности соответствовать новым стандартам жизни. В связи с этим из-за отсутствия квалифицированных кадров переход экономики на рыночные рельсы заметно пробуксовывал.
Постепенно необходимость перемен в сфере образования стала очевидна для всех. Серьезным поводом к этому стало присоединение России к странам-участницам Болонского процесса.
Накопленный опыт наглядно продемонстрировал – улучшения технического оснащения и введения в учебный план новых курсов явно недостаточно. Проблема не только в том «чему мы учим», но и в том «как учим». Именно педагогические технологии оказались наименее восприимчивы к необходимым изменениям в нашей системе профессионального образования, и сегодня инновационный подход должен применяться в первую очередь к методам, формам и способам обучения. Интересные и нестандартные формы и методы дают возможность не только повысить качество образования, но и по-настоящему заинтересовать студента, увлечь его новой дисциплиной, помочь ему развить необходимые в будущем компетенции.
Без создания, внедрения и активного использования на всех уровнях современных образовательных технологий формирование у студентов не только профессиональных, но и других, необходимых в современном социуме, компетенции не представляется возможным. Осознание неизбежности и необходимости этого процесса позволят искать пути решения проблемы, а внедрение современных приемов и методов обучения – формировать действительно востребованных рынком специалистов, готовых к различным поворотам в жизни, политике и экономике.
Содержание профессионального образования в большей мере, чем содержание других видов образования, должно строиться на основе модели будущей профессиональной деятельности студента. Такой подход возможен только на основе выработки новых идей, их апробирования и внедрения в практику деятельности образовательного учреждения.
Суть инновационного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее». В лучших своих образцах оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем по мере необходимости приобретать знания самостоятельно.
Реализация новых подходов к задачам профессионального образования отражена в Программе «Развитие ГОУ СПО ТО «ТГКСТ» на период до 2016 года».
Научно-методической проблемой техникума является «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга», которая направлена на достижение генеральной цели профессионального образования – подготовка конкурентоспособного специалиста. Решается проблема через деятельность цикловых комиссий. Каждая цикловая комиссия имеет свою методическую проблему, которая трансформируется в методические проблемы членов цикловой комиссии.
Цикловая комиссия специальных дисциплин специальностей 08.02.07, 13.02.02 (председатель Черкасова И.С.)
Методическая проблема: Формирование профессиональных компетенций и мобильности будущих специалистов через применение практико-ориентированного обучения.
Цикловая комиссия специальных дисциплин специальности 08.02.01 (председатель Фридляндер О.В.)
Методическая проблема: Обеспечение качества подготовки специалистов в условиях модернизации среднего профессионального образования через практико-ориентированное обучение.
Цикловая комиссия специальных дисциплин специальностей 08.02.06, 21.02.09 (председатель комиссии Абрамова Е.И.)
Методическая проблема: Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов как условие повышения качества обучения.
Цикловая комиссия общепрофессиональных дисциплин (председатель Боярова А.Л.)
Методическая проблема: Создание условий для развития личности, формирование профессиональных компетенций будущих специалистов через практико-ориентированное обучение на дисциплинах общепрофессионального цикла.
Цикловая комиссия информационн-экономических дисциплин и специальностей 09.02.04, 38.02.01 (председатель Соцкова С.Н.)
Методическая проблема: Формирование информационной культуры в процессе подготовки современного специалиста.
Цикловая комиссия гуманитарных, социально-экономических дисциплин и специальности 21.02.05 (председатель Присенко Н.А.)
Методическая проблема: Формирование личностных качеств будущего специалиста. Профессиональная социализация.
Цикловая комиссия общеобразовательных дисциплин (председатель Соломатина А.Г.)
Методическая проблема: Повышение качества обучения через использование личностно-ориентированных технологий.
В ходе работы над методическими проблемами проводились открытые учебные занятия, внеклассные мероприятия, конкурсы, олимпиады, разрабатывались учебно-методические комплексы дисциплин.
Фридляндер О.В. методическую проблему «Подготовка студентов к выполнению дипломных проектов через проектно-ориентированное обучение» осуществляет через проведение открытых защит курсовых проектов, организацию конкурса профессионального мастерства, проведение олимпиады по строительным технологиям, проведение внеклассных мероприятий по специальности 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений".
