Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Современный подход к воспитанию (из опыта воспитательной работы в ГБПОУ «Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва»)

07.11.2016 293 563
Маревич Наталья Александровна
Маревич Наталья Александровна, социальный педагог

Щедрин Сергей Васильевич
Щедрин Сергей Васильевич, методист, к.п.н.

Маревич Александр Викторович
Маревич Александр Викторович, зам. директора по воспитательной работе

Снисарь Петр Алексеевич
Снисарь Петр Алексеевич, методист

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

В ходе дискуссии, завязавшейся у одного из авторов статьи с Жиденко В.Е., заведующей отделением Челябинского медицинского колледжа, с ее стороны была высказана просьба «… поделиться своими методами работы со студенческой средой» ([6]). Уважаемая Вероника Евгеньевна, Ваша просьба услышана, тем более что нам есть чем «поделиться».

Напомним, что понятие «воспитание» определяется в части 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» ([13]).

Т.о. современный [1] подход к воспитанию в образовательных организациях заключается в развитии личности обучающегося, становлении его личностных качеств, востребованных современным обществом. Принципиальная сложность такого подхода заключается  получении достоверной информации о личностных качествах обучающегося, динамики их развития.

В ГБПОУ «Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва» (далее – ГБПОУ СОУОР) для обработки информации о личностных качествах обучающегося используется методика 14F – одна из модификаций многофакторного теста 16PF (тест Кеттела). В основе интерпретации ответов респондентов на вопросы теста – подсчет суммы баллов по вопросам, что позволяет сделать количественную и качественную оценку тем или иным индивидуально-психологическим особенностям. Значения шкал вопросов теста варьируются от 1 до 9 (средним значением по всему населению России является 5 баллов). Такая методика исследования является ноу-хау ГБПОУ СОУОР и позволяет получить информацию о личностных качествах обучающегося с достоверностью не менее 95%.

Нормативная основа воспитательной работы в ГБПОУ СОУОР содержится в следующих локальных нормативных актах:

  • Концепция воспитательной работы.
  • Стратегический план развития.
  • Кодекс этики и служебного поведения работников.
  • Портрет выпускника.
  • Положение о мониторинге сформированности компетенций студентов.
  • Правила внутреннего распорядка для студентов.
  • Положение о правилах внутреннего распорядка для проживающих в студенческом общежитии.
  • Положение о порядке применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания.
  • Положение о наградах.

Свое мнение, относительно принципов воспитательной работы мы изложили в статье, опубликованной в Информио ([8]).

ГБПОУ СОУОР, в соответствии с уставом, ориентировано на подготовку тренеров-преподавателей для спортивных школ Саратовской области. В результате анализа литературы по должностным обязанностям тренера-преподавателя, личности успешного человека, личности успешного тренера, а также в результате своих исследований ([16]) были выявлены следующие личностные качества[2], которыми должен обладать выпускник ГБПОУ СОУОР для успешной профессиональной деятельности в качестве тренера-преподавателя: интеллект, эмоциональная устойчивость, определенность взглядов, стремление к творчеству, гибкое поведение, потребность в самосовершенствовании, организаторские качества, волевые профессиональные качества, коммуникативные качества, тактичность.

