Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Из опыта работы социального педагога

07.11.2016 654 978
Булгакова Татьяна Владимировна
Булгакова Татьяна Владимировна, Социальный педагог

Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Политическая и социально-экономическая нестабильность в стране, падение уровня жизни многих россиян, нарушение или ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего института семьи, привели к значительному увеличению количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отношение к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в системе образования всегда было неоднозначным. У одних эти дети вызывают чувство жалости и сострадания, другие считают, что дети-сироты требуют особой жёсткости и повышенной требовательности по отношению к ним. Действительно, это дети особые,  по воле случая пережившие психологическую  травму. Воспитание их происходило не всегда в комфортных условиях. Все это включает детей-сирот в «группу риска» по девиантному поведению, а в некоторых случаях формирует склонность к совершению поступков, отклоняющихся от принятых в обществе норм. Поэтому работа с данной категорией детей должна строиться с особой тщательностью и с участием разных специалистов учреждения:   социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе, классного руководителя, педагога-психолога и администрации учреждения.

Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь. Очень сложно складывается психологическая обстановка для ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и т.д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетиться, боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).

У детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами таких детей об основных показателях счастья являются: еда, сладости (много торта), игрушки, подарки, одежда. Такие «вещные» характеристики показывают, что даже у 16-летних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, возможно, позволяет компенсировать подростку недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенности социальных потребностей.

Дети-сироты юношеского возраста характеризуются особым способом социализации. Для них характерны следующие социально-психологические особенности:

  • неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
  • нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;
  • низкий уровень социального интеллекта, что мешает принимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;
  • слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
  • потребительская психология по отношению к близким, государству, обществу;
  • неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
  • несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;
  • несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилье, развлечение);
  • низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимание;
  • склонность к зависимому и саморазрушающему поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, алкоголь, легкие наркотики, токсичные и лекарственные вещества); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.

В этом возрасте так же остро стоит проблема выбора профессии. Но представление о хорошей работе у них особое: они представляют ее как ничегонеделание, но получение при этом больших денег.

Поскольку в период пребывания в государственных учреждениях социальной поддержки дети практически не имели карманных денег, то, естественно, любая сумма для них является огромной. Стоимость вещей, необходимых для жизни, они не представляют. Прожиточный минимум для них понятие несуществующее, так как они привыкли к тому, что их кормят, покупают необходимые вещи. Они не представляют стоимости реальной жизни, не умеют экономить деньги, покупать необходимое, а не то, что им хочется.

Условия жизни таких детей приводят к формированию иждивенческой позиции по отношению ко всем окружающим. Она проявляется в высказываниях: «Вы нам должны…», «Вы обязаны…», «Дайте нам…» и т.д.

После выхода из детского дома выпускники стараются найти родственников, вернуться в семью. Им кажется, что их родители сразу полюбят их, будут им рады и все будет хорошо. Но в жизни они встречаются с другой картиной.

Отношения с родственниками не складываются, дети опять остаются в одиночестве. Не имея опыта жизни в семье, они не представляют семейных ценностей. Любой человек, который их пригрел, пожалел, кажется им сказочным героем, и сразу у них появляется надежда на то, что все будет хорошо. Они мало что могут предпринять самостоятельно. При получении отдельного жилья не могут жить в одиночку, чаще всего уходят жить к друзьям.

Деятельность социального педагога осуществляется с учетом особенностей развития каждого воспитанника. Учитывая психологические особенности, педагог  определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого воспитанника. Все это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии  воспитания на диагностической основе. Только при условии хорошего знания индивидуальных особенностей, установлении тесного и доверительного контакта с каждым студентом данной группы воспитательная работа может дать хороший результат. Система моей работы как социального педагога с каждым студентом данной группы строится следующим образом.

Первичное собеседование проходит в начале сентября: знакомлюсь со студентом, провожу беседу, выясняя мотивы выбора учебного заведения, психологический настрой.

Знакомство с личным делом студента начинается с изучения документации, выясняется социальный статус, биография и т.д. Особое внимание уделяется характеристикам с места учебы и проживания.

Консультация со специалистами, работавшими с воспитанником до поступления в колледж. Целью консультация является выяснение психологических особенностей ребёнка, восприимчивость к педагогическому воздействию, наличие или отсутствие склонности  к девиантному поведению.

Контроль за определением студента на место проживания по прибытию в колледж.  При необходимости — помощь в заселении.

Индивидуальная беседа. С первых дней обучения я стараюсь  установить психологический контакт. Сообщаю правила поведения в колледже, в общежитии колледжа, права и обязанности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выясняю психологический настрой воспитанника  на обучение. 

Посещения студента на дому совместно с классным руководителем, педагогом-психологом. Проводится регулярно. По результатам составляется акт обследования жилищных условий. При необходимости оказывается помощь в решении бытовых вопросов.

Проведение психологического обследования ребёнка педагогом-психологом с последующей консультацией в первые недели обучения и по необходимости в течение всех лет обучения.

Консультации для педагогов, работающих со студентом. Проводятся регулярно в течение всего курса обучения.  Обсуждается стиль взаимодействия с воспитанником, особенности его реакции на воспитательные воздействия.

Важной частью моей работы являются еженедельные беседы с воспитанниками. Контроль психологического состояния, поведения, успеваемости и посещаемости. Совместное решение возникающих вопросов. Как правило, ранее воспитанники не имели опыта самостоятельного ведения личного бюджета. Поэтому особое внимание уделяется обучению рациональному распределению денежных средств. Большое внимание обращается на вопросы обучения, выполнение домашних заданий и взаимодействие с педагогами. Из личного опыта могу сказать также, что помимо проблем, связанных с учёбой, у воспитанников часто возникают вопросы, связанные с трудностями в общении со сверстниками.  Часто воспитанники попадают в сомнительные компании. Совет социального педагога в таких ситуациях необходим;  вдвойне важно то, что он не воспринимается как нравоучение и, следовательно, не вызывает психологического сопротивления у воспитанников.

Первоначально студентов приходится приглашать для бесед в кабинет социального педагога, но с течением времени совместное обсуждение возникающих проблем и помощь в их решении становится традицией. Ребята делятся  новостями, обсуждают их.

Конечно, работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, не бывает гладкой. Не у всех студентов всё получается сразу, они делают ошибки. Однако при условии доверительных отношений с социальным педагогом и другими специалистами возникающие проблемы решать гораздо легче.

 

Оригинал работы:

Из опыта работы социального педагога




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*