Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование педагогической технологии «Артпедагогика» на уроках по дисциплине «Русский язык и литература» (из опыта работы)

11.11.2016 1784 3073
Маслова Лариса Валентиновна
Маслова Лариса Валентиновна, начальник научно-методического центра

Тульский государственный коммунально-строительный техникум

Одной из наиболее активно развивающихся сегодня областей научного знания является артпедагогика. Термин артпедагогика появился сравнительно недавно – в середине прошлого века. Артпедагогика – самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства, через искусство и художественно - творческую деятельность (изобразительную, музыкальную, театрально-игровую).

Ключевые слова: артпедагогика, педагогическая технология, искусство, театрализация, музыка, учебное занятие.

Артпедагогика – инновационное, практикоориентированное направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства.

Она возникла и развивается на стыке педагогики и искусства. Сущность артпедагогики состоит в том, чтобы в процессе воспитания и обучения развить у человека художественную культуру и помочь ему найти подход к успешному овладению практическими умениями в различных видах художественной деятельности.

Артпедагогика подразумевает совместное творчество преподавателя и студента, «вплетенное» в самые разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности.

Основные функции артпедагогики: культурологическая (обусловлена объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека как творца на основе усвоения художественной культуры); образовательная (направлена на развитие личности и познание ею действительности через искусство; обеспечивает усвоение знаний в сфере искусства и практических навыков художественно-творческой деятельности); воспитательная (формирует морально-эстетические, коммуникативно-рефлективные основы личности; содействует ее социокультурной адаптации с помощью искусства).

Какие же виды искусства доступны с самых ранних лет? Практически все. Безграничны возможности изобразительного искусства – рисование различными средствами и способами не только полезно для развития психических процессов, но и так увлекательно! Акварель и гуашь, уголь и карандаш. Кисточкой, руками, пальцами. Можно попробовать и разные материалы – природные, мел, воск, пластилин – на асфальте и стекле, бумаге и ткани. А для тех, кто уже все попробовал – песочная анимация и мультипликация! Кому-то очень нравится декоративно-прикладное творчество – скрапбукинг и бисероплетение, оригами и квилинг, бумажная пластика, изготовление кукол (народных, авторских, из соломы и ткани, из глины и пластилина). И конечно, музыка и театр, вокал и танцы, литературное творчество, живопись.

Кстати, считается, что из всех направлений артпедагогики наибольшими возможностями многогранного воздействия на студента обладает именно театр.

Какие средства могут повысить мотивацию обучающегося познавать что-то новое и приобретать определенные навыки – физические, навыки умственной работы, навыки адекватного эмоционального и нравственного  реагирования?

Конечно, это искусство, литература, музыка, театр, кино. Все это использую я на своих учебных занятиях для развития эмоциональной сферы, нравственного самоопределения, активизации творческого потенциала, сделать процесс обучения интересным, привлекательным, доставляющим удовольствие от познания, общения.

В апреле 2016 года на базе нашей образовательной организации мы совместно с ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»  проводили областной мастер-класс «Нескучные уроки: современные педагогические технологии в системе подготовки высококвалифицированных специалистов», на котором в одной из секций я демонстрировала свой педагогический опыт – проводила открытое учебное занятие «Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского. Пьеса «Бесприданница» с применением педагогической технологии «Артпедагогика». Вид занятия:  урок-переживание. Урок способствовал формированию целостного представления о сюжетно-композиционном единстве, художественном своеобразии пьесы; знакомил с исторической обстановкой, новыми типами характеров; студенты должны были разглядеть трагедию «маленького человека», исследовать основные мотивы драмы, проследить трагедию талантливой личности, судьбу произведения в театре и кино.

Как применялась технология «Артпедагогика» на уроке? Большое внимание уделялось живописи, творчеству многих русских художников. Студенты сопоставляли настроения пьесы с настроением репродукций И. Левитана «Вечерний звон» и М. Нестерова «За Волгой». Рассказывали о созвучности атмосферы, мотивов, настроений пьесы с переданной на картинах. Работали с репродукциями картин художника Б.М. Кустодиева, с репродукцией картины художника И.М. Прянишникова «Жестокие романсы» и при этом рассказывали о жестоком романсе как виде русского романса. Работали с иллюстрацией В.Д. Поленова («Стрекоза». «Лето красное всё пела?»). Сравнивали образ Ларисы и героиню репродукции. Работали с репродукцией И.Глазунова к повести «Очарованный странник». Как вид искусства использовалась на уроке, конечно, музыка (исполнение романса «Любовь -  волшебная страна» («Я словно бабочка к огню»), романса «А на последок я скажу…», романса Н. Михалковым «Цыганская дочь»). Музыку хорошо использовать как непосредственное слушание музыки, сочетание музыки и движений и использование музыки как фона при проведении уроков.