Следует заметить, что общеобразовательные организации г. Саратова и Саратовской области недостаточно ориентированы на формирование личности своих выпускников. Так, в соответствии с п.5 Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (10-11 кл.), выпускник школы должен обладать следующим набором личностных характеристик: «креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни» [12]. Однако результаты входной диагностики личностных качеств нового набора студентов ГБПОУ СОУОР ежегодно фиксируют у них: низкий или ниже среднего уровень развитости социальной активности и активности в познании мира, мотивации на творчество и инновационную деятельность, на образование и самообразование, готовности к сотрудничеству, умения достигать взаимопонимания и вести конструктивный диалог. Помимо этого по результатам этих исследований выявляется (с незначительным отклонениями) низкий или ниже среднего уровень развития познавательных процессов, самообладания, адекватности самооценки, интеллекта, быстроты действий, дипломатичности (вежливости), потребности в общении, подчиняемости, амбициозности, разборчивости в средствах, уверенности в себе, общих и коммуникативных способностей. Среди наиболее значимых мотивов – личный интерес и отношения с руководителем, наименее значимых – самосовершенствование, порядок и организованность процесса. Помимо этого по результатам этих исследований выявлен высокий или выше среднего уровень развитости у студентов нового набора таких личностных качеств, как воля, независимость, эмоциональная устойчивость, доминантность, экспрессивность, нормативность[3], воображение, доверительное отношение к людям, тревожность, радикализм, конфликтность, настойчивость, соревновательность, креативность, раздражительность, скепсис, эмоциональность, экзальтированность. Возможно, что ряд личностных характеристик (воля, эмоциональная устойчивость, доминантность и др.) формируются в ходе учебно-тренировочного процесса и соревновательной практики вне учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных организациях. Конечно, результаты входной диагностики претерпевают изменения в ту или иную сторону (в зависимости от набора студентов), однако в целом общие тенденции сохраняются.

В систему образовательной деятельности по формированию личности студентов ГБПОУ СОУОР входят тренинги, дифференцированная работа с категориями студентов, выбор индивидуальных образовательных траекторий для студентов, применение в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик активного социально-психологического обучения, волонтерское движение, исследовательская деятельность студентов и др., что позволяет обеспечить не только результативность освоения студентами образовательной программы, но и реализацию требований ГБПОУ СОУОР к личности выпускника.

В систему тренингов для нового набора студентов входят тренинги познавательных процессов, творческих способностей, общения, поведения в разных (в т.ч. конфликтных) ситуациях, уверенности в себе, адекватности самооценки и т.д. Описание тренингов (тренинговых занятий) нетрудно найти в интернете. Тренинговые занятия проводятся, как правило, педагогом-психологом ГБПОУ СОУОР, однако к их проведению могут привлекаться другие педагоги ГБПОУ СОУОР, которые обладают способностью свободно и откровенно общаться со студентами.

Дифференцированная работа с отдельными категориями студентов включает воспитательную работу с такими категориями студентов, как слабоуспевающие студенты, студенты группы риска (студентами с отклоняющимся или девиантным поведением, с социальными отклонениями) и одаренные студенты.

Работа со слабоуспевающими студентами заключается в выявлении факторов слабой успеваемости в ходе тестирования, опросов, бесед, наблюдений за поведением и деятельностью студентов на учебных занятиях, а также устранения выявленных факторов.

Среди наиболее часто диагностируемых причин слабой успеваемости студентов:

  • слаборазвитые познавательные процессы;
  • слаборазвитые креативность и логичность мышления;
  • малозначимость мотивов самосовершенствования и профессионального совершенствования;
  • недостаточная уверенность в собственных силах;
  • наличие у студента серьезных жизненных и поведенческих проблем;
  • негативное психическое состояние (апатия, депрессия, фрустрация).

У некоторых студентов (в основном это студенты, отсутствовавшие длительное время на учебных занятиях, в т.ч. студенты-юноши, проходившие службу в ВС России) возникают проблемы с адаптацией к учебному процессу.

При выявлении у студента причин слабой успеваемости с ним проводится соответствующая работа в форме бесед, консультаций, тренингов, оказания помощи в преодолении учебных затруднений и выборе индивидуального образовательного маршрута.

Длительное отсутствие студентов на учебных занятиях по объективным причинам (в подавляющем большинстве случаев это выезды на учебно-тренировочные сборы и соревнования) не приводит к снижению уровня успешности их учебной деятельности. Такие студенты своевременно получают дидактические материалы и задания по дисциплинам с использованием кейс-технологий и электронной почты, консультационную помощь по электронной почте или в режиме on-line. Отсутствие студентов во время промежуточных аттестаций по объективным причинам автоматически влечет приказ об изменении таким студентам сроков аттестации.

