Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Мониторинг как условие повышения эффективности управления образовательной организацией

11.11.2016 1156 2568
Цибикова Валентина Геннадьевна
Цибикова Валентина Геннадьевна, Заместитель директора по учебной работе

Тульский государственный коммунально-строительный техникум

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 2, подпункт, 13) сказано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится … «обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации» [1].

Ключевые слова: внутренний мониторинг, информационное обеспечение, мониторинг качества, принципы мониторинга качества, ФГОС СПО, качество среднего профессионального образования.

Под внутренним мониторингом качества образования в образовательной организации понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательной организацией, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

Внутренний мониторинг качества образования ориентирован на решение следующих задач:

  • систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательной организации для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата.
  • максимальное устранение эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.

Система внутреннего мониторинга качества образования в ГПОУ СПО ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум» сформирована на основе локальных актов образовательной организации: программы «Мониторинг качества подготовки отраслевого специалиста в соответствии с ФГОС СПО» и Положения «О мониторинге контроля качества образования в ГПОУ  ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум».

Целью мониторинга является создание оснований для обобщения и анализа информации о состоянии образовательного процесса и основных показателей его функционирования, для оценки и прогнозирования тенденций развития, принятия управленческих решений по достижению качественного образования в ГПОУ  ТО ТГКСТ. 

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

-систематическое и всестороннее изучение состояния учебно-воспитательного процесса в организации и качества подготовки специалистов по реализуемым в организации специальностям;

-получение достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержания и результатах образовательного процесса на всех этапах;

-совершенствование механизмов мониторинговых исследований (срезов);

-создание информационной локальной сети структурных подразделений организации для систематизации информации, повышения ее оперативности и доступности, оптимизации информационных потоков;

-координация деятельности всех субъектов мониторинга в образовательной организации;

-совершенствование технологии информационно-аналитической деятельности на основе современных достижений;

-своевременное выявление изменений в образовательном пространстве организации и внесения корректив в план работы.

Основными принципами мониторинга образования в ГПОУ  ТО ТГКСТ:

-принцип приоритета в управлении (данные мониторинга являются основой своевременного принятия управленческих решений);

-принцип целостности (взаимосвязь компонентов предмета оценивания, процедур и этапов мониторинговой деятельности);

-принцип целенаправленности (соответствие содержания, процедур и инструментария цели мониторинга качества результата образования в организации);

-принцип научности (концептуальная обоснованность предмета, инструментария и основных процедур мониторинга качества результата образования с опорой на новейшие достижения педагогической науки, тенденции развития современного образования);

-принцип нормативности (опора при проектировании мониторинга и конструировании диагностического инструментария на нормативные документы федерального, регионального и локального уровня);

-действенность (содержательная валидность инструментария, соответствие процедурных моментов требованиям подхода, основанного на компетенциях);

-принцип соблюдения морально - этических норм при проведении диагностических процедур, гуманного отношения к студентам;

-принцип паритетности - равноправное участие в оценочных процедурах не только внутренних, но и внешних (независимых) экспертов.

В модели мониторинга качества образования за основу взяты оценочные базовые показатели, используемые в системе оценки качества образования:

-качество приема;

-уровень обученности студентов по образовательным программам;

-количество призеров и победителей олимпиад, участие в конкурсах студентов;

-трудоустройство выпускников;

-качество сдачи ИГА.

Рабочая группа по проведению мониторинга назначается приказом директора техникума, обязанности каждого члена отражены в функциональных обязанностях.

Мониторинг качества в образовательной организации включает различные виды измерений: педагогические, дидактические, социологические, психологические, статистические и др.

Организация проверки состояния любого из вопросов содержания внутреннего мониторинга состоит из следующих этапов:

-определение целей контроля;

-объекты контроля;

-составление плана проверки;

-инструктаж участников;

-выбор форм и методов контроля;

-констатация фактического состояния дел;

-объективная оценка этого состояния;

-выводы, вытекающие из оценки;

-рекомендации или предложения по совершенствованию образовательного процесса в организации или устранению недостатков;

-определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.

Организация проверки состояния любого из вопросов содержания внутреннего мониторинга состоит из следующих этапов:

  • Подготовительный этап:

-определение целей контроля;

-объекты контроля;

-составление плана проверки;

-инструктаж участников;

-выбор форм и методов контроля.

  • Диагностический этап:

-констатация фактического состояния дел;

-объективная оценка этого состояния;

-первичная обработка информации;

-анализ информации о результатах образовательного процесса по направлениям мониторинга.

  • Оценочный этап:

-выводы, вытекающие из оценки;

-рекомендации или предложения по совершенствованию образовательного процесса в организации или устранению недостатков;

-определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.

  • Этап принятия управленческого решения.

По результатам мониторинга готовятся аналитические материалы в формах, соответствующих целям и задачам конкретных исследований. Указанные материалы включают аналитическую информацию и предложения по вопросам, решение которых находится в компетенции администрации ГОУ СПО ТО ТГКСТ.

По итогам мониторинга проводятся заседания педагогического  совета.

Директор организации по результатам контроля принимает решения:

-об издании соответствующего приказа;

-об обсуждении итоговых материалов мониторинга коллегиальным органом;

-о проведении повторного мониторинга с привлечением определенных экспертов;

-о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;

-о поощрении работников;

-иные решения в пределах своей компетенции.

Результаты мониторинга являются документальной основой для составления ежегодного отчета ГОУ СПО ТО ТГКСТ о результатах самооценки деятельности и публикуются на сайте образовательной организации.Мониторинг способствует повышению эффективности управления образовательной организацией, представляя администрации учреждения сущностную, разностороннюю, системную и обладающую достаточной прогностической силой информацию.

        

Список литературы

 

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Приказ Министерства образования Тульской области «Об организации мониторинга системы образования в Тульской области» от 18.04.2014 г. № 357.
  3. Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования. - : традиции и новые тенденции/Алферов Ю.С., Курдюмова И.М., Лысова Е.Б., Торопов Д.А. – М.: ИО РАО, 2008.
  4. Булдыгина Л.М. Реализация мониторинга как средство управления профессиональным развитием педагогов/ Булдыгина Л.М., О.Г. Красношлыкова // Информатика и образование. - 2007. - №4. - С.103-108.
  5. Голикова Г.В., Шеина Ю.В. Комплексный подход к оценке эффективности управления социально-экономическими системами // Современная экономика: проблемы и решения. – 2010. – № 4(4). С. 63-64.
  6. Евдокимова М.В. Понятие управления и педагогического менеджмента. Великий Новгород, 2003.
  7. Мониторинг в образовательном учреждении в ходе модернизации российского образования // Мастер-класс: приложение к ж. "Методист". - 2008. - №6. - С.2.
  8. Очеретина Н.И. Системный мониторинг качества профессионального образования/ Н.И. Очеретина // Методист. - 2008. - №2. - С.50-53.
  9. Фоменко С. Мониторинг как способ управления качеством образования в школе/ С. Фоменко // Народное образование. - 2007. - №4. - С.110-119.
  10. Шаталов А.А. Мониторинг как особый вид научной теории и практики/ А.А. Шаталов, В. Афанасьев, И. Афанасьева и др. // Педагогическая диагностика. - 2008. - №№4. - С.28-39.

 

Оригинал работы:

Мониторинг как условие повышения эффективности управления образовательной организацией 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*