Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Статья «Комплексный подход в организации инновационного пространства образовательного учреждения»

14.11.2016 662 1073
Цибикова Валентина Геннадьевна
Цибикова Валентина Геннадьевна, Заместитель директора по учебной работе

Тульский государственный коммунально-строительный техникум

Сегодня любой, даже далекий от работы в сфере профессионального образования человек понимает, что в этой сфере не все так идеально, как хотелось бы, и что изменения необходимы. Потому, что меняется жизнь, причем стремительно и необратимо, и с помощью устаревших методов и форм обучения не получается уже подготовить специалистов, востребованных современным рынком.

Что бы ни говорили о советской системе образования – в ней было много плюсов. Именно она позволила подготовить большое количество высокопрофессиональных специалистов в различных областях, но она же в соответствии с господствовавшей в экономике того времени идеологией плановости не позволяла делать их гибкими, восприимчивыми, готовыми к разным изменениям. Когда распался Советский Союз, исчезла не только великая империя. Исчезла идеология социалистического хозяйствования. На смену ей очень медленно и трудно стала приходить идеология рынка, конкурентной среды, обостренно-болезненной (характерной для периода становления) борьбы за свое место под солнцем.

Система образования, по природе своей консервативная, не смогла быстро среагировать на эти изменения. Результаты не заставили себя ждать – подготовленные «по старинке» специалисты с трудом находили себе работу, работодатели не спешили предлагать им хорошие зарплаты, не будучи уверены в их компетентности и способности соответствовать новым стандартам жизни. В связи с этим из-за отсутствия квалифицированных кадров переход экономики на рыночные рельсы заметно пробуксовывал.

Постепенно необходимость перемен в сфере образования стала очевидна для всех. Серьезным поводом к этому стало присоединение России к странам-участницам Болонского процесса.

Накопленный опыт наглядно продемонстрировал – улучшения технического оснащения и введения в учебный план новых курсов явно недостаточно. Проблема не только в том «чему мы учим», но и в том «как учим». Именно педагогические технологии оказались наименее восприимчивы к необходимым изменениям в нашей системе профессионального образования, и сегодня инновационный подход должен применяться в первую очередь к методам, формам и способам обучения. Интересные и нестандартные формы и методы дают возможность не только повысить качество образования, но и по-настоящему заинтересовать студента, увлечь его новой дисциплиной, помочь ему развить необходимые в будущем компетенции.

Без создания, внедрения и активного использования на всех уровнях современных образовательных технологий формирование у студентов не только профессиональных, но и других, необходимых в современном социуме, компетенции не представляется возможным. Осознание неизбежности и необходимости этого процесса позволят искать пути решения проблемы, а внедрение современных приемов и методов обучения – формировать действительно востребованных рынком специалистов, готовых к различным поворотам в жизни, политике и экономике.

Содержание профессионального образования в большей мере, чем содержание других видов образования, должно строиться на основе модели будущей профессиональной деятельности студента. Такой подход возможен только на основе выработки новых идей, их апробирования и внедрения в практику деятельности образовательного учреждения.

Суть инновационного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее». В лучших своих образцах оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем по мере необходимости приобретать знания самостоятельно.

Реализация новых подходов к задачам профессионального образования отражена в Программе «Развитие ГОУ СПО ТО «ТГКСТ» на период до 2016 года».

Научно-методической проблемой техникума является «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга», которая направлена на достижение генеральной цели профессионального образования – подготовка конкурентоспособного специалиста. Решается проблема через деятельность цикловых комиссий. Каждая цикловая комиссия имеет свою методическую проблему, которая трансформируется в методические проблемы членов цикловой комиссии.

Цикловая комиссия специальных дисциплин специальностей 08.02.07, 13.02.02 (председатель Черкасова И.С.)

Методическая проблема: Формирование профессиональных компетенций и мобильности будущих специалистов через применение практико-ориентированного обучения.

Цикловая комиссия специальных дисциплин специальности 08.02.01 (председатель Фридляндер О.В.)

Методическая проблема: Обеспечение качества подготовки специалистов в условиях модернизации среднего профессионального образования через практико-ориентированное обучение.

Цикловая комиссия специальных дисциплин специальностей 08.02.06, 21.02.09 (председатель комиссии Абрамова Е.И.)

Методическая проблема: Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов как условие повышения качества обучения.

Цикловая комиссия общепрофессиональных дисциплин (председатель Боярова А.Л.)

Методическая проблема: Создание условий для развития личности, формирование профессиональных компетенций будущих специалистов через практико-ориентированное обучение на дисциплинах общепрофессионального цикла.

Цикловая комиссия информационн-экономических дисциплин и специальностей 09.02.04, 38.02.01 (председатель Соцкова С.Н.)