Система работы со студентами группы риска включает следующие этапы:

  1. этап диагностики. Выявление студентов группы риска, получение информации направленности и степени выраженности отклонения в поведении от социальных норм (модели должного поведения, должных общественных отношений и деятельности), об индивидуально-психологических качествах личности таких студентов, обуславливающих отклоняющееся поведение; составление, с учетом полученной информации, индивидуального плана сопровождения студента;
  2. основной этап. Проведение индивидуальной воспитательной работы со студентами группы риска. Мониторинг поведения (деятельности) студентов и внесение необходимых коррективов в индивидуальные планы сопровождения студентов;
  3. заключительный этап. Проведение выходной диагностики, анализ полученных результатов, внесение необходимых коррективов в систему воспитательной работы со студентами группы риска.

Индивидуальная (дифференцированная) работа со студентами группы риска проводится по следующим направлениям:

  • проведение индивидуальных бесед со студентами различной воспитательной направленности;
  • формирование у студентов следующих мотиваций:
  • возможность самосовершенствования,
  • возможность проявления творческого подхода к работе,
  • интересное содержание работы,
  • логичность,
  • порядок,
  • профессиональное совершенствование и выполнение задач;
  • консультирование и оказание необходимой помощи в трудных (затруднительных) жизненных ситуациях и другое.

Мониторинг поведения (деятельности) студентов ведется в форме естественного наблюдения, проведения бесед (собеседований) студентов с педагогическими сотрудниками, консультаций с тренерами, воспитанниками которых являются студенты, опросов, психологических исследований личности студентов.

Помимо студентов нового набора к числу студентов группы риска могут быть отнесены студенты, закончившие спортивную деятельность. Для таких студентов проводится дополнительное исследование ряда их индивидуально-психологических качеств по опроснику «Басса-Дарки», позволяющее диагностировать их состояние агрессии.

Выявление одаренных студентов производится на этапе входной диагностики свойств личности студентов нового набора. Дополнительными методиками, позволяющими сделать вывод о наличии у студентов одаренности  являются тесты коэффициента интеллекта (КИ), методики изучения памяти («Оперативная память», «Память на образы»), методики изучения внимания (методика Мюнстерберга и др.), методики для оценки логики мышления («Сложные аналогии», «Интеллектуальная лабильность» и др.), методики диагностики способностей («Выявление общих понятий», «Значение слов» и др.).

Признаками отнесения студентов нового набора к категории одаренных студентов являются выраженная направленность студентов на ценность познания и стремление реализовать свои способности в учебе (значимость мотиваций на самосовершенствование, профессиональное совершенствование), устойчивость навыков саморегуляции (контроль поведения, речи), склонность к принятию ответственности за свои неудачи (внутренняя референция при неудачах).

Особенности взаимодействия с одаренными студентами учитывают имеющуюся информацию о личностных свойствах студента, полученную в результате диагностики (опросник Р.Б. Кеттела, коэффициент интеллекта и др.), а также информацию, полученную в ходе мониторинга развития личностных качеств студентов, наблюдения за их деятельностью и поведением

Методы активного социально-психологического обучения используются при проведении практических (семинарских) занятий по учебным дисциплинам. Подобные практические занятия предусмотрены в рабочих программах учебных дисциплин, планируются, организуются и проводятся с привлечением (при необходимости) педагога-психолога, социального педагога, куратора курса ГБПОУ СОУОР, педагогических работников спортивных организаций гг. Саратова и Энгельса.

При составлении модели практического занятия проводится прогнозирование хода занятия, возможных ситуаций, результативности занятия, подбор вопросов и выстраивание их в логической последовательности с учетом личностных свойств студентов (в т.ч. развитости их познавательных процессов, способностей, навыков коммуникативной деятельности и т.п.). Перед началом занятия выбираются схемы расстановки стульев и учебных столов. При необходимости по окончании занятия проводятся групповые и индивидуальные беседы со студентами различной направленности и тематики.

