Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Процесс реформирования профессионального образования в современных условиях

09.11.2016 2332 5192
Татаринцев Алексей Федорович
Татаринцев Алексей Федорович, мастер производственного обучения

Урюпинский агропромышленный техникум

В результате реформ за последние пятнадцать лет образовательные учреждения получили широкие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям пользователей их образовательными услугами. Становление автономии образовательных учреждений сопровождается развитием их вариативности. 

В процессе обновления системы государственных учреждений среднего профессионального образования развились новые виды образовательных учреждений – колледжи, где ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, требующей от работников высокого уровня интеллектуального развития.

Развитие вариативности образовательных учреждений профессионального образования сопровождалось преодолением сложившейся ранее их отраслевой направленности, вступившей в противоречие с новыми запросами, обусловленными структурными сдвигами экономики, развитием региональных рынков труда. В значительной мере расширилась сама сеть профессиональных образовательных учреждений. Техникумы, колледжи, их структурные подразделения стали значительно более доступными жителям даже самых отдаленных районов страны. Постепенно формируется система открытого (дистанционного) образования.

Значительным импульсом для развития образования стала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. С одной стороны, это расширило выбор обучающимся уровня и вида образования, с другой – в условиях ограниченности бюджетных средств - позволило привлечь в образовательные учреждения дополнительные финансы для их развития. Помимо личных средств обучающихся в систему образования начали поступать значительные объемы финансовых средств из других внебюджетных источников. Все это привело к формированию системы многоканального финансирования образования, дающей возможность образовательным учреждениям частично компенсировать недостаточное бюджетное финансирование.

В результате перестройки деятельности профессионального образования наметилось значительное изменение структуры подготовки кадров по отдельным профессиям, направлениям, специальностям. Эти изменения были обусловлены усилением ориентации образования как на личные потребности обучаемых в получении профессии, специальности, так и на спрос рынка труда в специалистах гуманитарного профиля, сферы сервиса, информационных технологий. Произошла интеграция ряда специальностей в более крупные. В среднем профессиональном образовании на основе интеграции число специальностей уменьшилось на 12%. Получила развитие интеграция образовательных и научных учреждений, производственных предприятий в различного вида учебно-научно-производственные комплексы. Это позволило начать системно решать задачи преемственных образовательных программ разного уровня, усилить связь образования, науки и промышленности, более полно и эффективно использовать имеющиеся материально-техническую базу, преподавательские кадры, финансовые ресурсы. Особое значение начинает приобретать формирование университетских комплексов, восстанавливающих и развивающих проверенный временем российский и зарубежный опыт организации системы образования.

Сформировалась основная законодательная и нормативно-правовая база образования. Принятые федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам образования, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации в основном обеспечивают правовое регулирование сферы образования, хотя по отдельным направлениям (нормативы финансирования, обеспечение самостоятельности в использовании финансовых средств, льготы и преференции образовательным учреждениям и финансирующие образование лицам и др.) требуется разумное дополнение существующего правового поля в интересах развития сферы образования. Складывается и уже активно функционирует система общественных институтов управления образованием, отдельными его уровнями и секторами, образовательными учреждениями: родительские комитеты, попечительские советы, учебно-методические объединения, научно-методические советы, региональные советы директоров средних специальных образовательных учреждений Ассоциация «Роспрофтехобразование», и др.

Тем не менее, действующая система профессионального образования существенно отстает от процессов, происходящих в обществе. Профессиональное образование еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определить собственную «нишу» в современной экономической жизни. Приходится констатировать, что в условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

В создавшихся условиях, как показал проведенный анализ деятельности образовательных учреждений СПО, основными проблемами становятся следующие.

  1. Обеспечение доступности бесплатного среднего профессионального образования в условиях складывающейся демографической ситуации.

Этот вопрос особенно актуален, так как в силу демографических факторов к 2016 г. количество учащихся сократится на 48%. Таким образом, к этому времени будет востребовано всего только 30-40% существующих учреждений СПО при современной модели их функционирования. В то же время механическое сокращение количества учреждений среднего профессионального образования, учитывая масштабы российских территорий, сразу приведет к транспортной недоступности профессионального образования для значительной части молодежи, особенно с учетом той важной социальной роли, которую играют учреждения СПО в жизни молодых людей, относящихся к группам риска.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что вслед за демографическим спадом последует, спустя несколько лет, демографический подъем, и потери в сети СПО могут оказаться невосполнимыми в дальнейшем.