Методическая проблема: Формирование информационной культуры в процессе подготовки современного специалиста.

Цикловая комиссия гуманитарных, социально-экономических дисциплин и специальности 21.02.05 (председатель Присенко Н.А.)

Методическая проблема: Формирование личностных качеств будущего специалиста. Профессиональная социализация.

Цикловая комиссия общеобразовательных дисциплин (председатель Соломатина А.Г.)

Методическая проблема: Повышение качества обучения через использование личностно-ориентированных технологий.

В ходе работы над методическими проблемами проводились открытые учебные занятия, внеклассные мероприятия, конкурсы, олимпиады, разрабатывались учебно-методические комплексы дисциплин.

Фридляндер О.В. методическую проблему «Подготовка студентов к выполнению дипломных проектов через проектно-ориентированное обучение» осуществляет через проведение открытых защит курсовых проектов, организацию конкурса профессионального мастерства, проведение олимпиады по строительным технологиям, проведение внеклассных мероприятий по специальности 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений".

Золотова Е.В. методическую проблему «Использование межпредметных связей как условие повышения качества обучения» осуществляет через организацию классных часов по специальности, конкурсов, олимпиад.

Соломатина А.Г. методическую проблему «Повышение уровня профессионально-прикладной подготовленности студентов как условие формирования ключевых компетенций будущих специалистов» осуществляет через участие в городской военно-спортивной игре «Победа», проведение военно-спортивного праздника «Мы – патриоты России».

Маслова Л.В. методическую проблему «Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста через воспитание ценностных ориентиров личности и духовного мировоззрения, увеличение словарного запаса, развитие навыков культуры речи» осуществляет через проведение классных часов, конкурсов лучшего чтеца для студентов первого курса, литературно-музыкальных композиций, участие в научно-практических и научно-исследовательских студенческих конференциях.

Присенко Н.А. методическую проблему «Роль активных методов обучения в формировании общих и профессиональных компетенций будущих специалистов» осуществляет через участие в смотрах-конкурсах, организацию общетехникумовского мероприятия «Поклонимся великим тем года!», проведение открытых учебных занятий, участие в научно-практических конференциях.

Соцкова С.Н. методическую проблему «Освоение автоматизированных систем обработки информации и организация проектной деятельности студентов» осуществляет через проведение открытых уроков, разработку комплектов дидактических материалов, методических указаний для практических занятий, разработку проектов студентами на языках HTML и Java Script.

Кудрявцева О.Б. методическую проблему «Развитие ключевых компетенций будущих специалистов через изучение физико-математических дисциплин» осуществляет через организацию и проведение внеклассных мероприятий, участие в выставках научно-технического творчества студентов, в научно-исследовательских студенческих конференциях.

Жук Т.Ю. методическую проблему «Совершенствование ПК будущего специалиста в области эксплуатации и модификации автоматизированных информационных технологий через курсовое и дипломное проектирование» осуществляет через подготовку к курсовому и дипломному проектированию.

Токарева Н.В. методическую проблему «Формирование профессиональных компетенций и мобильности будущих специалистов через применение практико-ориентированного обучения» осуществляет через проведение бинарных занятий, видео-уроков, конкурсов профессионального мастерства, участие в Интернет-тестировании.

Жучкова Н.Г. методическую проблему «Совершенствование методики проведения учебных занятий теоретической и практической направленности» осуществляет через открытые защиты курсовых проектов, экскурсии на энергетические объекты, проведение бинарных занятий, видео-уроков, конкурсов профессионального мастерства, участие в Интернет-тестировании.

Абрамова Е.И. методическую проблему «Организация самостоятельной работы студентов как условие формирования профессиональной компетенции будущих специалистов» осуществляет через самостоятельную работу на учебных занятиях, проведение открытых уроков, участие в конкурсах.

Тарасова Л.А. методическую проблему «Практико-ориентированное обучение через обогащение учебно-программного материала передовым опытом производственных предприятий города Тулы» осуществляет через участие студентов в конкурсе профессионального мастерства, выставках, тематических классных часах.

Луценко Т.П. методическую проблему «Развитие ключевых компетенций будущего специалиста через практико-ориентированный метод обучения и организацию самостоятельной работы» осуществляет через разработки электронных учебников, методических указаний к практическим занятиям для студентов заочного отделения, проведение открытых учебных занятий, научно-практических конференций.

Новикова О.В. методическую проблему «Внедрение инновационных педагогических технологий через использование метода проблемного обучения» осуществляет через проведение открытых учебных занятий, внеклассной работы, участие в конкурсах, организацию общетехникумовского мероприятия «Поклонимся великим тем года!», участие в научно-практических конференциях.