В ГБПОУ СОУОР используются следующие методы активного социально-психологического обучения: «сократовская беседа», дискуссии, метод анализа конкретных ситуаций (АКС), метод  «круглый стол», метод «мозговая атака», ролевые и деловые игры (более подробно см. приложение 8 к [9]).

Студенты ГБПОУ СОУОР принимают участие в реализации социально-ориентированного проекта «Волонтерское движение». В задачи волонтерского движения в ГБПОУ СОУОР входят:

  • развитие студенческого волонтерского движения, приобщение к добровольческой деятельности студентов ГБПОУ СОУОР;
  • формирование позитивного влияния на студентов при выборе ими жизненных ценностей, повышение их активной жизненной позиции;
  • формирование навыков и умений противостоять негативным явлениям;
  • пропаганда здорового образа жизни, формирование правовой культуры, гражданского самосознания, навыков межличностного общения.

Опыт работы, накопленный в ходе реализации проекта, был использован при создании дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки контролеров-распорядителей ([15]).

Исследовательская (в т.ч. экспериментальная) деятельность студентов осуществляется в течение всего периода обучения ГБПОУ СОУОР.  Результаты исследовательской  и инновационной деятельности освещаются на студенческих научно-практических конференциях (см. [4]), публикуются в интернете (из последних публикаций в Информио см. [1], [2], [7], [10], [11]).

Организация кружков, секций общекультурной, общеинтеллектуальной, социально-нравственной направленности локальными нормативными актами ГБПОУ СОУОР не предусмотрена, что связано со спецификой контингента студентов ГБПОУ СОУОР (ежедневными учебно-тренировочными занятиями, выездами на учебно-тренировочные сборы и спортивные соревнования)[4].

Итогом воспитательной работы в ГБПОУ СОУОР следует считать результаты выходной диагностики динамики изменений личностных качеств студентов выпускного курса. Так в 2016 г. по результатам исследования были сделаны следующие выводы:

  1. В целом личностные качества студентов соответствуют требованиям училища к личности выпускника, в т.ч.
  • развитые познавательные способности (интеллект, воображения);
  • эмоциональная устойчивость (развитие сдержанности, снижение тревожности);
  • определенность взглядов (психологическая зрелость);
  • творческий потенциал (креативность, стремление к творчеству);
  • потребность в самосовершенствовании;
  • организаторские качества;
  • волевые профессиональные качества (воля, нравственность, самоконтроль, самообладание, независимость, настойчивость, ответственности);
  • коммуникативные качества (общительность, социальная смелость, социальный интеллект);
  • тактичность.
  1. Для выпускника училища свойственны следующие особенности
  • высокий уровень развития волевых характеристик; нормативность, социальная смелость, некоторая доминатность, настойчивость, уверенность в себе, ответственность, легкость адаптации к новым условиям, амбивертность, терпимость к чужим недостаткам;
  • высокий уровень стремления к самореализации, престижу, соревновательность, высокий уровень ориентации на семью.
  1. Образовательный процесс в училище оказывает значительное влияние на
  • развитие интеллекта, эмоциональной устойчивости, самообладания, самоконтроля, нравственности, адекватности самооценки, дипломатичности (вежливости), естественности в общении, коммуникативных способностей, психологической зрелости, разборчивости в средствах для достижения цели, стремления к успеху, уверенности в себе, оптимизма, мотивации на самосовершенствование;
  • уменьшение тревожности, экзальтированности, раздражительности.
  1. Образовательный процесс в училище способствует
  • развитию подчиняемости, стрессоустойчивости, мужественности, настойчивости, соревновательности, ориентации на решение задачи, креативности, общих способностей, организационных способностей, адаптивности, ориентации на общие нормы, ответственности, потребности личных достижений, ориентации на порядок;
  • уменьшению конфликтности, демонстративности поведения, мотивации на статус.