Золотова Е.В. методическую проблему «Использование межпредметных связей как условие повышения качества обучения» осуществляет через организацию классных часов по специальности, конкурсов, олимпиад.
Соломатина А.Г. методическую проблему «Повышение уровня профессионально-прикладной подготовленности студентов как условие формирования ключевых компетенций будущих специалистов» осуществляет через участие в городской военно-спортивной игре «Победа», проведение военно-спортивного праздника «Мы – патриоты России».
Маслова Л.В. методическую проблему «Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста через воспитание ценностных ориентиров личности и духовного мировоззрения, увеличение словарного запаса, развитие навыков культуры речи» осуществляет через проведение классных часов, конкурсов лучшего чтеца для студентов первого курса, литературно-музыкальных композиций, участие в научно-практических и научно-исследовательских студенческих конференциях.
Присенко Н.А. методическую проблему «Роль активных методов обучения в формировании общих и профессиональных компетенций будущих специалистов» осуществляет через участие в смотрах-конкурсах, организацию общетехникумовского мероприятия «Поклонимся великим тем года!», проведение открытых учебных занятий, участие в научно-практических конференциях.
Соцкова С.Н. методическую проблему «Освоение автоматизированных систем обработки информации и организация проектной деятельности студентов» осуществляет через проведение открытых уроков, разработку комплектов дидактических материалов, методических указаний для практических занятий, разработку проектов студентами на языках HTML и Java Script.
Кудрявцева О.Б. методическую проблему «Развитие ключевых компетенций будущих специалистов через изучение физико-математических дисциплин» осуществляет через организацию и проведение внеклассных мероприятий, участие в выставках научно-технического творчества студентов, в научно-исследовательских студенческих конференциях.
Жук Т.Ю. методическую проблему «Совершенствование ПК будущего специалиста в области эксплуатации и модификации автоматизированных информационных технологий через курсовое и дипломное проектирование» осуществляет через подготовку к курсовому и дипломному проектированию.
Токарева Н.В. методическую проблему «Формирование профессиональных компетенций и мобильности будущих специалистов через применение практико-ориентированного обучения» осуществляет через проведение бинарных занятий, видео-уроков, конкурсов профессионального мастерства, участие в Интернет-тестировании.
Жучкова Н.Г. методическую проблему «Совершенствование методики проведения учебных занятий теоретической и практической направленности» осуществляет через открытые защиты курсовых проектов, экскурсии на энергетические объекты, проведение бинарных занятий, видео-уроков, конкурсов профессионального мастерства, участие в Интернет-тестировании.
Абрамова Е.И. методическую проблему «Организация самостоятельной работы студентов как условие формирования профессиональной компетенции будущих специалистов» осуществляет через самостоятельную работу на учебных занятиях, проведение открытых уроков, участие в конкурсах.
Тарасова Л.А. методическую проблему «Практико-ориентированное обучение через обогащение учебно-программного материала передовым опытом производственных предприятий города Тулы» осуществляет через участие студентов в конкурсе профессионального мастерства, выставках, тематических классных часах.
Луценко Т.П. методическую проблему «Развитие ключевых компетенций будущего специалиста через практико-ориентированный метод обучения и организацию самостоятельной работы» осуществляет через разработки электронных учебников, методических указаний к практическим занятиям для студентов заочного отделения, проведение открытых учебных занятий, научно-практических конференций.
Новикова О.В. методическую проблему «Внедрение инновационных педагогических технологий через использование метода проблемного обучения» осуществляет через проведение открытых учебных занятий, внеклассной работы, участие в конкурсах, организацию общетехникумовского мероприятия «Поклонимся великим тем года!», участие в научно-практических конференциях.
Боярова А.Л. методическую проблему «Создание условий для гармоничного развития личности, формирования профессиональных компетенций будущих специалистов через практико-ориентированное обучение 2 осуществляет через проведение открытых учебных занятий, проведение конкурсов «Лучший геодезист техникума», профессионального мастерства, участие в конкурсах творческих работ студентов, выставках.
