Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профилактическая направленность занятий по неврологии в кисловодском медицинском колледже

11.11.2016 746 1172
Шидакова Нюристан Хамитовна
Шидакова Нюристан Хамитовна, преподаватель

Кисловодский медицинский колледж Минздрава России

Главным приоритетом на современном уровне развития медицины является качество жизни больного, являющееся базовым критерием оценки эффективности оказания медицинской помощи населению и внедрения здоровьесберегающих технологий.

Качество жизни - интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека, основанная на его субъективном восприятии. В современной зарубежной медицине широкое распространение получил термин «качество жизни, связанное со здоровьем».  

Государственная политика усиления профилактической направленности здравоохранения, реформа сестринского дела позволяют расширить возможности самостоятельной работы сестринских кадров в рамках их компетенции. В связи с этим потребность в качественно подготовленном сестринском персонале существенно возрастает.

Студенты медицинского колледжа являются будущими медсестрами, которые в своей профессиональной деятельности должны заниматься здоровьем людей, профилактикой заболеваний, пропагандой здорового образа жизни среди населения. Поэтому задачей учебного заведения является не только сохранить здоровье студентов в процессе обучения, но и сформировать у них умение успешно пропагандировать здоровый образ жизни среди населения.

В процессе обучения на занятиях по неврологии выявляются обычно следующие основные проблемные моменты: 

  • дефицит знаний студентов по вопросам рационального питания, двигательной активности, вреда алкоголя, табакокурения и другим составляющим здорового образа жизни;
  • недооценка важности образа жизни как фактора риска неинфекционных заболеваний;
  • завышенная оценка собственных знаний в области здоровья и здорового образа жизни;
  • заблуждение по поводу того, что они ведут здоровый образ жизни;
  • незнание приемов снятия эмоционального напряжения;
  • неорганизованный или неправильно организованный досуг;
  • несформированность основных навыков поддержания личного здоровья.

По определению ВОЗ, роль медицинской сестры заключается в обеспечении физической и психологической поддержки здоровых и больных людей, оценке состояния здоровья отдельных лиц, в укреплении здоровья, предупреждении заболеваний, в обеспечении и поддержании здоровой обстановки, в участии в санитарном просвещении, осуществлении совместно с врачом медицинского обслуживания, предоставлении рекомендаций, проведении реабилитационных мероприятий. Таким образом, медицинские сестры представляют собой потенциал для значительного улучшения качества ухода за пациентами, профессионального и компетентного выполнения многих медицинских задач, в том числе назначений врача.

Полноценное привлечение медицинских сестер в рамках своей компетенции к терапевтической работе с пациентами, предоставление действенных полномочий и одновременно ответственности требует соответствующей профессиональной подготовки. Элементы сестринской педагогики рассматриваются при изучении практически всех тем по неврологии.

Большой интерес у студентов вызывает практическое занятие по неврологии, проводимое  по типу «Школы спины». Необходимо, чтобы каждый человек, у которого хотя бы раз возникли проблемы со спиной, обладал информацией по этой теме. Программа «Школы спины» сформулирована с целью освоения и правильного понимания пациентом как самого заболевания, так и причин, провоцирующих появление болевого синдрома или способствующих прогрессированию патологии.  Основными задачами обучения пациента в “Школе спины” являются:

  • информация пациента о факторах риска развития патологии позвоночника;
  • информация пациента об изменениях в структурах позвоночника и причинах, вызывающих боль в спине;
  • выработка адекватного отношения к своему состоянию;
  • обучение правильному двигательному поведению три повседневной активности;
  • обучение рациональному отдыху в течение рабочего дня и ночного сна;
  • разработка совместно с пациентом индивидуальных программ двигательной активности и комплексов лечебной гимнастики;
  • убеждение пациента в необходимости ведения правильного образа жизни.

В процессе занятия студенты получают представление о существующих предрассудках в умах большинства людей относительно этиопатогенеза, методов лечения остеохондроза позвоночника, «полезных упражнений для позвоночника». Так, например, для студентов является открытием тот факт, что  широко применяемое, в том числе на занятиях по физкультуре в учебных заведениях, упражнение (в положении на спине поднятие туловища при фиксированных ногах – «качание пресса») приводит к выраженному тоническому напряжению поясничных мышц, что закрепляет патологические реакции в двигательном стереотипе (при этом поясничный отдел позвоночника фиксируется в положении сглаженного лордоза аналогично тому, как сглаживается поясничный лордоз при люмбалгии), созданию высоких нагрузок на межпозвонковые диски, а у астеников появлению риска смещения функциональных структур позвонково-двигательных сегментов из-за чрезмерного давления относительно твердого основания на остистые отростки позвонков.

В период лечения при общении среднего медицинского персонала с пациентом необходимо убедить и научить его новым двигательным стереотипам, новому образу жизни. Только в том случае, если пациент поймет, что он сам должен принимать самое активное участие в лечебном процессе, а не надеяться на руки массажиста или мануального терапевта, можно гарантировать длительный период ремиссии.