  1. Усиление соответствия системы обучения в учреждениях среднего профессионального образования текущим и перспективным потребностям региональных рынков труда посредством рационального планирования и интенсивного взаимодействия с социальными партнерами.

В последнее время учреждения среднего профессионального образования смогли усилить взаимодействие с работодателями и социальными партнерами, поэтому уровень занятости среди выпускников учреждений СПО относительно высок. Вместе с тем, передача учреждений среднего профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации сразу поставит перед администрациями регионов вопрос – а насколько полно система среднего профессионального образования соответствует потребностям экономики региона? От этого напрямую будет зависеть отношение к ней со стороны органов управления регионами и, в частности, ее финансирования, материально-техническое обеспечение и т.д. Это потребует, в том числе, создания или корректировки региональных компонентов стандартов среднего профессионального образования с учетом географической, климатической, национальной, экономической и другой специфики регионов.

Развивающаяся экономика России создала большое количество вакансий рабочих мест именно на уровне квалифицированных рабочих, т.е. на уровне выпускников учреждений среднего профессионального образования. В то же время большинство работодателей стали предъявлять повышенные требования к уровню квалификации рабочих – как правило, не ниже 4-5 квалификационных разрядов. Складывается квалификационный разрыв между возможностями образовательных программ среднего профессионального образования и требованиями работодателей, что вызывает необходимость поиска путей его преодоления.

В то же время учреждения среднего профессионального образования должны все больше внимания уделять переподготовке и повышение квалификации рабочих и специалистов по заявкам предприятий. Эта обширная и перспективная образовательная сфера  требует соответствующего нормативно-правового, учебно-методического, информационного и другого обеспечения со стороны региональных органов управления образованием.

  1. Обеспечение устойчивого финансирования учреждений профессионального образования в условиях передачи их в ведение субъектов Российской Федерации.

Работникам региональных органов управления образованием и руководителям учреждений профессионального образования предстоит выстраивать новые отношения с региональными и муниципальными администрациями и их финансовыми, экономическими и другими структурами в части обеспечения бюджетного финансирования среднего профессионального образования с учетом разработанных в регионе нормативов подушевого финансирования в зависимости от профиля профессий, их сложности и т.д.

В то же время устойчивое финансирование учреждений  профессионального образования должно достигаться не только за счет региональных бюджетов, но и за счет интенсивного развития их внебюджетной деятельности как за счет предоставления платных образовательных услуг физическим и юридическим лицам, так и за счет развития их производственной деятельности.

  1. Реструктуризация сети учреждений среднего профессионального образования.

С учетом развития демографической ситуации учреждения среднего профессионального образования будут иметь все меньшее число обучающегося контингента. Наличие таких учебных заведений затратно и неэффективно с точки зрения управления, расходов на содержание учебно-материальной базы и т.д., а также ограничивает гибкость и свободу выбора профессий и специальностей молодежью. В то же время, необходимо обеспечить доступность профессионального образования, в том числе, транспортную доступность для молодежи на любой территории региона.

Кроме того, необходимо сохранение «резерва мощностей» системы   профессионального образования на случай возможного дальнейшего (после 2014 г.) демографического роста, а также возможного обучения и переподготовки мигрантов во все больших масштабах прибывающих в Россию. Но при всей вроде бы растущей «избыточности» сети учреждений  профессионального образования до сих пор во многих малых городах, поселках и, особенно, в сельской местности учреждения профессионального образования и их филиалы отсутствуют, и, соответственно, проживающая там молодежь не имеет доступа к профессиональному образованию.

Таким образом, реструктуризация сети учреждений  профессионального образования означает вовсе не ее сокращение. Очевидно, речь должна идти об укрупнении учреждений из нескольких в одно, но с сохранением остальных в виде «кампусов» (территориальных филиалов) с одной стороны. С другой стороны, создания новых филиалов, «кампусов» в территориях, до сих пор не охваченных сетью  профессионального образования.

 

Оригинал работы:

Процесс реформирования профессионального образования в современных условиях




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*