Боярова А.Л. методическую проблему «Создание условий для гармоничного развития личности, формирования профессиональных компетенций будущих специалистов через практико-ориентированное обучение 2 осуществляет через проведение открытых учебных занятий, проведение конкурсов «Лучший геодезист техникума», профессионального мастерства, участие в конкурсах творческих работ студентов, выставках.

В современных условиях развития образования особая роль отводится эффективным образовательным технологиям, при которых активная субъективная позиция студентов в собственной учебной деятельности обеспечивает формирование необходимых общих и профессиональных компетенций. Преподаватели техникума успешно применяют интерактивные педагогические технологии, создающие оптимальные условия для раскрытия и развития способностей будущих специалистов: Боярова А.Л., Вьюгина Л.М. - практико-ориентированное обучение, Булгакова Г.П., Захарова Е.А., Соцкова С.Н., Жук Т.Ю. - информационно-коммуникационные технологии, Горенкова Л.Н., Соломатина А.Г., Солодовникова М.В. - здоровьесберегающие технологии, Золотова Е.В., Верещака И.А., Клименко Г.А., Фридляндер О.В., Машнина В.П., Черкасова И.С.,Токарева Н.В. – технологии модульного обучения, Кудрявцева О.Б., Ильин Г.В., Михайлина И.И., Никитина М.В., Ярославцева Н.В. - личностно-ориентированные технологии, Маслова Л.В. - обучение в сотрудничестве, Новиков А.И., Новикова О.В. - технология использования игровых методов, Присенко Н.А. - проблемное обучение, Цибикова В.Г., Абрамова Е.И. – проектные методы обучения.

Большинство преподавателей не только осознают необходимость перемен в организации образовательного процесса, но и готовы активизировать опытно-экспериментальную деятельность, что способствует становлению инновационного образовательного пространства техникума.

Для осуществления такой деятельности педагогам необходимо постоянно повышать уровень профессионального развития.

В системе менеджмента качества, которая успешно функционирует в нашем техникуме, разработаны системные показатели профессионально-педагогической деятельности преподавателя, в том числе с учетом таких компонентов педагогической культуры, как методологический, проектный, рефлексивный, самообразовательный.

Данные мониторинга педагогической деятельности показывают, что, с одной стороны, педагоги готовы и могут организовывать внедрение инноваций в процесс обучения, но, с другой стороны, уровень самообразования и самосовершенствования не высок, что предопределяет необходимость тщательной предварительной подготовки в области инноватики. Несомненно, инновационная деятельность невозможна без профессиональной готовности педагогических работников к процессу нововведений.

В целях удовлетворения информационно-методических потребностей преподавателей и развития их творческого потенциала в техникуме организована работа постоянно действующего методического семинара, в рамках которого рассматриваются актуальные педагогические проблемы, в том числе и использование в учебном процессе инновационных образовательных технологий, проводятся мастер-классы.

Выходом деятельности групп преподавателей являются инновационные проекты, которые вызвали большой интерес и получили признание на всероссийских выставках, конкурсах, посвященных проблемам современного образования. За прошедший год преподаватели приняли участие в 16 областных конкурсах и 70 Всероссийских, в 40 стали призерами.

Освоение новых технологий и технологизация учебного процесса является адекватным средством для запуска и разворачивания инновационной деятельности педагогов.

Педагог – одна из наиболее важных профессий современности. От уровня подготовки и профессиональных навыков педагогов зависит не только образованность подрастающих поколений, но как следствие, от их усилий зависит, какой будет человеческая цивилизация через несколько десятилетий. Педагогическая деятельность требует постоянного пополнения знаний и развития профессиональных навыков. Именно эту задачу призваны выполнять творческие мастерские преподавателей, в которых педагог выходит на новый уровень самоорганизации – в режим непрерывного педагогического совершенствования и поиска.

Слияние учебно-воспитательной и инновационной деятельности приводит к эвристическому резонансно-синергетическому эффекту, рождающему педагога-исследователя. Исследовательское начало поднимает педагога на высший уровень его профессионального мастерства, формирует исследовательский стиль деятельности. В этом заключается функция профессионально-педагогического самосовершенствования педагога.

Художник ищет новые закономерности и взаимосвязи композиции и техники, музыкант совершенствует технику исполнения, писатель осваивает новые приемы творчества, постоянно профессионально совершенствуясь. Настоящий педагог тоже «смешивает краски», «разучивает этюды», осваивает «новые приемы» – приемы педагогического мастерства. Подобно мастерским художников, актеров, певцов творческие лаборатории преподавателей помогают интенсивному переосмыслению профессиональной позиции, освоению новых, более эффективных, профессиональных умений, повышая опыт практической деятельности.

 

Оригинал документа:

Статья «Комплексный подход в организации инновационного пространства  образовательного учреждения»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*