Сосудистые заболевания мозга - актуальная медицинская и социальная проблема.   По летальности цереброваскулярные заболевания уступают лишь заболеваниям сердца и опухолям всех локализаций, в экономически развитых странах этот показатель достигает 11-12%. На занятиях по неврологии обращается внимание студентов на то, что эффективная профилактика нарушений мозгового кровообращения предусматривает в первую очередь модификацию образа жизни, контроль АД и уровня холестерина в крови, а вовсе не широко практикующееся в стране плановое внутривенное капельное введение метаболических и сосудистых препаратов 2 раза в год. Пропаганда коррекции факторов сердечно-сосудистого риска является в настоящее время недостаточной в повышении приверженности к лечению, необходимо повышение информированности пациентов о сути и последствиях сосудистых событий. Чрезвычайно важны активная позиция пациента, его приверженность назначенной терапии для достижения устойчивого результата в лечении хронических заболеваний. Проблема комплаентности или добросовестного соблюдения рекомендаций и требований врача в ходе лечебных и профилактических мероприятий, остается актуальной и требующей серьезного отношения. Медсестра может помочь сформировать убежденность пациента в необходимости лечения или мотивацию относительно регламента лечения, ориентировать в наиболее проблемных вопросах, касающихся медикаментозной помощи, обеспечить доступной и убедительной информацией. Таким образом,  роль медицинской сестры в повышении комплаентности в целом комплексе лечебно-профилактических мероприятий по профилактике нарушений мозгового кровообращения современна и актуальна. Необходимо и крайне востребовано проведение масштабных образовательных программ с привлечением среднего медицинского персонала и использованием популяционной стратегии направленной на информирование населения о модифицируемых факторах риска, связанных с образом жизни, и возможности их коррекции, а также стратегии высокого риска, предусматривающей раннее выявление больных с гиперхолестеринемией и гипертонической болезнью. Медицинским работникам следует при контакте с пациентом повышать понимание (приятие) планов лечения, формировать корпоративный подход к его проблеме, повышать заинтересованность самого больного к процессу диагностики, выбору методов лечения и принятия окончательного решения,  достигать осознания им серьезности своего заболевания и возможности его контроля с помощью лечения, включить медикаментозную терапию в стиль жизни, обеспечить поддержку со стороны членов семьи. Составлена брошюра «Профилактика нарушений мозгового кровообращения (что говорить пациентам)».

При изучении заболеваний периферических нервов обращается внимание на то, что медицинская сестра в своей профессиональной деятельности подвергается воздействию неблагоприятных факторов и условий труда, которые могут привести к появлению  туннельных синдромов. Компьютеризация лечебно-диагностического процесса, ведение электронной документации, выполнение массажа, работа с различными инструментами в условиях операционных, перевязочных, физиотерапевтических, процедурных кабинетов способствуют перенапряжению и перегрузке мышц, сухожилий верхних конечностей у медицинских сестер.  Медицинская сестра должна уметь применять имеющиеся знания об анатомии, причинах  возникновения, принципах реабилитации для первичной и вторичной профилактики  туннельных синдромов верхних конечностей не только у пациентов, но и у себя. В процессе обучения рассматриваются приводящие к появлению туннельных синдромов неблагоприятные позные нагрузки применительно к современным жизненным реалиям (например, термин «мобильный локоть» появился  относительно недавно и обозначает компрессию локтевого нерва при длительном сгибании  в локтевом суставе руки с планшетом, телефоном). Студенты получают представление о методах профилактики синдрома запястного канала, который характерен также для многих офисных работников.

Тематика выпускных квалификационных работ по неврологии предусматривает профилактическую направленность: «Профилактика болей в спине у медицинских сестер по массажу», «Принципы ЛФК при цервикалгии», «Профилактика туннельных синдромов верхних конечностей у медицинских сестер», «Проблема комплаентности, информированности медицинских сестер при нарушениях мозгового кровообращения», «Роль медицинской сестры в лечении и профилактике мигрени», «Профилактика люмбалгии у медицинских сестер», «Профилактика цервикалгии у медицинских сестер», «Профилактика дорсалгии», «Роль медицинской сестры при гиперхолестеринемии», «Роль медицинской сестры в лечении и профилактике головной боли напряжения».

На занятиях по неврологии постоянно подчеркивается роль комплексной, преемственной, индивидуальной медицинской профилактики, являющейся средством интенсификации и оптимизации лечебного процесса, способствующей сокращению продолжительности пребывания пациента на койке, снижению временной утраты трудоспособности и показателя выхода на инвалидность лиц трудового возраста. Необходимо при этом учитывать и дороговизну лекарственных препаратов, их побочные эффекты, растущую аллергизацию населения, рост фармакологической резистентности. Именно в этом заключаются причины актуальности и повышенного внимания к расширению объемов первичной и вторичной профилактики неврологических заболеваний.

Реформа сестринского дела подразумевает новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только хорошей технической подготовки, но и специфических знаний и навыков, умения творчески работать с пациентом как с личностью, осуществлять профилактические вмешательства на уровне семьи и социальной группы. «Не только врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности» (Гиппократ).

 

Оригинал работы:

Профилактическая направленность занятий по неврологии в кисловодском медицинском колледже

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*