В современных условиях развития образования особая роль отводится эффективным образовательным технологиям, при которых активная субъективная позиция студентов в собственной учебной деятельности обеспечивает формирование необходимых общих и профессиональных компетенций. Преподаватели техникума успешно применяют интерактивные педагогические технологии, создающие оптимальные условия для раскрытия и развития способностей будущих специалистов: Боярова А.Л., Вьюгина Л.М. - практико-ориентированное обучение, Булгакова Г.П., Захарова Е.А., Соцкова С.Н., Жук Т.Ю. - информационно-коммуникационные технологии, Горенкова Л.Н., Соломатина А.Г., Солодовникова М.В. - здоровьесберегающие технологии, Золотова Е.В., Верещака И.А., Клименко Г.А., Фридляндер О.В., Машнина В.П., Черкасова И.С.,Токарева Н.В. – технологии модульного обучения, Кудрявцева О.Б., Ильин Г.В., Михайлина И.И., Никитина М.В., Ярославцева Н.В. - личностно-ориентированные технологии, Маслова Л.В. - обучение в сотрудничестве, Новиков А.И., Новикова О.В. - технология использования игровых методов, Присенко Н.А. - проблемное обучение, Цибикова В.Г., Абрамова Е.И. – проектные методы обучения.
Большинство преподавателей не только осознают необходимость перемен в организации образовательного процесса, но и готовы активизировать опытно-экспериментальную деятельность, что способствует становлению инновационного образовательного пространства техникума.
Для осуществления такой деятельности педагогам необходимо постоянно повышать уровень профессионального развития.
В системе менеджмента качества, которая успешно функционирует в нашем техникуме, разработаны системные показатели профессионально-педагогической деятельности преподавателя, в том числе с учетом таких компонентов педагогической культуры, как методологический, проектный, рефлексивный, самообразовательный.
Данные мониторинга педагогической деятельности показывают, что, с одной стороны, педагоги готовы и могут организовывать внедрение инноваций в процесс обучения, но, с другой стороны, уровень самообразования и самосовершенствования не высок, что предопределяет необходимость тщательной предварительной подготовки в области инноватики. Несомненно, инновационная деятельность невозможна без профессиональной готовности педагогических работников к процессу нововведений.
В целях удовлетворения информационно-методических потребностей преподавателей и развития их творческого потенциала в техникуме организована работа постоянно действующего методического семинара, в рамках которого рассматриваются актуальные педагогические проблемы, в том числе и использование в учебном процессе инновационных образовательных технологий, проводятся мастер-классы.
Выходом деятельности групп преподавателей являются инновационные проекты, которые вызвали большой интерес и получили признание на всероссийских выставках, конкурсах, посвященных проблемам современного образования. За прошедший год преподаватели приняли участие в 16 областных конкурсах и 70 Всероссийских, в 40 стали призерами.
Освоение новых технологий и технологизация учебного процесса является адекватным средством для запуска и разворачивания инновационной деятельности педагогов.
Педагог – одна из наиболее важных профессий современности. От уровня подготовки и профессиональных навыков педагогов зависит не только образованность подрастающих поколений, но как следствие, от их усилий зависит, какой будет человеческая цивилизация через несколько десятилетий. Педагогическая деятельность требует постоянного пополнения знаний и развития профессиональных навыков. Именно эту задачу призваны выполнять творческие мастерские преподавателей, в которых педагог выходит на новый уровень самоорганизации – в режим непрерывного педагогического совершенствования и поиска.
Слияние учебно-воспитательной и инновационной деятельности приводит к эвристическому резонансно-синергетическому эффекту, рождающему педагога-исследователя. Исследовательское начало поднимает педагога на высший уровень его профессионального мастерства, формирует исследовательский стиль деятельности. В этом заключается функция профессионально-педагогического самосовершенствования педагога.
Художник ищет новые закономерности и взаимосвязи композиции и техники, музыкант совершенствует технику исполнения, писатель осваивает новые приемы творчества, постоянно профессионально совершенствуясь. Настоящий педагог тоже «смешивает краски», «разучивает этюды», осваивает «новые приемы» – приемы педагогического мастерства. Подобно мастерским художников, актеров, певцов творческие лаборатории преподавателей помогают интенсивному переосмыслению профессиональной позиции, освоению новых, более эффективных, профессиональных умений, повышая опыт практической деятельности.
Оригинал документа:
Статья «Комплексный подход в организации инновационного пространства образовательного учреждения»
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.