Большое внимание на уроке заслуживает использование театрализации. Студенты разыгрывали роли, которые заучивали наизусть (инсценировали отрывок из кинофильма «Жестокий романс» («Эпизод с часами»), инсценировка «Встреча Паратова»). Театрализация способствует интенсивному развитию эмоционально-личностной сферы обучающихся. Она помогает умению выразительно говорить, вести диалог.

На уроке использую такое средство как кино (просмотр отрывка из кинофильма «Жестокий романс» («Герои на пристани после проводов Ольги»).

Очень интересна и сценичная жизнь любого произведения (получив индивидуальное задание, студенты рассказывали о сценической жизни пьесы «Бесприданница»).

В 2016-2017 учебном году я тоже провела открытое учебное занятие «Художественное совершенство рассказов А.П. Чехова. «Ионыч». Урок-проект с использованием педагогической технологии «Артпедагогика». В начале урока, как мотивация, было обращение к творчеству П.И. Чайковского (фрагмент оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»). Обязательное обращение к живописи, работа с репродукцией художника И.И. Левитана (репродукция картины «Осенний день. Сокольники», работа с иллюстрациями к поэме «Мертвые души» и к рассказу «Ионыч» (Пётр Михайлович Боклевский, Агин Александр Алексеевич), и обращение к музыке (русская народная песня «Лучинушка»). И, конечно, выразительное чтение стихотворений как использование метапредметных связей на учебном занятии (А.А. Ахматова «Музыка», Н. Рубцов «Бриз», А. Дольский «Есть в музыке такая сила», Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»). На примере просмотра фильма «В городе С» мы проследили судьбу произведения в кино.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

-улучшение здоровья обучающегося в эмоциональном, психологическом, социальном и нравственном аспектах;

-овладение творческими техниками, формирующими нестандартный способ мышления, развивающими логико-аналитические способности и склонности, как к точному, так и образному мышлению;

-овладение методами, способствующими развитию у студента внимания, памяти, ассоциативно-образного мышления, эмоционально-выразительной речи и диалоговой культуры, творческих способностей.

-методы и приемы артпедагогики развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести обучающемуся коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе, развивают воображение и творческое мышление. А это очень важно. Обучающемуся нужен успех! Степень успешности во многом определяет его самочувствие, отношение к миру, желание творить. Помочь обучающемуся поверить в себя, в свои силы, выразить свои идеи, эмоции, чувства, отстоять свои убеждения – главная задача педагога.

Идея интегративности заложена в самой основе артпедагогики. Гармоничное сочетание всех видов и форм разнообразной художественной деятельности обогащает нравственно-эстетический облик студента. Таким образом, сочетание педагогики и различных видов искусства во всех их проявлениях позволяет нам освоить новые методы обучения и воспитания, наиболее современные и актуальные на сегодняшний день. Благодаря этому становится возможным сделать обучение более результативным, творческим и доступным для каждого человека. Кроме того, к очевидным достоинствам артпедагогики следует отнести то, что ее грамотное и систематическое использование повышает возможности поиска новых творческих путей в педагогике в целом и в коррекционной педагогике в частности.

Все это способствует лучшему освоению студентами наук и искусств, а также  духовному и нравственному развитию, которое так актуально на сегодняшний день.

 

Список литературы

 

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  2. Подпорина В.Г. Сказка и сказкотерапия как народный элемент артпедагогики в воспитании детей дошкольного возраста: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.sinobr.ru/artcls/a15_33.html
  3. Сергеева Н.Ю. АРТ-ПЕДАГОГИКА: пересечение смыслов: [Электронный ресурс] / Режим доступа: ipk.ulstu.ru/files/ipk/project-dialog/tezis/sergeeva.doc
  4. Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика. Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство: Академия, 2007.

 

Оригинал работы:

Использование педагогической технологии «Артпедагогика» на уроках по дисциплине «Русский язык и литература» (из опыта работы)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*