Более подробно см. приложение 10 к [9].

 

Список используемой литературы

 

  1. Алибеков Д.Г. Влияние личностных качеств спортсмена на спортивный результат в велоспорте / Д.Г. Алибеков, Д.С. Щедрин // Информио [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.informio.ru/publications/id2649/Vlijanie-lichnostnyh-kachestv-sportsmena-na-sportivnyi-rezultat-v-velosporte.
  2. Арсланова З.М. Влияние индивидуальных психологических качеств подростков на физическое развитие / З.М. Арсланова, Д.С. Щедрин // Информио [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.informio.ru/publications/id2652/Vlijanie-individualnyh-psihologicheskih-kachestv-podrostkov-na-fizicheskoe-razvitie.
  3. Аттестация педагогических работников // Сайт ГАОУ ДПО СОИРО [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://soiro.ru/forum/page.php?id=762.
  4. Вторая студенческая научно-практическая конференция на тему «Физическая культура, спорт и туризм на современном этапе: реалии и перспективы развития» // Сайт ГБПОУ СОУОР [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.saratovuor.ru/index.php?blog=strcat&category=18.
  5. Должностная инструкция преподавателя // Prom-Nru [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-prepodavatelya.
  6. Жиденко В.Е. Проектный подход – как современная форма организации воспитательной работы в колледже / В.Е. Жиденко // Информио [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.informio.ru/publications/id2668/Proektnyi-podhod-kak-sovremennaja-forma-organizacii-vospitatelnoi-raboty-v-kolledzhe.
  7. Кричигина Н.К. Влияние личных особенностей на вероятность возникновения травм в армспорте / Н.К. Кричигина, Д.С. Щедрин // Информио [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.informio.ru/publications/id2651/Vlijanie-lichnyh-osobennostei-na-verojatnost-vozniknovenija-travm-v-armsporte.
  8. Маревич А.В. Принципы педагогического процесса в современной парадигме российского образования / Бирюкова О.В., А.В. Маревич, Д.С. Щедрин, С.В. Щедрин // Информио [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.informio.ru/publications/id747/Principy-pedagogicheskogo-processa-v-sovremennoi-paradigme-rossiiskogo-obrazovanija.
  9. Отчет о результатах самообследования ГБПОУ «Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва» в 2016 г. // Сайт ГБПОУ СОУОР [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.saratovuor.ru/image-foto/1461583162orcet_samoob%202015-2016.pdf.
  10. Палин Д.В. Особенности проявления тревожности у шахматистов / Д.В. Палин, Д.С. Щедрин // Информио [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.informio.ru/publications/id2650/Osobennosti-projavlenija-trevozhnosti-u-shahmatistov.
  11. Сазонов А.С. Особенности темперамента успешных велогонщиков / А.С. Сазонов, Д.С. Щедрин // Информио [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.informio.ru/publications/id2648/Osobennosti-temperamenta-uspeshnyh-velogonshikov.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.), утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365.
  13. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // портал «Российская газета» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
  14. Щедрин С.В. Дидактические материалы по учебной дисциплине педагогика. Педагог и педагогическая деятельность / Д.С. Щедрин, С.В. Щедрин // NUMI.RU [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://numi.ru/fullview.php?id=63537.
  15. Щедрин С.В. Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки контролеров-распорядителей (стюартов) / Исакова М.И., С.В. Щедрин // NUMI.RU [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.numi.ru/fullview.php?id=72568.
  16. Щедрин С.В. Личность тренера / Д.С. Щедрин С.В. Щедрин // NUMI.RU [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.numi.ru/fullview.php?id=72746.

 

Оригинал работы:

 

Современный подход к воспитанию (из опыта воспитательной работы в ГБПОУ «Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва») 

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*